Одним из наиболее ключевых компонентов системы безопасности любого современного города, безусловно, является система видеонаблюдения. Фактически она представляет собой отдельное направление развития технологической поддержки управления, с присущими ему универсальными практиками или, наоборот, особенностями применения в условиях конкретной городской среды. О развитии системы видеонаблюдения в Москве мы беседуем с заместителем руководителя департамента информационных технологий города Москвы Александром Горбатько.

Intelligent Enterprise: Какие устройства используются для видеонаблюдения в Москве?

Александр Горбатько: Столичная система видеонаблюдения довольно разнообразна. Это и мониторинг строительства социальных объектов, и наблюдение — дворовое и подъездное, в местах массового скопления граждан. Для каждой задачи спецификации оборудования разные, а камеры обладают разным качеством сигнала и изображения.

Так, например, подъездные камеры более простые, их основная функция — распознавание лица человека с расстояния одного-двух метров, и для решения этой задачи им не требуется даже опции Zoom. Увеличение изображения может потребоваться для слежения за транспортным потоком, но здесь вряд ли будут востребованы функции поворота объектива. Камеры, предназначенные для мест массового скопления людей, должны быть более функциональными: с их помощью необходимо получать изображение всей площади, а при необходимости рассматривать лица. Эти камеры управляемы по целому ряду параметров, поэтому технические требования к ним соответственно должны быть другими.

Что касается камер на стройплощадках, то с их помощью можно контролировать, как вообще ведется строительство, укладывается ли оно в отведенное время. Решая эту в общем чисто экономическую задачу, можно попутно обеспечить, скажем, контроль соблюдения техники безопасности при строительстве.

Сейчас, на начальном этапе проектирования новой комплексной системы видеонаблюдения, в Москве насчитывается 9 тыс. дворовых и 48 тыс. подъездных камер, а также 1,2 тыс. камер, установленных в местах массового скопления людей. К концу года планируется установить 100 тыс. подъездных камер — это практически 100%-ное покрытие жилого фонда.

Сейчас рассматривается вопрос об установке простеньких камер в лифтах — есть ощущение, что этот фактор может помочь поддерживать их в работоспособном, а значит безопасном для горожан, состоянии. Таким образом, городская система видеонаблюдения решает самые разнообразные задачи, в том числе хозяйственные и контрольные, но все они так или иначе касаются обеспечения безопасности.

Какой из видов камер больше ориентирован на обеспечение безопасности?

Безусловно, вся имеющаяся аппаратура в той или иной степени может быть использована для решения данной проблемы. Но наиболее гибкий инструмент — это камера, с помощью которой можно распознавать лица в потоке. Во время оперативных мероприятий согласно определенным регламентам управление такими камерами получают службы безопасности.

Важно отметить, что помимо использования соответствующих каждому сценарию камер видеонаблюдения необходимо иметь и надежные алгоритмы обработки видеоданных, желательно функ­ционирующие в реальном времени. Сейчас, например, у нас прорабатываются и тестируются разработки, связанные с распознаванием номеров неправильно припаркованных машин. Чтобы выделить среди всех автомобилей именно те, что неправильно припаркованы, тоже могут быть созданы надежные алгоритмы распознавания. По результатам видеосъемки вполне можно автоматизировать принятие по крайней мере элементарных решений на уровне «убрана/не убрана та или иная территория, проезжали по ней коммунальные машины/не проезжали» и т. д. Подобные алгоритмы в сочетании с индексацией информации могут позволить также автоматически выделять нужные видеофрагменты, а не просматривать, скажем, многочасовую или многодневную информацию подряд, на что иногда просто не хватает человеческих ресурсов. А если даже и хватит, наверняка будет упущено время, порой драгоценнейшее.

Какие еще функции может выполнять система видеонаблюдения?

Помимо обеспечения безопасности, у системы видеонаблюдения есть и другая цель: контроль качества выполнения коммунальных, строительных и ремонтных услуг, работ по уборке и озеленению территории. В данном случае система наблюдения не работает самостоятельно, она выполняет содействующие функции. Думаю, что даже эти задачи можно хоть и косвенно, но все же отнести к вопросам безопасности, поскольку некачественная или несвоевременная уборка территории порой приводит к несчастным случаям.

Какова архитектура системы видеонаблюдения?

На данном этапе архитектура централизованная, и это абсолютно осознанное решение. Мы отдаем себе отчет, что создание централизованной системы сопряжено с рядом сложностей, связанных, например, с обеспечением отказоустойчивости, а также с резервированием данных. Непросто обеспечить и надежный канал передачи изображения между устройством и местом централизованной обработки информации.

У нас был опыт работы с децентрализованными системами, когда в районах существовали собственные аппаратные комплексы для хранения информации, а часть данных хранилась непосредственно в подъездах. Из-за такой неразберихи возникали серьезные сложности в эксплуатации. И по итогам недавно проведенного исследования система с такой архитектурой была признана недостаточно эффективной и сложно управляемой. Поэтому решили развивать централизованную архитектуру, причем по сервисной модели, когда городу принадлежит единый центр хранения и обработки данных, куда стекается картинка, а функции установки камер и передачи изображения передаются операторам. Дополнительно таким образом мы стимулируем развитие телекоммуникационной инфраструктуры, ведь к каждому подъезду подводится мощная сеть, на основе которой можно оказывать гражданам и другие услуги.

По какому принципу финансируется развитие системы и соответственно как разделяются полномочия в решении тех или иных задач?

Финансирование в полном объеме осуществляется из городского бюджета. Построение сети — весьма затратная составляющая, и для рационального использования выделенных средств приняли решение получать конечные услуги от операторов связи. Им предложено задействовать городские каналы связи, созданные для доставки сигналов. Так что качество сигнала и характеристики получаемого изображения нам гарантирует оператор, выигравший специальный конкурс.

Сервисная модель позволяет нам иметь централизованное управление, при котором задействованы всего несколько ЦОД, а не десятки и тем более не сотни. Каждый ЦОД — это около 100 стоек.

Говоря о финансировании, не стоит забывать об окупаемости. Задача получения прямой прибыли, конечно же, не стоит, однако вполне уместно говорить, например, о штрафах, которые можно (и нужно) применять, если подрядчики, осваивающие городской бюджет, нарушают свои обязательства. Видеозапись — самое достоверное доказательство подобных фактов. И штрафные санкции, если они применяются, оказываются совершенно обоснованными. А это, в свою очередь, пополняет городской бюджет.

Какие политики предусмотрены в отношении обработки поступающей видеоинформации?

Сейчас нормативно закреплены сроки хранения поступающей информации — 30 суток. Остальные моменты, связанные с возможным использованием данных, еще обсуждаются. Но какие-то отдельные кадры мы имеем право хранить дольше, если они представляют интерес.

Разумеется, вся поступающая информация сразу же индексируется и каталогизируется. Хочу подчеркнуть, что для работы с информацией мы используем цифровой формат, позволяющий перенести работу с данными на качественно новый уровень.

Кто допускается к управлению системами видеонаблюдения и к архиву видеоинформации?

Прежде всего хочу сказать, что в разные часы камерами могут управлять разные службы. Например, в дневное время они могут находиться под контролем муниципальных служб, чтобы можно было понимать, как идет уборка территории, как освещена улица, есть ли снег на тротуарах или проезжей части. Как я уже сказал, в моменты, когда проводятся оперативные мероприятия, управление могут получать другие организации. В том числе и те, что напрямую отвечают за обеспечение безопасности в городе. Все определяется существующими регламентами.

На сегодняшний день приблизительно 3 тыс. пользователей среди городских организаций в официальном порядке заявили о желании получить доступ к системе в связи с выполнением ими тех или иных задач.

Каждая организация, допущенная к использованию информации, будет иметь определенный уровень допуска, регламентирующий ее действия. Разумеется, система детально фиксирует всю историю работы с данными — кто, когда и что смотрел. Таким образом, неконтролируемое распространение видеоинформации, а уж тем более в массовом порядке, однозначно будет пресечено. Вполне естественно, что данные о перемещениях связаны с личной жизнью людей и их правом на то, чтобы она не предавалась широкой огласке. Так что отслеживать это должны лишь специализированные службы, и только в рамках возложенных на них задач.

Насколько актуальна проблема интеграции различных ведомственных систем?

Да, это проблема стоит очень остро, так как используется широкий спектр оборудования: разные камеры, разные кодеки и т. д. Универсального решения данной проблемы просто нет, так как строить ЦОД, способный обработать информацию любого формата, очень сложно и ресурсоемко.

В настоящее время мы ведем политику стандартизации, у нас есть специальные протоколы, в соответствии с которыми должна быть выстроена система видеонаблюдения.

Сегодня у многих людей есть смартфоны с камерами, которые в известном смысле тоже вполне реально использовать как системы видеонаблюдения. С их помощью можно, скажем, заснять правонарушение. Как вы полагаете, следует интегрировать эту информацию в общую базу видеонаблюдения?

Безусловно, такого рода оперативная информация оказывается важным источником сведений о дорожно-транспортных происшествиях, парковках в неположенных местах и о многом другом. У нас существуют порталы, на которые рядовые граждане могут присылать информацию о нарушениях, плохой работе коммунальщиков, ямах на дорогах, незаконном строительстве и прочих нарушениях, и мы оперативно рассматриваем поступающие данные хотя бы потому, что наши сотрудники обязаны это делать. Таким образом, жители также участвуют в управлении городом.

А могут ли жители получать интересующие их сведения от муниципальной системы видеонаблюдения?

Сейчас в Крылатском как раз реализуется такой пилотный проект совместно с Мостелекомом. Выделен отдельный канал, на который транслируется видео с камер, размещенных во дворе и в подъезде. Жители в свою очередь получают возможность следить за тем, что происходит снаружи их дома, с помощью находящихся в их квартирах телевизоров, и при каком-либо нарушении или противозаконном действии они сразу смогут сообщить в соответствующую инстанцию.

В то же время в Европе есть системы, позволяющие посмотреть «в прямом эфире» то, что происходит, скажем, в центре города. Этот сервис позволяет быстро и качественно оценить многие параметры городской ситуации — от погодных условий до загруженности дорог. Он оказывается очень востребованным для жителей пригородов, работающих в крупном городе. Да и для потенциальных гостей города он тоже может представлять интерес. Собираемся заниматься этим и мы.

Опираетесь ли вы в какой-то мере на междуна­родный опыт в развитии систем видеонаблюдения, реализуя данную концепцию в Москве?

Для успешной реализации любого проекта необходимо опираться на уже имеющийся опыт, это совершенно очевидно. Также очевидно, что нет смысла дотошно «копировать» какие-либо системы, так как в каждых специфических условиях реализации результат будет разным.

А среди важных и знаковых примеров систем, безусловно, следует отметить лондонскую систему обеспечения безопасности.