Всякого, кто позвонит в московскую службу «02», дежурный оператор встречает вопросом: «Чем мы можем вам помочь?» И благодаря внедрению информационных технологий у полиции становится все больше возможностей помочь гражданам. О достижениях и перспективах комплексной системы обеспечения безопасности столицы рассказывает Алексей Тремаскин, начальник Оперативного управления ГУ МВД России по г. Москве.

Intelligent Enterprise: В наше время информационные технологии все более широко применяются во многих сферах жизни, включая и обеспечение безопасности городской среды. Меняют ли технологии сам подход к безопасности?

Алексей Тремаскин: Все наши задачи взаимосвязаны, и технологии помогают нам решать их в комплексе. Благодаря технологиям мы быстрее узнаем обо всем, что происходит в городе, и можем более оперативно реагировать на полученную информацию. Это означает, что нам чаще удается вовремя вмешаться и предотвратить преступление, а если оно уже совершилось — раскрыть его по горячим следам.

Если говорить о развитии наших проектов в сфере информационных технологий, то первым шагом здесь было создание комплексной автоматизированной системы управления дежурными частями (КАСУ ДЧ) на основе электронной карточки происшест­вия. С помощью этой карточки мы связали в единую систему все дежурные части органов внутренних дел и получили возможность оперативно передавать информацию от заявителя прямо в то подразделение ГУ МВД, которое должно непосредственно отреагировать на сообщение, то есть отправить сотрудников на место происшествия. Туда же вошла система оперативной документальной связи. Она оповещает все дежурные службы ОВД о проводимых розыскных мероприятиях и передает приметы разыскиваемых людей и автотранспорта.

Далее, в эту систему была включена система обеспечения безопасности города (СОБГ), базирующаяся на районных инженерно-технических центрах. Эти центры, в которые сводятся данные видеонаблюдения из подъездов жилых домов, выполняют много задач, относящихся как к охране правопорядка, так и к ЖКХ. Нам они позволяют вести мониторинг обстановки на территории города, получать необходимую видеоинформацию с места происшествия и пользоваться архивной информацией для раскрытия преступлений. Так, в 2010 г. видеоинформация СОБГ помогла раскрыть 1963 преступления, а за восемь месяцев текущего года — уже больше 2 тыс. Сотрудники органов внутренних дел осуществили более 157 тыс. просмотров информации, поступающей с видеокамер СОБГ. Это говорит о том, что применение технических средств и информационных технологий становится ежедневной практикой для значительного количества наших сотрудников.

Прежде всего, интересен опыт использования технических средств при работе в масштабах большого города — когда сосредоточиваются значительные ресурсы на массовых мероприятиях или, наоборот, решается задача координации многих подразделений, работающих на огромной территории города…

Мы активно используем видеосистемы контроля безопасности, которые установлены во всех крупных спортивных сооружениях, в том числе в СК «Олимпийский», на стадионах «Локомотив» и «Лужники», во дворце спорта «Мегаспорт». Эти системы дают нам возможность отслеживать ситуацию и выявлять зачинщиков правонарушений. Кстати, достигнутый у нас уровень безопасности высоко оценили представители английской полиции, которые приезжали в Москву на финал Лиги чемпионов. К нам тогда прибыло более 40 тыс. английских болельщиков. За все время их пребывания в столице не было допущено ни единого чрезвычайного происшествия и не поступило ни единого обращения от гостей из Великобритании по поводу преступных посягательств.

Наконец, совсем недавно — в этом году — у нас была запущена в промышленную эксплуатацию система управления мобильными нарядами на базе отечественной системы спутниковой навигации ГЛОНАСС. Теперь мы можем видеть на карте города дислокацию всех нарядов, находящихся на дежурстве, и давать задание тому из них, который в данный момент находится ближе всего к месту происшествия. Кроме того, система позволяет анализировать работу нарядов, то есть помимо контроля берет на себя и некоторые функции управления. В данный момент мы стремимся охватить системой единой дислокации все 100% наших машин.

Хотелось бы услышать пару слов о ситуационном центре ГУ МВД Москвы. О нем, конечно, много говорят по всем поводам, но без упоминания об этом центре интервью будет все‑таки неполным. Тем более что подобные центры — один из самых характерных элементов технического оснащения «умного города»…

Центр оперативного управления, он же ситуационный центр, создан, чтобы оптимизировать работу органов внутренних дел, обеспечить единое руководство с концентрацией всех заинтересованных служб и ведомств, которые участвуют в ликвидации последствий какого‑либо серьезного инцидента. Он также служит местом проведения межрегиональных видеоконференций на уровне Российской Федерации, учебных тренировок руководящего состава органов внутренних дел, для подготовки планов, решений руководства по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан при проведении массовых мероприятий. Центр оснащен линиями связи, современными рабочими местами по направлениям деятельности и, что немаловажно, всем необходимым для взаимодействия с другими правоохранительными органами.

Готово ли ГУ МВД Москвы выполнить требования федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который, в частности, предусматривает активное развитие практики оказания подобных услуг в электронном виде?

В соответствии с законом МВД должно начать оказание услуг в электронном виде с 1 октября текущего года. Времени осталось совсем немного, и мы к этому уже в значительной мере готовы. На нашем сайте «Петровка, 38» введен в эксплуатацию и успешно работает сервис приема заявлений от граждан в электронном виде. Кроме того, мы поддерживаем раздел, касающийся правоохранительных органов, на портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru). Мы также официально размещаем на своем сайте информацию оперативных сводок, поэтому любой гражданин — и москвич, и приезжий, и находящийся в другом городе — может ознакомиться с данными о количестве совершенных преступлений за последние сутки и другой статистикой — например, узнать, сколько было краж и сколько из них раскрыто.

Расскажите, пожалуйста, о ближайших перспективах развития информатизации в ГУ МВД Москвы.

Мы обязательно будем развивать управление мобильными нарядами. В дальнейшем информация от службы «02» — карточка происшествия, о которой я говорил в самом начале, — должна поступать на борт машины ближайшего наряда сразу в электронном виде (сейчас связь с машинами происходит по радио). Еще один план предполагает обеспечить мобильный доступ из машин к нашим базам данных. Тогда наряд сможет на месте проверить данные автомобиля или человека (и, скажем, установить, находится ли объект в розыске).

Есть еще проект, связанный с другим типом позиционирования — LBS, когда местоположение мобильного телефона определяется по базовым станциям сотовой связи, которые его «видят». Как вы знаете, при звонке со стационарного телефона в службу «02» мы автоматически определяем, где установлен тот телефон, с которого нам звонят, и подключаем ближайшее подразделение — то, которое будет реагировать на обращение. А для мобильных телефонов соответствующее решение у нас пока находится в опытной эксплуатации. Отрабатывается такая схема: если абоненты определенных операторов звонят со своих телефонов в службу «02», у нас на карте в автоматическом режиме отображается, где находится заявитель.

Но сотовые операторы предоставляют услугу слежения за абонентом только с его согласия…

Мы ни за кем не следим постоянно, мы определяем местоположение абонента в силу того, что он сам обратился в экстренную службу. Если человек нам звонит, значит, у него серьезная неотложная проблема и ему необходимо, чтобы мы прибыли туда, где он находится. Совсем не всегда он может это точно описать. Скажем, из парка «Сокольники» имеется 22 выхода, и у них нет однозначной привязки к адресным объектам. Нужно учитывать, что в столице много гостей, которые не очень хорошо ориентируются в городе, а после нападения человек может плохо понимать, где он. Так что, самостоятельно определив, откуда поступил звонок, мы будем быстрее прибывать на помощь пострадавшим.

Здесь есть и другая сторона. Благодаря тому, что у нас появилась возможность определять местоположение позвонившего абонента, число ложных сообщений об угрозе взрывов сократилось с 4,5 тыс. в 2005 г. до 500 в 2010 г.

Еще одно направление — взаимодействие между разными экстренными службами. Все эти службы, как и мы, используют определенный технологический комплекс, при помощи которого до подразделений доводится информация о событиях, находящихся в их компетенции. На данный момент ведется работа по сопряжению этих технологических систем и реализации принципа «одного окна». Иначе говоря, мы хотим сделать так, чтобы для событий, на которые требуется выезд бригад нескольких экстренных служб (например, пожарных, полиции и скорой помощи), гражданин не должен был звонить в каждую из них отдельно, а мог позвонить только в одну, причем в любую. Признаки событий у всех служб идентичны: это дата, время, адрес и само событие, одинаковое у всех служб. Поэтому необходимо обеспечить условия для однократного обращения и единовременного их оповещения.

В работе любых экстренных служб важнее всего действовать быстро. И мы, не нарушая внутренних технологических регламентов, унифицируем классификацию событий, которые используются разными службами, и обеспечиваем незамедлительную передачу информации для реагирования. Я думаю, что технологии информационного обмена в самом ближайшем будущем позволят нам оперативно реагировать на все сигналы граждан независимо от того, куда они обратились.

Что, на ваш взгляд, главное в работе органов внутренних дел?

Как сказал наш руководитель на последнем совещании, общение между гражданами и полицией должно быть основано на том принципе, что полиция создана и функционирует в помощь гражданину, для защиты его прав и свобод. Поэтому мы прежде всего должны спрашивать не «что случилось?», а «чем мы можем вам помочь?». Нужно обеспечить комфортность в общении. Мы — такие же, как и они, мы в любом случае обязаны и будем помогать, это наше кредо.