Руководство «МРСК Сибири» в 2009 г. решило передать функции поддержки ИТ-активов на аутсорсинг. В рамках данного проекта на обслуживание сторонней компании («Астерос») были переданы все ИТ-активы в исполнительном аппарате «МРСК Сибири», в семи филиалах компании (Алтайэнерго, Бурятэнерго, Омскэнерго, Читаэнерго, Хакасэнерго, Кузбассэнерго-РЭС, Красноярскэнерго), а также в Томской распределительной компании. Специалисты «Астерос» будут обслуживать свыше 20 тыс. единиц техники и 185 программных средств на 304 удаленных объектах. И этому не помешало то, что в «МРСК Сибири» был неудачный опыт передачи на аутсорсинг ряда активов. Почему, тем не менее, руководство компании пошло по такому пути и о первых результатах данного проекта мы беседовали с ИТ-директором «МРСК Сибири» Владимиром Романовым.

Intelligent Enterprise: Был ли до того опыт использования аутсорсинга? Насколько он был успешным?

Владимир Романов: Да, в 2008 — 2009 гг. мы пытались передать на аутсорсинг услуги, связанные с обеспечением и обслуживанием систем связи в течение года. Опыт оказался негативным, и в итоге эти функ­ции были возвращены в нашу компанию.

Причина тому, я думаю, — недостаточно гибкие соглашения. Не были предусмотрены процедуры, связанные с отчетностью и разрешением конф­ликтов. Как предполагалось, аутсорсинг должен был повысить гибкость и упростить операции, но в реальности он создал для компании дополнительные осложнения, следствием чего стали неожиданные расходы и потребности в управленческих ресурсах, инертность управления. В результате аутсорсинга нагрузка на менеджеров возросла гораздо больше, чем ожидалось, и компания не смогла, как рассчитывала, высвободить внутренние ресурсы для других проектов. Кроме того, для аутсорсера компания «МРСК Сибири» стала единственным клиентом, что не позволило снизить производственные расходы на связь и в результате повлекло рост численности персонала аутсорсера, а также требование увеличить стоимость договора по услугам связи. В итоге принято решение отказаться от использования аутсорсинга связи.

Одно время аутсорсинг считался удовольствием не дешевым. Так ли это сейчас?

Мы всегда ставили во главу угла экономическую целесообразность при переходе на аутсорсинг. Другая задача аутсорсинга — повышение качест­ва предоставления ИТ-услуг. В подготовленном нами технико-экономическом обосновании мы вывели уровень снижения затрат на содержание ИТ-инфраструктуры в 5% без снижения текущего качества обслуживания. И это без учета экономии на транзакционных издержках. Экономия эта достигается, если говорить в двух словах, за счет более рационального использования ИТ-ресурсов, которого невозможно достичь в рамках «МРСК Сибири».

Многие прибегают к услугам аутсорсинга для решения проблем с кадрами. Их всегда не хватает, особенно за пределами крупных городов. Как с этим было в вашем случае?

С кадрами у нас было все в порядке. Кроме того, ранее мы провели большую работу по унификации ИТ-инфраструктуры. У нас все центры обработки данных построены на основе типовых решений, работают единые корпоративные информационные системы, существуют каналы связи ко всем районным электрическим сетям. В итоге можно брать команду из любого филиала и перебрасывать ее в любой другой, и она сразу же способна осуществлять облуживание ИТ-инфраструктуры. Мы создали сильный центр, расположенный в Красноярске, и отдельные цент­ры компетенции в ряде регионов. Так, например, в Омске у нас были сосредоточены специалисты по продуктам «1С», в Барнауле — по отраслевому ПО учета полезного отпуска и расчета балансов электроэнергии. Так что кадровый вопрос почти не повлиял на наше решение о переходе на аутсорсинг.

Что стало последним толч­ком, приведшим к началу проекта по передаче на аутсорсинг ИТ-инфраструктуры?

Руководство компании приняло решение сократить аппарат управления. В ходе этой программы сокращения было принято решение вывести службы, отвечающие за поддержку ИТ-инфраструктуры, на аутсорсинг.

Среди недостатков аутсорсинга часто называют недостаточность рычагов управляющего воздействия. Оно может привести к снижению эффективности процессов и увеличению затрат на обслуживание, к рискам нарушения сохранности имущества, снижения безопасности и утечки сведений конфиденциального характера в результате предоставления нерегулируемого доступа к документам, данным и материальным ценностям предприятия. Может замедлиться решение проблем в аварийных ситуациях. Так ли это? Что положительного вы получили от передачи ИТ-инфраструктуры?

Начну с того, что эффективный аутсорсинг должен держаться на трех китах. Первое и самое главное — это качественное согла­шение об уровне сервиса (SLA), требующее составления полного перечня услуг, которые мы передаем. Параметры этих услуг должны быть четко прописаны и измерены. Если какие‑то из них измерить не получается, алгоритм работы в этом случае необходимо отразить в договоре. По своему опыту могу сказать, что сразу задать оптимальный SLA не получится. На составление оптимального SLA для сложного спектра услуг необходимо не менее полугода.

Второе — это квалифицированная служба заказчика ИТ, отвечающая за взаимоотношения с аутсорсером.

И третье: нужна полноценная информационная система управления ИТ‑сервисами. В ее составе обязательно должна быть актуальная база ИТ-активов. Она должна охватывать все аппаратные средства, ПО, места использования, персонал. При этом необходима синхронизация с информационными системами управления финансово‑хозяйственной деятельностью и управления персоналом. Также нужна автоматизация службы Service Desk, чтобы каждая заявка была отражена в системе вместе с ее жизненным циклом — от подачи до разрешения.

Без такой системы контролировать отношения с подрядчиком невозможно. У нас она выстроена. В результате мы можем оценить качество соблюдения параметров SLA и трудозатраты аутсорсера — очень важный момент, так как в итоге мы точно определяем справедливую стоимость его услуг. Ведь всегда легко поднять документальную базу и определить, почему услуги стоят именно столько, а не меньше или больше. При этом стоимость может увеличиваться. У нас за год инфраструктура увеличилась на 50%, а трудозатраты аутсорсера выросли на существенно меньшую величину, по­этому стоимость контракта через год, с учетом инфляции, выросла всего на 10%.

Вопросы, связанные с сохранностью имущества и инфор­ма­ции, обычно регулируются договором об оказании услуг аутсорсинга и контролируются соответствующими службами. Тут я не вижу проблемы. По крайней мере для нашей компании.

А вот что касается времени реакции на инциденты, то тут, наоборот, аутсорсинг ведет к его сокращению. Ведь убытки, связанные с ошибками ИТ-персонала, компенсировать почти невозможно. При аутсорсинге их должен компенсировать провайдер услуги, что обычно прописано в договоре. Другие параметры регулируются SLA, и тут тоже нет никаких проблем.

Какие положительные результаты вы получили от передачи ИТ-инфраструктуры?

Прежде всего это гарантированный уровень ИТ‑об­служивания. Становится прозрачной стоимость содержания ИТ-инфраструктуры. А для департамента ИТ выгода состоит в том, что мы переложили ответственность за непрерывность ИТ-услуг на стороннюю компанию. Это дало нам возможность полностью сосредоточиться на проектной деятельности. Основная задача теперь — развитие. У нас есть стратегический план развития на 2008—2012  гг., и мы его реализуем.

Совпало ли это с ожиданиями? Как быстро окупится проект?

Практически все, что мы декларировали в технико-экономическом обосновании, было выполнено. Это говорит о хорошей начальной проработке вопроса, которая заняла около двух месяцев. Мы вышли на экономию в 5%, даже с учетом выплат персоналу, который по тем или иным причинам не переходил в штат аутсорсера.

Советуете ли вы другим поступить так же? Насколько ваш опыт применим к другим компаниям?

Да, передача на аутсорсинг то­го  или иного пакета ИТ-услуг может быть целесообразна. И наш опыт пригодился бы многим российским компаниям, особенно территориально распределенным.

При этом необходимо все просчитать. Прежде всего необходимо хорошо проработанное технико-экономическое обоснование, учитывающее все факторы. Этот документ следует готовить совместно с экономическими службами. Сам переход к аутсорсинговой схеме должен осуществляться по стандарту управления проектами.

Основная проблема — дефицит доверия

Барт Стаеленс,
директор по стратегическому маркетингу Orange Business Services в России и СНГ

На наш взгляд, основной причиной неудавшегося первого опыта перехода на аутсорсинг стало отсутствие четких критериев при выборе аутсорсера. Как показывает практика Orange Business Services, залогом успешных отношений можно считать ситуацию, когда выбор аутсорсера базируется на долгом опыте бизнес-отношений, когда заказчику уже понятно, чего можно ожидать от провайдера, какие компетенции у него действительно существуют, что он реально умеет делать. При этом важно наличие у аутсорсера соответствующей экспертизы в этой области, а также представительного портфолио, пула лояльных клиентов, четких процедур и всех необходимых компетенций.

Отмечу, что аутсорсинг телекоммуникационной инфраструктуры сегодня все еще не является типичной услугой на российском рынке, и потому в каждом случае сотрудничество выстраивается по индивидуальной схеме. Отечественный рынок ИКТ-аутсорсинга имеет большие перспективы, но, будучи не до конца сформированным, он в своем развитии еще некоторое время будет продолжать сталкиваться с рядом сложностей, связанных в первую очередь с недостатком «истории» партнерских отношений. Заказчик никогда не отдаст ключевой бизнес-процесс сторонней компании, с которой у него нет опыта взаимоотношений: он должен плавно увеличивать уровень услуг, которые передаются на аутсорсинг оператору, а многие российские заказчики еще даже не начали этот процесс. Только когда две компании становятся прозрачными друг для друга, устраивают друг друга по качеству сервиса, по стабильности бизнеса, переход на аутсорсинг может стать успешным. При этом чем более долговременно партнерство и сотрудничество, тем менее актуальной становится проблема дефицита доверия к аутсорсеру со стороны потенциального клиента.

Отмечу также, что наше законодательство не способствует поддержанию долгосрочных отношений между поставщиком и заказчиком, тогда как инвестиции, которые необходимо сделать для поддержки клиента (в оборудование, в персонал и т. д.), могут иметь срок окупаемости в несколько лет. Поэтому стандартной практикой Orange Business Services во всем мире являются трех-пятилетние соглашения, где фиксируется как стоимость услуг, так и скидка, которая увеличивается каждый последующий год. Такие соглашения обеспечивают лояльность заказчиков и дают уверенность в сохранности наших инвестиций.