Полнофункциональных проектов в области управления мастер-данными (Master Data Management -- MDM) у нас в стране пока совсем не много, хотя продукты подобного класса, бесспорно, считаются одними из важнейших специализированных бизнес-приложений, по крайней мере для крупных компаний. О ключевых моментах внедрения подобных продуктов мы бедуем с ИТ-директором одной из крупных торговых сетей.

Intelligent Enterprise: Об управлении мастер-данными сейчас, как известно, говорят очень много. Но поскольку с ними работают компании любой отрасли, формы собственности и любого размера, под данным термином может подразумеваться разная функциональность и соответственно иметься в виду различные схемы информационной поддержки. Что бы вы могли сказать по этому поводу, и с чем у вас ассоциируется задача управления мастер-данными?

Мастер-данные действительно по определению имеются в любой компании, даже если мы имеем, допустим, типичное предприятие малого бизнеса. Наверное, и в этом случае ими можно и нужно управлять. Но когда мы имеем в виду концепции управления, заложенные в системы Master Data Management (MDM), применение которых действительно обсуждается сейчас широко, мы говорим о несколько иных вещах. Если принимать эти концепции, то уже смело можно утверждать, что до необходимости решать данную проблему дозрело не так много компаний.

Проблема управления мастер-данными в ритейле остро встает тогда, когда сеть растет (в том числе территориально), и особенно в том случае, когда идет поглощение одних сетей другими Иными словами, при ассортименте в сотни тысяч наименований, высокой степени распределенности розничного бизнеса мы имеем в наличии десятки отдельных наборов мастер-данных, которые очень часто содержат идентичные позиции. В случае такого масштаба мы, безусловно, сталкиваемся с необходимостью использовать специализированные MDM-решения. Кстати, говоря о масштабе проблемы, уместно разграничить проблему ведения единого классификатора товаров и проблему мастер-данных. Классификатор товаров в любой крупной торговой сети – это живой инструмент, которым мы также пользовались и будем продолжать пользоваться. Свести соответствующие группы двух объединяемых торговых сетей можно вручную часа за три, а поддерживать в актуальном, полном и непротиворечивом состоянии номенклатурный справочник из почти полумиллиона позиций – это совершенно иная задача.

Но дело не только в масштабе, но и в качестве ведения бизнеса. Так, в моноформатной сети управлять мастер-данными вне ERP вообще не имеет никакого смысла, а в мультиформатной – наоборот, не имея решения в области управления мастер-данными, нет возможности, например, с единого распределительного центра снабжать магазины разного формата, даже если они расположены недалеко от этого центра и соответственно рядом друг с другом. Иными словами для предприятий розничной торговли проблема мультиформатности – это также важный фактор для того, чтобы обратиться к промышленным решениям класса MDM с целью повышения эффективности бизнеса.

Далее на потребности бизнеса в решениях класса MDM оказывает влияние ассортиментная политика. Так, если львиная доля товаров на полках магазинов относится к локальному ассортименту, и вы не собираетесь ничего в этом плане менять, то единое в масштабах бизнеса MDM-решение (по крайней мере в его классическом варианте развертывания) может оказаться просто не нужным.

И, наконец, мы должны учитывать перспективы развитие бизнеса, а думая об этом, мы можем предположить, что у нас могут появиться иные направления торговли, которые будут принципиально отличаться от того, чем компания занималась ранее. Скажем, к торговле продуктами питания добавляется аптечный бизнес. Соответственно, это может быть сопряжено с иными форматами торговых предприятий, бизнес-процесами, требованиями к отчетности, прикладным бизнес-системам и пр. В то же время некоторые товарные позиции вполне могут с одинаковым успехом продаваться как в новом, так и в традиционных для той или иной сети форматах магазинов. Ясно, что в обоих случаях будут требоваться одни и те же мастер-данные. Поэтому процесс работы с мастер-данными, будучи единым для всего бизнеса, должен в то же время оставаться инвариантным по отношению к любым изменениям как в бизнесе, так и в информационной поддержке.

Не могли бы вы кратко остановиться на некоторых моментах, относящихся непосредственно к ведению проекта в области MDM?

Поскольку мы, по сути, имеем дело с типичной бизнес-системой, вполне уместно разделить содержательную подготовку к внедрению и технологическую имплементацию. Последнее позволяет продукту «лечь» именно на подготовленную под потребности компании почву. Содержательная подготовка ассоциируется непосредственно с созданием адекватной бизнесу модели мастер-данных. Данная модель должна, во-первых, устраивать все подразделения компании, заинтересованные во внедрении. Во-вторых, быть предельно гибкой и способной трансформироваться почти мгновенно. Надо сказать, что решение этой задачи очень непростое. По крайне мере непростое настолько, что на отечественном рынке можно и не найти специалистов необходимой квалификации. Могу сказать, что экспертиза внедрения MDM-решений в плане построения моделей мастер-данных в России действительно в дефиците, и это относится даже к продуктам данного класса, встроенным в уже далеко не первый год внедряемые на российском рынке масштабные ERP-решения.

Если сеть мультиформатная, то одним из ключевых результатов внедрения MDM-системы может стать решение вопроса мультиформатной логистики, а это весьма значительный потенциал повышения эффективности. Очень важно и то, что появляется возможность легко строить отчеты не только в разрезе товарных групп, но и номенклатурных позиций. Здесь мы сразу выходим на решение таких важных для розничной торговли задач как управление ассортиментом или выявлением взаимного влияния спроса между различными товарами.

Внедрение бизнес-систем – это всегда, как известно, и организационная задача, часто затрагивающая интересы различных подразделений в компании. Что тут можно сказать, имея в виду системы класса MDM?

Конечно же, основным заказчиком со стороны бизнеса в данном случае, как правило, выступает отдел закупок, сотрудники которого ответственны за введение в матрицу новых позиций (равно как за выведение неактуальных позиций из нее). Формирование своего рода синергии в закупках является фактически ключевой задачей внедрения MDM. Однако это не означает, что департамент закупок является единственной заинтересованной стороной проекта. Эти данные нужны бухгалтерии, которая проставляет там свои атрибуты (например, ставку НДС) или специалистам отдела качества, которые «привязывают» к данным соответствующие сертификаты. Могут они потребоваться даже и маркетологам.

В целом я бы выделил четыре основные группы стейкхолдеров проекта по внедрению MDM. Это отдел закупок, ИТ-отдел, бухгалтерия и отдел качества. Надо сказать, что проблемы организационных приоритетов в свою очередь тянут за собой и технологические. Так, для взаимодействия между различными подразделениями в рамках деятельности по введению и выведению новых позиций и согласованию изменения существующих, представляется вполне целесообразным создание специальной программной системы класса workflow. В ряде случаев полезно давать возможность пользоваться результатами проекта поставщикам розничной сети. В частности, например, предоставлять им в руки инструмент по отслеживанию статусов их заказов.