Задача управления транспортными потоками — одна из самых проработанных среди многих, связанных с управлением городским хозяйством. В последнее время системы мониторинга и управления общественным транспортом появились во многих российских городах. В Калининграде система такого класса эксплуатируется уже четыре года. О накопленном опыте и проблемах рассказывает Александр Московец, генеральный директор «Техноком Калининград», компании-подрядчика, развернувшей и поддерживающей диспетчерскую систему управления общественным транспортом Калининграда.

Intelligent Enterprise: Каковы технические параметры системы, масштаб ее развертывания?

Александр Московец: Весь общественный транспорт в нашем городе оборудован блоками систем мониторинга на основе ГЛОНАСС/GPS: трамваи, троллейбусы, автобусы обычные и малой вместимости (маршрутки). Применяем решение НПП «Транснавигация», считаем его лучшим инструментом оперативного управления, в первую очередь — оптимальным для диспетчерских служб.

Автобусы оборудованы блоками «Гранит 07» производства компании «Глобал Ориент». Блок выдает информацию самому водителю о маршруте, графике, времени прохода контрольных точек, отставании или опережении графика движения, выполняет автоматическое объявление остановок, выводит данные на «бегущую строку» в салоне и на наружные табло — боковое, лобовое, заднее. На автобусах малой вместимости блоки поменьше, и функционал у них попроще. Их основная задача — определить координаты и передать на сервер. Передача данных идет по GPRS‑каналам сотовых операторов. Серверов используется всего два, основной и резервный, поддержка такой системы особых сложностей не составляет, и технологически вся система работает стабильно и надежно. Накапливается статистика, есть исторические данные. Оперативно доступны сведения за два последних месяца.

Какие цели ставились руководством города при внедрении этой системы? В какой мере они были достигнуты?

Основной целью было предоставить населению качественную услугу по перевозке: чтобы выполнялся план выпуска транспортных средств на линию в соответствии с городским заказом, соблюдалось расписания движения на маршруте.

Город обслуживают в основном частные автотранспортные предприятия. Парк у них обычно небольшой, редко более десятка машин, крупных в городе всего несколько, а всего в городе около 800 автобусов. Им невыгодно обслуживать маршрут в любое время, кроме часа пик. Как можно больше прибыли, как можно меньше затрат, как в любом бизнесе. Поэтому они пытаются либо попозже выехать, либо раньше сойти с маршрута, либо не обслуживать его днем. И основная задача применения системы управления — заставить всех перевозчиков работать в оговоренное время.

Только в последний год система стала эксплуатироваться так, как и должна была с самого начала. В частности, на основе полученных данных город стал штрафовать транспортников за нарушения обязательств по перевозке. На тех, кто не обеспечивал движения по расписанию, штрафы посыпались градом. Информация была доступна и раньше, просто выводов из нее не было сделано. Конечно, в одночасье сломать то, что выстраивалось десяток лет, нереально, но перемены к лучшему есть.

Сопротивление самих перевозчиков очень сильное, хотя транспортные компании понимают, что потенциально такая система могла бы быть очень полезна и им самим. Но пока речь идет только о контроле, которому они сопротивляются отчаянно. Основные штрафы идут за невыполнение рейсов.

Какие задачи управления городским транспортом выглядят самыми острыми, актуальными в Калининграде?

В городе пока нет центральной диспетчерской службы, есть только службы транспортных предприятий. Их сотрудники подчиняются в первую очередь своему владельцу, а именно на них пока лежит основная функция контроля соблюдения обязательств и управления. Сами ездят, сами себя и контролируют. Поэтому необходима единая городская диспетчерская служба, подотчетная городу. Ее основная задача — оперативное управление транспортом как единой системой.

Мэрия контроль ведет, именно поэтому дела и пошли лучше, но без единой службы наладить его проблематично, а уж управлять движением действительно оперативно, как и требует обстановка, нереально. ЦДС — центральная диспетчерская служба — должна быть в городе, это подтверждает и мировой опыт. Ее появлению мешает и нехватка средств, и недопонимание важности этого вопроса.

Еще одна задача системы управления общественным транспортом — информирование пассажиров о движении на маршрутах через Интернет, телефон, остановочные табло. Сама система уже полностью готова к выдаче данных «вовне», и выдает вполне точный прогноз времени, когда, например, автобус данного маршрута появится на определенной остановке. В этом можно убедиться, посмотрев на онлайн-табло движения, опубликованные в Интернет. Но оснащение города остановочными табло — дело не быстрое, пока еще их нет, хотя сделать их хотя бы в центре крайне желательно.

Принципиальным, базовым вопросом остается налаживание учета. Чтобы изучать издержки — и пробег, и расход топлива (а пока такие задачи даже не ставились) и уже тем более сокращать, их нужно как минимум представлять характер движения пассажиров. Нужны системы учета пассажиропотока, ведь это основа для расчета необходимого числа транспортных средств, подготовки расписаний. Пока такая система в городе не развернута, но мы надеемся, что со временем найдутся средства для ее запуска. Сколько нам автобусов вообще необходимо, неизвестно, а пока такое впечатление, что их даже слишком много, во всяком случае в центре. Это осложняет дорожную ситуацию, избыток общественного транспорта не только ложится лишним бременем на городской бюджет, но и явно вреден для экологической обстановки, а ведь «умный» город — на то и «умный», чтобы все его системы обеспечивали комфортную среду обитания.