Концепция «умного города», как известно, может быть реализована только тогда, когда к решению буквально всех ее подзадач активно привлекаются информационные технологии. О содержании и перспективах реализации пятилетней программы «Информационный город», недавно принятой в Москве, рассказывает Артем Валерьевич Ермолаев, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента информационных технологий г. Москвы.

Intelligent Enterprise: В чем суть государственной программы г. Москвы «Информационный город», что означает ее введение для мероприятий по информатизации столицы?

Артем Ермолаев: Одна из важнейших особенностей нынешнего этапа в развитии Москвы — ориентация на государственные программы. Если раньше на них выделялось лишь 10—15% городского бюджета, а все остальные средства поступали в распоряжение органов исполнительной власти, то теперь большая часть бюджетных денег распределяется именно через государственные программы. С их помощью мы рассчитываем систематизировать работу по целому ряду направлений и добиться, чтобы каждая потраченная копейка была связана с достижением определенного целевого показателя. Тогда мы будем понимать, насколько эффективно или неэф­фективно расходуются бюджетные деньги.

Мы хотим, чтобы Москва вошла в число передовых высокотехнологичных городов Восточной Европы, а в долгосрочной перспективе — всего континента. Но внедрение высоких технологий, конечно, не самоцель. Важно, чтобы они реально влияли на качество жизни горожан.

Государственная программа «Информационный город» состоит из нескольких подпрограмм. Первая из них — это создание электронных услуг, инструментов, за счет которых как раз и будет повышаться качество жизни в городе. Набор этих инструментов должен охватить все сферы нашей деятельности, от социальной до строительной, поскольку все они в конечном итоге завязаны на население.

Вторая подпрограмма относится к внедрению современных технологий сбора и анализа информации. Чтобы сделать Москву комфортной для проживания, необходимо управлять ситуацией. А для этого надо понимать, что именно создает проблемы. Самый яркий пример — управление транспортом. Мы постоянно ищем различные пути выхода из нынешнего непростого положения, вводим выделенные полосы, зеленые линии, стараемся улучшить организацию общественного транспорта. Но все это делается фактически вслепую — пока у нас нет инструмента, позволяющего понять, как движется транспорт в городе, какие транспортные артерии перегружены, а какие относительно свободны. Нужны средства мониторинга, которые позволят получать оперативную картину. Еще один характерный пример — онлайновая запись к врачу. В Москве мы предпочитаем говорить об управлении потоком пациентов, а не об электронной регистратуре, потому что для нас эта система — прежде всего инструмент обратной связи. Зная статистику, мы сможем определить спрос на разные медицинские услуги, установить, в каких поликлиниках у нас «узкие» места, сколько врачей нам не хватает, какие специалисты и сложная техника наиболее востребованы.

Нужны не только механизмы сбора информации, но и средства анализа и моделирования, чтобы, прежде чем принимать решение, просчитывать эффект от его внедрения. Если на модели получается то, чего мы хотели, то изменение реализуется. Это касается и транспорта, и коммунального хозяйства, и других отраслей — только повсеместное внедрение ИКТ позволит нам сделать город действительно управляемым.

Третья подпрограмма — это связь. Услуги для населения и ИКТ-инструменты для управления различными элементами городского хозяйства должны быть одинаково доступны в любой точке Москвы. Соответственно необходимо, чтобы телекоммуникационная инфраструктура охватывала весь город, чтобы такие сервисы, как телефон, Интернет и телевидение, были дешевыми и качественными, чтобы ими можно было пользоваться дома, на работе и на улице, на земле и под землей.

Четвертая подпрограмма охватывает все, что относится к распространению информации, то есть к развитию СМИ и рекламы. Известно, что качество жизни человека и его конкурентоспособность в современной экономике напрямую зависят от того, насколько доступна качественная и достоверная информация. Конечно, мы активно поддерживаем электронные СМИ, которые наиболее оперативно доносят информацию до конечного пользователя, но не забываем и о печати. Главное — культивировать саму привычку к чтению.

В отдельную подпрограмму вынесена координация работ по различным отраслевым направлениям — их больше ста. Без единой архитектуры и синхронизации мероприятий здесь не обойтись.

Наша принципиальная позиция — работа по программе «Информационный город» должна быть максимально открытой: все инициативы и все достигнутые результаты станут предметом широкого обсуждения.

Обозначенные направления довольно разнообразны. Существуют ли какие‑то приоритеты по целям и технологиям?

Для таких масштабных и разносторонних проектов обязательно надо расставить приоритеты. Высший приоритет я уже называл — это развитие электронных сервисов, государственных и муниципальных, которые, с одной стороны, избавят жителей города от стояния в очередях и хождений за справками, а с другой — снизят нагрузку на чиновников и позволят сократить их количество.

Следующий приоритет — повышение эффективности и снижение затрат. По расходам на ИТ, особенно если говорить об эксплуатационных расходах, Москва сейчас приближается к Нью-Йорку или Сингапуру, хотя качественно уровень информатизации там несравненно выше. Сократив эксплуатационные расходы, мы сможем пустить высвободившиеся средства на создание новых услуг для населения и решение других важных задач. Главный путь здесь — централизация и консолидация ресурсов. У некоторых наших департаментов по 300 базам данных — с соответствующим числом контрактов и накладными расходами по сопровождению. Перевод этих баз в единый ЦОД позволит эксплуатировать их с меньшими затратами.

Мы также придаем большое значение переходу на сервисную модель. Мы уже начали внедрять ее в новой системе городского видеонаблюдения: в ряде случаев для нас выгоднее не создавать собственные ИТ-решения, а пользоваться готовыми услугами коммерческих операторов. Более широкое применение подобной модели поможет повысить управляемость и сократить расходы, а также поддержит развитие отрасли ИТ как таковой. Чем больше в Москве ИТ-компаний и чем крупнее сами эти компании, тем больше они принесут городу как налогоплательщики. А поскольку сервисные решения работают только при наличии быстрой и надежной связи, ее развитие — еще один наш приоритет. Нас больше не устраивают каналы с пропускной способностью 512 кбит/с, хотя они и называются до сих пор «широкополосными», нам нужен действительно широкополосный доступ — на скорости 10 Мбит/с и выше. Именно такое требование мы предъявляем к поставщикам интернет-доступа для городских потребителей — госорганов, школ, поликлиник, музеев, библиотек…

Насколько специфичны ИТ-решения, которые нужны Москве, и готов ли рынок удовлетворить эти потребности?

Бизнес-процессы российских городов очень похожи, так что ИТ-рынок вполне мог бы давать нишевые продукты под конкретные городские задачи. Однако пока нет законченных решений «под ключ». Любая информационная система, независимо от отрасли, предполагает некий центр и работающие с ним удаленные точки, а значит, в рамках проекта требуется объединить телекоммуникации, механизмы защиты информации, сеть, серверы. Сейчас ИКТ-отрасль не предлагает решений, охватывающих все необходимые компоненты. Интеграторы и операторы движутся разными путями. Но я очень надеюсь, что мы как крупные заказчики некоторым образом подтолкнем рынок к созданию таких решений.

На мой взгляд, именно этот путь позволит наладить тиражирование решений, потому что операторы присутствуют в каждом регионе и предоставляют услуги связи всем, а у большинства крупных игроков есть наложенные партнерские сети по всей территории Российской Федерации. Поэтому им легко будет тиражировать решения — тиражирование выразится просто в подключении к централизованному решению по имеющемуся каналу. Тогда закончатся эти гонки, когда сначала все строят ЦОД, а потом не знают, чем их заполнять. В нынешнем отсутствии координации, думается, отчасти виноваты заказчики.

Как вы определяете, будет ли полезен тот или иной проект? Кого привлекаете в качестве экспертов?

К сожалению, научно-исследовательские институты, в том числе международные, часто не способны ответить нам на вопрос, что именно следует делать. Здесь нужно понимать нашо менталитет. На первых этапах мы пытались привлекать зарубежных коллег, но сталкивались с тем, что они опираются на готовую модель, которую уже использовали, скажем, в Мексике или Бразилии и теперь пытаются подогнать под нас. А мы — другие, у нас совершенно иной уровень дохода, иной уровень социальной активности и т. д. Мы можем пользоваться опытом коллег, но нам нужен не банальный перенос их методик на Москву, а создание своих, уникальных инструментов. Мы изучаем конкретный бизнес-кейс, сравниваем его со своим, смотрим, насколько похожи задачи, и дальше выбираем то или иное решение. При этом я не исключаю возможности привлекать внешних консультантов и архитекторов ИТ-решений в рамках программы «Информационный город».

Уровень комфортности жизни населения — величина хотя и реальная, но трудноизмеримая. Как вы определяете степень успешности проектов, есть ли у вас KPI, как в бизнесе?

Нас в первую очередь интересует востребованность каждой реализованной услуги — отношение числа тех, кто фактически воспользовался услугой, к общему числу ее потребителей, известному из демографической статистики. Например, недавно мы запустили услугу по лицензированию такси и создали специальный удаленный инструмент, позволяющий любому желающему подать заявку на лицензирование дистанционно. Сейчас мы видим, что 50% заявок на получение лицензии подается в электронном виде. Для первого месяца это очень хороший показатель, а в дальнейшем, конечно, хотелось бы еще больше увеличить долю электронных заявок.

И последнее — как должна развиваться законодательная база для «умного города»? Принятие каких законов, стандартов вы считаете особенно насущным?

Ключевой момент для нас — это признание полной эквивалентности электронных и бумажных документов (разумеется, при соблюдении всех правил информационной безопасности), собственноручных и электронных подписей. Когда они действительно станут равноправными, нам будет значительно проще внедрять электронные услуги, поскольку идея, что можно обойтись вообще без бумажного документа, утвердится в сознании пользователей.