Внедрение облачной версии офисного комплекса в компании «Седьмой Континент» стало первым в российской розничной торговле. Об итогах этого проекта мы беседовали с Александром Першутовым, ИТ-директором «Седьмого Континента», лауреатом премии IT Лидер13.

Intelligent Enterprise: Использование облачных решений часто упрощает задачи интеграции со смежными системами, в том числе групповую работу и унифицированные коммуникации. Так ли это? Использовали ли вы такие возможности?

Александр Першутов: Да, это так. Начнем с предыстории. Те сервисы, которые предоставляет Microsoft Office 365, включая электронную почту и портальные решения, не являются первыми на рынке. У других компаний к моменту выхода Office 365 аналогичные решения уже были. И Office 365 стал нам интересен как раз потому, что сочетал полный набор средств для создания и редактирования документов с дополнительными подсистемами и мог интегрироваться с другими инфраструктурными сервисами на базе продуктов Microsoft — Active Directory, Exchange, Lync и целым рядом других. Стояла также задача сопряжения сервисов Microsoft и Cisco. Это непростая задача, но при наличии квалифицированных специалистов и с помощью сотрудников обеих компаний всё было разрешено в разумные сроки. Благо что обе компании сознают, что отсутствие интеграции с другими продуктами в том или ином решении означает его провал.

При этом для нас, как и для любой крупной организации, переход в облако целиком и полностью не представляется возможным. Наше решение является гибридным. И задача интеграции состояла как раз в том, чтобы объединить внешние и внутренние сервисы. В качестве последних выступали, в частности, служба каталогов Active Directory и коммуникационная система Lync. У Lync есть и облачная версия, но поскольку нам был необходим функционал корпоративной телефонии и интеграция с офисной АТС, мы развернули собственную инфраструктуру.

Чем облачная версия офисного комплекса оказалась удобнее традиционной?

С точки зрения доступного пользователям функционала Office 365 ничем не отличается от традиционного Microsoft Office в сочетании с Exchange, SharePoint и Lync. Но то, что обслуживание вынесено на внешнюю площадку и предоставляется как услуга, дает целый ряд преимуществ. Прежде всего не потребовалось расширение ИТ-инфраструктуры. Даже более того, часть мощностей была свернута, что позволило обеспечить более высокий уровень качества других критически важных сервисов. В итоге мы сэкономили довольно значительные средства, которые были перенаправлены на другие проекты. Помимо этого появилась возможность предоставлять необходимые сервисы вне периметра нашей корпоративной сети, причем с гарантированными параметрами качества, регламентируемого соглашением об уровне сервиса. И наконец, лицензионная политика у Office 365 существенно более гибкая, что делает офисные приложения по-настоящему мобильными. В отличие от традиционного Microsoft Office допускается их использование на пяти системах, причем не только рабочих, но и личных.

Что касается качества услуг, то Microsoft заявляет хорошие показатели. Но вопрос ответственности пока в России остается открытым. Насколько мне известно, сейчас ее никто не страхует. И как раз данное обстоятельство, связанное с фактическим отсутствием материальной ответственности поставщика услуги перед клиентом, является главной бедой для развития облачных вычислений у нас. Естественно, в таких условиях никто не станет переносить в облако более-менее серьезные сервисы поддержки бизнес-процессов, от функционирования которых будет зависеть работоспособность компании.

Часто приходится слышать, что внедрение облачных решений требует серьезного обновления сетевой инфраструктуры. Как с этим было у вас? И как решалась задача обеспечения работоспособности сервисов в условиях недостаточной пропускной способности каналов связи?

Основной проблемой стала интеграция внешних и внутренних сервисов. Но в саму инфраструктуру никаких серьезных изменений вносить не пришлось. Потребовалась тонкая настройка синхронизации данных по пользователям.

Многие проблемы были решены на стадии планирования проекта. Действительно, каналы связи являются потенциальным узким местом, и их перегрузка чревата серьезными нарушениями в работе критичных бизнес-приложений. Это касалось прежде всего оптимизации основного и резервного каналов связи с внешними сервисами. Ну а внутренняя инфраструктура практически никаких изменений не претерпела.

Все филиалы у нас подключены с использованием высокоскоростных каналов. При этом проблем с работоспособностью сервисов из-за недостаточной пропускной способности сети не возникало. Что касается мобильных сотрудников, то они могут использовать любые способы подключения к Интернету, включая сотовую связь, кабельных и прочих провайдеров. Какой-то работающий вариант можно найти практически в любой деревне. Тем более, что для работы сервисов достаточно канала в 64 кбит / с. Это я проверил на себе. Да, некоторые ограничения тут есть, например, нет возможности проводить видеоконференции. Но основные функции, на которые приходится порядка 80% решаемых офисными сотрудниками задач, работают — например, создание и редактирование документов, почта, поиск информации, речевые коммуникации. И это также является важным преимуществом облачных технологий, поскольку позволяет добиться независимости от простоев корпоративной сетевой инфраструктуры, которые исключать нельзя.

Как решался вопрос с установкой мобильных приложений на устройства сотрудников, в том числе и на их собственные? И что можно сказать о поддержке множества различных программно-аппаратных платформ?

Да, сотрудники устанавливали на свои смартфоны мобильную версию Lync. Тут Microsoft оказалась в роли догоняющего, но сейчас мобильная версия клиента данного сервиса вполне функциональна и является достойной альтернативой другим решениям, представленным на рынке. Используем мы и решения Cisco, которая также имеет мобильные версии своих продуктов для всех более-менее распространенных платформ. К слову, обе системы у нас интегрированы, и проблемы с тем, чтобы обмениваться звонками между телефонами Cisco и клиентами Lync, давно нет.

Для работы с сервисами Share­Point мы используем Web-приложение, с чем проблемы не возникали ни на одной платформе. Хотя пришлось столкнуться с тем, что какие-то мобильные платформы поддерживаются хуже, чем другие. Причем среди тех, где дело обстоит не слишком хорошо, оказалась и Windows Phone. Во всяком случае проблем с ней было намного больше, чем с Android или iOS.

Как пользователи восприняли переход с традиционного решения на облачное?

Большинство пользователей этого перехода просто не заметило. Облачное решение позволяет использовать те версии Microsoft Office, к которым они уже успели привыкнуть. В итоге на Microsoft Office 2013 перешли только те, кто этого хотел. Не надо напоминать, что любое переобучение пользователей в компании, где количество сотрудников измеряется тысячами, является весьма длительным и затратным мероприятием. А когда рабочая среда остается привычной, то оно не требуется. Но при этом объем почтового ящика вырос до 25 Гбайт. Изменились и групповые политики, но на это никто из пользователей просто не обратил внимания.

Мобильные пользователи заметили лишь, что пришлось поднять какие-то защищенные соединения, для чего могли потребоваться дополнительные сертификаты. Кроме того, больше не нужна помощь ИТ-департамента, чтобы установить Microsoft Office на личный ПК. Лицензия Office 365 допускает использование на пяти устройствах, что существенно больше, чем у традиционного. Причем всё, что нужно, можно сделать из личного кабинета пользователя в облаке.

А что изменилось с лицензированием?

Microsoft часто критиковали за то, что вопросы лицензирования ее продуктов крайне сложны и запутанны, что в итоге часто приводит или к нарушению соглашений, или к перелицензированию, когда закупается больше лицензий, чем необходимо. В том же, что касается лицензирования Office 365, сделан большой шаг вперед. Мы имеем полную ясность с количеством используемых лицензий. И у нас просто нет возможности нарушить лицензионное соглашение, поскольку контроль идет в онлайне. В итоге вопрос о проведении всяческого рода аудитов закрывается сам собой: и мы, и Microsoft знаем, какой объем лицензий у нас используется.

Насколько эффект от перехода на облачное решение совпал с ожиданиями? Были ли достигнуты такие результаты, на которые поначалу не рассчитывали?

Никаких сюрпризов не было, поскольку мы вели длительный, в течение полугода, пилотный проект. Для сравнения: все работы по основной части проекта миграции на Office 365 заняли три месяца. Причем большая часть этого времени ушла на интеграцию с другими сервисами. Миграция же пользователей потребовала всего трёх дней, и этого по­просту никто не заметил.

Хотя все же хотелось бы предложить и Microsoft, и другим провайдерам облачных услуг подтянуть смежные сервисы, связанные, в частности, со страхованием рисков. А именно это является главным препятствием на пути перехода к облачным решениям в России. Над этим должны задуматься и страховые компании. В Америке и Европе страхование такого рода рисков — обычное дело. Да и сами поставщики услуг могут что-то делать в данном направлении. Облачные услуги часто сравнивают с коммунальными. Но ведь при наличии того же электроснабжения мы все равно устанавливаем и источники бесперебойного питания, и автономные дизель-генераторы, чтобы перейти на автономное питание в случае аварии в электросетях. Что-то похожее можно предусмотреть и для облачных сервисов. Чтобы заказчик мог в случае необходимости поднять всю инфраструктуру у себя, тем самым минимизировав ущерб от простоя. Для крупной компании, как я уже говорил, любое решение будет гибридным, и часть инфраструктуры в любом случае у нас остается. Равно как и свой персонал.

о проекте

В «Седьмом Континенте» насчитывается 3000 пользователей, из которых 600 располагаются в центральном офисе, а остальные распределены по 156 магазинам. Компании требовалась замена системы хранения сообщений электронной почты, так как преж­няя не позволяла увеличить объем почтовых ящиков сотрудников. Для решения данной задачи было предложено внедрить Office 365, что позволило бы также сократить затраты на поддержку (около 200 тыс. долл.) и улучшить интеграцию с коммуникационными системами в компании.

ОАО «Седьмой Континент» было основано в 1994 году и является российской розничной торговой сетью и одним из лидеров розничного рынка России. Компания «Седьмой Континент» — одна из первых российских мультиформатных розничных сетей. Работа сразу в нескольких форматах позволяет компании не только постоянно расширять сферу своей деятельности, но и повышать конкурентоспособность магазинов, увеличивать круг постоянных покупателей с самыми разными потребительскими предпочтениями и доходами. Магазины компании: «Седьмой Континент — Пять звезд», «Седьмой Континент — Универсам», «Седьмой Континент — Рядом с домом», «Седьмой Континент — Гастрономия», «НАШ Гипермаркет».