В связи со значительным территориальным расширением бизнеса компания «Ренессанс страхование» приняла решение о построении корпоративной системы хранения данных (СХД). Это в свою очередь стимулировало компанию к тому, чтобы заняться некоторыми программными решениями по оптимизации логики хранения корпоративной информации и подойти таким образом ближе к реализации современных комплексных концепций хранения. Об этом мы беседуем с Дмитрием Калинкиным, техническим директором компании.

Intelligent Enterprise: Ввиду каких изменений в работе компании вы решили пересмотреть подходы к хранению и обработке инфор­мации?

Дмитрий Калинкин: В последнее время в компании «Ренессанс стра­хование» произошли кардинальные изменения: была внедрена дивизиональ­ная структура управления, выде­лены штаб-квартира и сервис-центр, в который в числе прочих вошли HR-служба, колл-центр и департамент ИТ. Помимо этого мы быстрыми темпами наращиваем свое присутс­твие в регионах. Только в 2007 году было открыто тринадцать филиалов. Когда филиалы стали открываться в массовом порядке, встал вопрос, какие информационные инструменты необходимы для того, чтобы подде­рживать одинаково высокий уровень клиентского обслуживания во всех регионах. Какую модель пос­троения информационных систем выбрать — централизованную или распределенную. При этом мы думали и о том, каким образом обеспечить надежность, доступность и отказоус­тойчивость информационных сервисов. В результате мы пришли к выводу, что необходимо идти по пути консолидации данных и строить централи­зованную систему хранения.

Было решено, что вся наша регио­нальная сеть должна работать на учетно-страховых системах веде­ния договоров, которые находятся в Москве.

Когда мы принимали решение о построении корпоративной СХД, у нас в компании была гетерогенная среда, включавшая в себя разнород­ные хранилища данных, отдельные полки Sun, IBM и массивы Arena тайваньской компании Maxtronic, которые работают на жестких дисках с интерфейсом SerialATA. Поэтому нужно было найти единое решение, способное удовлетворить все наши потребности.

О хранении каких данных идет речь?

У нас большой объём рабочей файловой информации офисных приложений, информации по договорам страхования, хранящейся в базах данных. По каж­дому страховому случаю делают­ся фотоснимки, которые должны храниться определённое время, установленное законом. Иными сло­вами, у нас в компании возникли те самые проблемы с корпоративным информационным ресурсом, о кото­рых сейчас очень много говорят: растет количество неструктуриро­ванных данных в электронном виде, постепенно теряющих роль некого факультативного справочного ресур­са. Наоборот, такая информация все более повышает свой статус как кор­поративный информационный ресурс, становится фактически обязательной для использования или по крайней мере очень существенно значимой для бизнеса. При этом во многих случаях она должна быть содержа­тельно связана с информацией дру­гого формата, часто порождаемой в других системах. Таким образом появляется полное информацион­ное сопровождение тех или иных бизнес-процессов, и большая часть информационных ресурсов компа­нии становится связанной именно с ними. Слова «установленное законом время» — тоже далеко не формаль­ный речевой оборот. Когда данных очень много, управлять их жизненным циклом гарантированно без ошибок даже на самом элементарном уровне (фактически на уровне этапов созда­ния-уничтожения) не так уж просто. А этот жизненный цикл может быть и совсем не элементарным. Более того, количество регулирующих актов, влияющих на управление жизненным циклом информации, будет только расти. Западная практика заставляет нас делать именно такие прогнозы, и уж такой отрасли, как страхование, это касается точно. Отсюда — по­требность нашей отрас­ли в качественно новых технологиях хранения информации и прежде всего в организации иерархической структуры хранили­ща данных.

Кроме того, мы сейчас активно внедряем CRM-систему Oracle Siebel. Она также централизованная, и на ней строится работа всей нашей ком­пании в области взаимоотношений с клиентами, что опять же существенно поднимает требования к доступности данных. Интерфейс системы Siebel должен функционировать в режи­ме, близком к «24×7». Это означа­ет, что нужно быстрое, надежное, доступное и масштабируемое реше­ние, которое одновременно будет удовлетворять большинству извест­ных характеристик, предъявляемых к корпоративному информационному ресурсу.

Как вы выбирали продукт и исполнителя проекта?

Мы внимательно следили за тем, что происходит на рынке, изуча­ли так называемые «best praсtice», знакомились с результатами уже реализованных проектов. Посетив несколько семинаров, организованных EMC, мы нашли, что компания пред­лагает очень интересные решения. Нам нужно было не только консоли­дировать данные в одной дисковой системе, но ещё и решить задачу резервирования и архивирования информации с дальнейшим прицелом на построение резервного ЦОДа. То, что было предложено EMC, — как непосредственно дисковая подсисте­ма, так и соответствующее програм­мное обеспечение — нам понрави­лось. Кроме того, в начале 2007 года мы приступили к виртуализации и консолидации наших серверов на технологиях компании VMware, ныне принадлежащей EMC, и остались довольны этим проектом. Разработав вместе с EMC концеп­цию и технологический состав реше­ния, мы провели тендер на поставку, в котором участвовало несколько системных интеграторов, имеющих хорошую экспертизу в области про­дуктов ЕМС. Победила компания IBS Platformix. Одним из основных критериев выбора поставщика был успешный опыт реализации подобных проектов.

Расскажите подробнее о предло­женной EMC архитектуре реше­ния и об используемых техноло­гиях.

В EMC нам предложили два вари­анта — CLARiiON и DMX. Учитывая текущий объем своих данных и масштабируемость CLARiiON, мы пришли к выводу, что этот инструмент способен удовлетворить наши запросы не только в ближайшей, но и в отдаленной перспективе. Поэтому не имело смыс­ла вкладывать инвестиции в DMX, который существенно дороже. Хотя фактор стоимости при выборе был не самым значимым, важно было вписаться в рамки бюджета. Архитектура выбранного решения строится на СХД EMC CLARiiON CX3-40C. Эта система имеет порты ввода-вывода, рассчитанные на 4 Гбит/с, и 4-Гбит/с внутрисистемные коммутируемые шины, что позволяет получить сбалансированный ввод-вывод на всем протяжении следова­ния данных — от сервера до диска. Выбранная СХД поддерживает одно­временно два протокола обмена — Fiber Channel и iSCSI. Такая конфигурация позволяет осуществлять обмен данными с серверами по протоколу Fiber Channel, а по iSCSI в дальнейшем организовать уда­ленную репликацию с СХД резерв­ного ЦОДа.

В результате мы обеспечили высокую скорость доступа к данным серверов и получили недорогое решение для удаленной репликации.

На базе этой СХД мы реализовали два уровня хранения данных — хранение структу­рированных данных баз данных и хранение неструктурированных данных.

Для хранения структурирован­ных данных был создан уровень хранения, обеспечивающий макси­мальную скорость доступа и мак­симальную надежность хранения. Для этого создали RAID 10 на дисках FC 73 GB 15K. Для хранения осталь­ных данных был создан RAID 5 на дисках FC 300 GB 15K.

Кроме того, мы внедрили реше­ние ЕМС DiskXtender для интеллек­туального управления данными, которое использует технологию пере­мещения данных между различными уровнями хранения и позволяет организовать хранение данных наиболее эффективным образом. При этом обеспечивается соответс­твие требованиям к продолжитель­ности хранения данных, оптимизиру­ется использование уже имеющихся устройств хранения и значительно сокращается время резервного копи­рования и восстановления инфор­мации.

Аналогичное решение мы выбрали и для нашей почтовой системы. Для организации корпоративного храни­лища почтовых сообщений, которое работает совместно с почтовыми серверами и позволяет собирать, группировать, сохранять и извлекать из хранилища сообщения и вложен­ные документы, мы используем ЕМС EmailXtender. Основными функция­ми этого ПО является копирование сообщений с почтовых серверов на архивный сервер, их хранение опти­мальным образом, и предоставление возможности быстрого поиска и извлечения. Кроме этого EmailXtender позволяет заменять почтовые сообщения и вложения, хранящиеся на почтовых серверах, указателями на архив, что сущест­венно сокращает объем почтового хранилища.

Для управления и настройки системы хранения данных мы исполь­зуем EMC Navisphere Management Suite.

Ну и наконец приобретённый нами EMC SnapView позволяет создавать локальные физические и логические копии данных для проверки, резервного копирования и восстановления.

Каковы сроки и основные собы­тия проекта?

В августе 2007 года совместно с EMC была разработана концепция решения и затем подготовлена спе­цификация. В конце сентября — нача­ле октября мы провели тендер на поставку оборудования и ПО и в ноябре заключили договор. К Новому году нам поставили всё оборудование и программное обеспечение. В янва­ре 2008-го стартовал проект по внед­рению. Когда была инсталлирована дисковая подсистема СХД, был запу­щен процесс переноса данных. Мы начали с наименее критичных для бизнеса данных — файловых ресурсов, уста­новив элемент ILM — программный продукт DiskXtender. Эти данные с разных стоек и разрозненных хранилищ стали собираться воедино. Следующим этапом стал перевод виртуальных машин в новое хранилище. Сейчас в СХД переводит­ся почтовое хранилище MS Exchange. Параллельно внедряется EmailXtender, о котором я уже упоминал. Таким образом, с помощью технологии мно­гоуровневого хранения мы смогли задать срок жизни данных в дисковой подсистеме EMC, по истечении кото­рого они отправляются в более деше­вое архивное хранилище, в качестве которого теперь используется осво­бодившийся массив Arena Maxtronic. Тут нужно подчеркнуть, что внедре­ние продуктов и технологий EMC не подталкивает нас к использованию решений исключительно от одно­го производителя. Для компании с уже накопленным багажом успешно используемых ИТ-систем и аппарат­ных комплексов, где к тому же чрез­вычайно важны понятия надежности и доступности информационных ресурсов, это преимущество — не быть замкнутым на одном постав­щике — трудно переоценить. Таким образом, пока всё идет по плану. Перенос данных производит­ся без остановки бизнеса и никоим образом не отражается на работе пользователей.

Что вы можете сказать о ре­зуль­татах и перспективах проекта?

Экономический эффект под­считывать преждевременно, но по крайней мере уже сейчас мы полу­чили уверенность в сохранности и доступности нашей информации, что не менее важно. Раньше у нас пару раз случались сбои оборудо­вания Maxtronic: выходила из строя подсистема хранения данных, после чего ее приходилось восстанавли­вать в течение довольно долгого времени, ведь в ней хранились терабай­ты информации. С внедрением EMC CLARiiON мы наконец можем быть спокойны: надежность составляет 99,9999%, все узлы продублированы, то есть ситуация отказа системы практически исключена.

Внедрение СХД я рассматриваю как один из этапов проекта построения целостной отказоустойчивой ИТ-инфраструктуры компании. Следующим этапом должно быть создание резерв­ного ЦОДа на технологии асинхрон­ной репликации.