Надежность работы ГАС «Выборы» зависит, в том числе, от качества и оперативности сервисного обслуживания программно-технических средств. ГАС «Выборы» обслуживают 12 сервисных центров. О работе одного из них, отвечающего за Северо-Западный федеральный округ, рассказывает Александр Экало, генеральный директор Научно-исследовательского института программных средств (НИИ ПС)

Intelligent Enterprise: Как давно вы занимаетесь сервисным обслуживанием ГАС «Выборы», и как за это время менялись задачи?

Александр Экало: Сервисные работы начались одновременно с внедрением системы в 1995  г. Нам была доверена техподдержка в двух субъектах: в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отмечая заинтересованность и высокий потенциал наших инженеров и программистов, ФЦИ при ЦИК России стал привлекать наш институт к работам по тестированию ПО, технологий внедрения и методик перехода на новые программные средства и операционные системы, новых технических средств и аппаратных платформ. В нашей зоне ответственности проходили испытания КОИБов и КЭГов. Компетентность наших сотрудников и качество выполнения работ были адекватно оценены. На протяжении 15 лет институт имеет государственный контракт на сервисное обслуживание ГАС «Выборы» во всех 11 регионах Северо-Западного федерального округа, в городе Санкт-Петербурге, Ленинградской области и Республике Карелия, на севере федерального округа — Мурманской и Архангельской областях, Ненецком автономном округе, Республике Коми, на востоке — Вологодской области, на юге — Новгородской и Псковской областях, на западе — в Калининградской области.

Первый этап эксплуатации ГАС «Выборы» потребовал чрезвычайного напряжения и экстраординарных усилий не только от разработчиков, но и от сервисных организаций. Тогда менее чем за год сервисные центры развернули систему во всех регионах, включая получение техники и ПО, инсталляцию автоматизированных рабочих мест (АРМ), развозку и установку на объектах, настройку и комп­лексную проверку всей системы в целом. Только на территории нашей зоны ответственности за короткий период было проведено обучение более 3500 человек обслуживающего персонала, Обслуживание каждого нового региона приходилось начинать с детальной ревизии состояния программно-технических средств (ПТС) и приведения к принятой в нашей организации системе и технологии обслуживания, а в некоторых случаях и дополнительного обучения системных администраторов территориальных избирательных комиссий. В настоящее время в зоне обслуживании НИИ ПС находится около 4000 единиц технических средств ГАС «Выборы», установленных в 237 комплексах средств автоматизации (КСА) территориальных комиссий и в 11 комиссиях субъектов РФ. Некоторые комиссии расположены в труднодоступных районах Севера и Северо-Востока, в которые можно добраться не менее чем за трое суток, и то если повезет с погодой и билетами. Часть маршрутов приходится выполнять на попутном транспорте, лодочных переправах, вездеходах.

За какие функции технической поддержки отвечает сервисный центр?

Сервисный центр отвечает за работу ГАС «Выборы» по многим аспектам. Это поддержание функционирования технических средств, проведение регламентных работ, диагностика и ремонт оборудования, поддержание функционирования штатных программных средств, внедрение новых версий ПО. Особое внимание уделяется контролю условий эксплуатации КСА, соблюдения требований Положения об обеспечении информационной безопасности. В наши обязанности входят контроль за сохранностью и использованием технических средств на объектах, ведение учета движения оборудования, проведение периодических инвентаризаций имущественного комплекса ГАС «Выборы», обеспечение КСА эксплутационной документацией, включая прием от разработчиков изменений эксплуатационной документации, их тиражирование и отправку на объекты.

Мы также занимаемся обучением вновь принятых системных администраторов, которое проходит в Санкт-Петербурге. Кроме этого, нам необходимо обучать собственных специалистов. По результатам обучения проводится аттестация и выдаются документы на право эксплуатации КСА.

Совместно с ИКСРФ мы анализируем региональную практику применения системы и готовим предложения по улучшению эксплуатации и повышению эффективности использования ГАС «Выборы».

Каким образом планируется и выполняется техобслуживание?

Основной перечень работ технического обслуживания изложен в техническом задании к государ­ственному контракту, согласно этому перечню мы и действуем. Есть работы экстренные, срочные, и есть плановые.

Экстренные работы, связанные с восстановлением работоспособности комплекса средств автоматизации (КСА) комиссии, выполняются в межвыборный период за пять рабочих дней, а во время проведения избирательной кампании — за три дня. Есть отдельные нормативы по видам работ и оборудования, где определены допустимые сроки простоя. Дистанционного доступа к оборудованию и ПО КСА комиссий у нас нет, это требование безопасности. Но у нас в сервисном центре есть стенд — точный аналог всего комплекса ПТС КСА территориальной комиссии (ТИК) и комиссии субъекта РФ (ИКСРФ). Все КСА комиссий имеют одинаковую конфигурацию, все ПТС унифицированы, и это строго контролируется. Поэтому мы можем уверенно смоделировать практически любую нештатную ситуацию и часто решаем проблему просто в телефонном разговоре с системным администратором.

Плановые работы включают объезд дважды в год всех КСА комиссий, обследование и, если нужно, ремонт и замену техники на местах.

На основании технического задания и отчетов исполнителей по предыдущему регламенту составляется детальный перечень — последовательность работ на КСА каждой комиссии. Затем совместно с комиссиями определяется график визитов к ним, планируется схема объезда, организуются транспорт и ночевки. ФЦИ при ЦИК России очень жестко ставит процесс учета ремонтов, консультаций, замены техники, отказов и вообще всех событий, связанных с сервисом. Для этого используются подсистема «Обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания» (ОЭСО) и подсистема «Управления и контроля функционирования» (УКФ) ГАС «Выборы», с которыми мы постоянно работаем. Накапливается статистика отказов, на основе ее анализа видны проблемные зоны, видна и эффективность тех­поддержки.

Как меняется сложность поддержки системы год от года?

Вначале оборудование территориальной комиссии включало два автономных АРМа на платформе 486 процессоров и 14‑дюймовых ЭЛТ-мониторов Compaq, матричных принтеров Epson, модемов ZyXEL. Операционная система MS DOS 6,22, ПО на базе Сlipper. Все ПО размещалось на 10 дискетах 1,4’’. Мы всегда чувствовали эволюцию операционных систем собственными руками: последовательно были проведены миграции с DOS 6. на многие версии Windows, вплоть до самых последних.

Была внедрена многоуровневая защита баз и передаваемых данных средствами криптографии, шифрования, антивирусной защиты и принятия ряда нормативных актов по защите персональных данных. Стали использоваться средства визуального отображения информации с использованием видеопроекторов, крупноформатных плазменных панелей. Связь между ЦИК России и комиссиями субъектов, а затем частично и связь их с территориальными комиссиями переведены на цифровые каналы связи.

Одновременно с модернизацией ПО в 2003  г. полностью заменены все технические средства и установлены новые компоненты системы. На каждом этапе развития и модернизации системы основными исполнителями реализации программ были сервисные центры, которые наряду с продолжением поддержания действующей системы в работоспособном состоянии провели в 2003  г. в течение полугода полную замену ПТС и переход на новое ПО на всех КСА территориальных комиссий без остановки работы. К 2011  г. состоится следующий этап модернизации, соизмеримый или более даже более масштабный, чем работы 2003  г.

Одним из направлений технического переоснащения избирательной системы будет более масштабное, чем раньше, применение технических средств подсчета голосов: комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексов для электронного голосования (КЭГ). Каков ваш опыт работы с этим оборудованием?

Начиная с 1996  г. наши специалисты в соответствии с постановлениями ЦИК России обеспечивали применение более чем 8800 технических средств подсчета голосов (ТСПГ) в 67 выборных кампаниях в 16 субъектах РФ. За это время нам довелось поработать со всеми моделями: СИБ, ГС-98, КОИБ, КОИБ-2003. Мы участвовали как в опробовании экспериментальных образцов, так и в применении промышленных партий устройств. По мере развития этого направления ГАС «Выборы» росло доверие к этой технике — если сначала при применении ТСПГ обязательно подразумевался и ручной подсчет голосов, то затем были внесены изменения в избирательное законодательство. Сейчас результаты, полученные на КОИБ-2003 и КЭГ, имеют юридическую силу.

Чтобы обеспечить применение КОИБ-2003 на выборах, нашим специалистам необходимо решать широкий круг задач: доставка КОИБ-2003 в субъект РФ и обратно после выборов, ознакомление членов участковых и территориальных комиссий с правилами применения КОИБ-2003, контроль за изготовлением бюллетеней и печатей, организация работы «горячей линии» поддержки в день перед голосованием и в день голосования и обратно и т. д. В единый день голосования 10 октября 2010  г. наши специалисты будут обеспечивать применение КОИБ-2003 в двух субъектах Северо-Западного федерального округа — Новгородской и Псковской областях.

Кроме работ по обеспечению применения КОИБ‑2003 на выборах, наше предприятие уже более 12 лет выполняет сервисное обслуживание ТСПГ — сейчас это 490 комплектов КОИБ-2003. Сервисное обслуживание КОИБ-2003 предполагает, как и обслуживание других ПТС ГАС «Выборы», проведение раз в полгода регламентных работ по методике, утвержденной ФЦИ при ЦИК России, ремонт, закупку необходимых расходных материалов, тестирование и установку новых версий СПО для КОИБ-2003 и т. д.

Какие проблемы наиболее существенны для сервисного центра, обслуживающего ГАС «Выборы»?

Краткосрочность контрактов не способствует плановому и перспективному развитию сервисного обслуживания ГАС «Выборы». Если бы контракты заключались хотя бы на три года, можно было бы эффективней планировать загрузку и обучение персонала. Также открытые аукционы допускают возможность за счет резкого снижения цены получение контракта случайными организациями, не имеющими возможностей выполнять полный объем работ с требуемым качеством.

Дмитрий Заглядский,
начальник отдела обеспечения функционирования и учета региональных фрагментов ГАС «Выборы» ФЦИ при ЦИК России

ГАС «Выборы» — это сложная, иерархическая, территориально распределенная информационная система, элементы которой размещаются почти в 3000 городов и районных центров России. Эффективное техническое обслуживание элементов (комплексов средств автоматизации) ГАС «Выборы» является одной из главных гарантий поддержания ее в постоянной готовности к применению.

Как показывает 15‑летний опыт проведения выборных кампаний, система сервисного обслуживания, представляющая собой кооперацию сервисных центров, избирательных комиссий субъектов РФ, разработчиков ГАС «Выборы», а также ФЦИ при ЦИК России, выступающего в роли руководящего, планирующего и контролирующего звена, функционирует достаточно эффективно.