Любая система регистрации в общем-­то проста по своей архитектуре. Однако на основе собираемой информации можно создавать самые разнообразные сервисы, требующие гибких механизмов выборки и процессинга данных. В таких случаях не исключена проблема производительности, а кроме того, возникает потребность в трансформации архитектуры под вновь ставящиеся задачи. Об этом мы беседуем со Станиславом Казариным, заместителем председателя правительства Самарской области — руководителем департамента информационных технологий и связи.

Intelligent Enterprise: Какие услуги можно оказывать с помощью системы «Надзор­2» и кто ее использует?

Станислав Казарин: Автоматизированный программный комплекс «Надзор­2» позволяет оказывать организациям и населению в электронном виде все услуги Государственной инспекции Самарской области по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники. Среди таких услуг — государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-­строительных и иных машин и прицепов к ним, регистрация залога, технический осмотр всех этих транспортных средств, а также выдача удостоверений тракториста-­машиниста.

На какой программной платформе построено решение? Какова его архитектура?

Архитектура системы традиционна: централизованная база данных, серверная и клиентская части. Единая централизованная база данных (она базируется на платформе Firebird) позволяет в реальном времени работать с актуальной информацией, обеспечивая отказоустойчивость системы и устраняя необходимость сбора данных из районных инспекций в режиме офлайн. Благодаря централизованному подходу мы упорядочили процесс контроля и сводной отчетности, а поскольку теперь не приходится развертывать и сопровождать локальные серверные мощности в районных инспекциях, то значительно сократили и финансовые затраты на внедрение системы. Ясно, что и вся дальнейшая эксплуатация централизованного решения будет обходиться дешевле. Кроме того, не стоит забывать о вопросах безопасности обработки персональных данных.

Серверная часть является нашей собственной разработкой на свободно распространяемой платформе Java. При создании системы использовались самые современные подходы к программированию. Особое внимание уделялось развитию решения и возможности его масштабирования в будущем.

Клиентская часть разработана на библиотеке JavaScript ExtJS. Это тонкий клиент с продуманным веб-­интерфейсом. Применение тонких клиентов имеет множество известных и подтвержденных широкой практикой достоинств. Для нас особенно было важно, что такая архитектура позволит избежать затрат на регулярную модернизацию компьютерной техники на местах. Все вычислительные мощности сосредоточены в центре, поэтому и квалифицированный обслуживающий персонал мы можем держать лишь в центре обработки данных. Другое важное преимущество тонких клиентов, принципиальное для нас, — возможность доступа к приложению практически с любых устройств, в том числе мобильных. Мы не забываем при этом об обеспечении информационной безопасности.

Когда мы проектировали и писали клиентскую часть, то прежде всего думали об удобстве пользователей. Регистрацию и техосмотр тракторов проводят не офисные сотрудники. Эта работа выполняется, конечно, не на улице, но и не в слишком комфортных условиях. Людям должно быть удобно работать с ИТ-инструментом, на обучение не должно тратиться много времени, интерфейс должен помогать избежать ошибок ввода, нарушения регламентов. Практика показала, что наш продукт вполне по силам сотрудникам служб регистрации, начать работать с ним они могут быстро и никакого специального обучения для этого не требуется.

Можно ли получить, используя данную систему, агрегированную или историческую информацию, например различную статистку по транспорту, не прошедшему техосмотр или имевшему проблемы с техническим состоянием в течение определенного времени? Как такая информация может использоваться?

Одним из модулей АПК «Надзор-2» является система сбора и формирования отчетности. Она содержит все существующие отчетные формы, а также позволяет добавлять новые по мере необходимости. Помимо фиксированных форм с помощью системы можно производить выборку по интересующим критериям для любых задач. К примеру, выборку по общему количеству техники мы периодически представляем вооруженным силам России. Такого рода информацию важно иметь под рукой и на случай чрезвычайных обстоятельств, стихийных бедствий, аномальных погодных условий.

Как планируется развивать систему?

Основное направление, в каком мы можем и должны развивать «Надзор-2», — интеграция. Имеется в виду взаимодействие с существующими и создающимися федеральными и региональными системами и базами данных органов власти. Особый интерес и значимость заключаются в интеграции с информационными системами налоговой инспекции для оперативного обмена информацией, чтобы проще было получать информацию об оплате госпошлин и иметь связь с федеральной базой учета техники. Именно эти работы входят в наши ближайшие планы и имеют высокий приоритет среди других задач автоматизации.

Сейчас в системе можно выполнять все услуги, возложенные на инспекцию Гостехнадзора. Если в дальнейшем перечень этих услуг будет расширен, то никаких технических препятствий для реализации их в нашем инструменте не возникнет.

Насколько созданную систему можно считать тиражируемой или способной к внедрению в других регионах? Какие ее технические и функциональные особенности благоприятствуют этому?

Возможность масштабирования и тиражируемости является одним из главных преимуществ АПК «Надзор­-2». Система позволяет максимально гибко подстроиться под специфику любого региона, а применение платформы и средств разработки с открытым кодом упрощает её развертывание на площадке заказчика и дальнейшую поддержку. Не забудем и о стоимости таких решений: проприетарные продукты не могут и близко дать таких показателей экономической эффективности. Если вести речь о широком тиражировании подобных решений, а они необходимы всем регионам, то стоимость лицензии одного рабочего места приобретает особую важность. И если у вас таковая стоимость попросту отсутствует, это безусловно значимое преимущество.

Использовались ли при оценке эффективности решения количественные показатели?

К оценке эффективности АПК «Надзор­2» можно отнести целый набор показателей. Централизованная база данных насчитывает более 181000 записей учтенной техники и около 10000 собственников. Справочники и классификаторы содержат около 4000 базовых марок техники и более 10000 моделей. Количество уникальных записей классификаторов и справочников постоянно растет и добавляется в режиме реального времени администратором АПК. Важно, что это происходит централизованно, по единым правилам, без самоуправства.

Но самый главный показатель эффективности этой системы и вообще применения ИТ в области регистрации прав на транспорт — сокращение вдвое времени обслуживания гражданина при оказании услуги по сравнению с прежним порядком работы. Этим мы действительно гордимся, и каждый, кто когда-­либо стоял в очереди на техосмотр, такое изменение оценит.