Как повлияет на применение видеосвязи в бизнесе приход на рынок сравнительно недорогого оборудования, обеспечивающего изображение высокой четкости? Об этом мы беседуем с Нилом Флюстером, консультантом по новым технологиям компании Polycom (EMEA).

Intelligent Enterprise: Рынок видеоконференцсвязи очень широк: это и системы телеприсутствия (telepresence), которые дают максимальное приближение к реальности, и видео на базе ПК, и мобильное видео. Можно ли сказать, что какое-то из этих направлений сейчас преобладает, и если да, какое именно?

Нил Флюстер: Я думаю, это интересный момент: развитие технологий позволило создать универсальную систему, которая обеспечивает пользователям надежность и высокое качество видеосвязи на любых устройствах, включая мобильные, причем как на предприятии, так и при работе в удаленном режиме. В результате мы сейчас наблюдаем сдвиг на рынке. Традиционно качественная видеосвязь предполагала специальную переговорную комнату с дорогостоящим оборудованием — гигантским экраном, камерами по всему периметру и так далее, — и компании интересовались видеоконференциями в основном как способом сократить расходы на командировки, в первую очередь для высшего менеджмента. Допустим, у международной корпорации есть представительства в Москве и в Нью-Йорке, и чтобы не летать каждый раз через океан, их руководители совещаются по видео, не покидая своих офисов. Сейчас качественная видеосвязь, разумеется, решает эту задачу, но уже не только ее, а и ряд других, потому что она больше не ограничена стенами переговорной и стала доступна более широкому кругу работников.

Этого удалось добиться благодаря дополнительным интерфейсам и продуктам, которые позволяют специфическим функциональным подразделениям или вертикалям использовать видеосвязь в качестве инструмента коллективной работы независимо от применяемой технологии. Приведу два примера.

Первый — это телемедицина. Врачи, используя видеосвязь, могут удаленно консультировать пациентов, находящихся на большом расстоянии от них, — в удаленных больницах, медицинских центрах или даже у себя дома. Видео дает здесь два главных преимущества. Во-первых, с его помощью врачи могут принимать больше пациентов и обслуживать более широкую территорию. Во-вторых, пациенты не должны подвергать себя тяготам поездки, которая в их состоянии может быть им вредна.

Для России с ее территорией телемедицина жизненно важна, и она развивается здесь уже давно. Наш журнал несколько раз писал о проектах в этой области…

Безусловно, но до сих пор телемедицина требовала дорогостоящего специального оборудования на обоих концах канала связи — как со стороны врача, так и со стороны пациента. А мы обеспечили простой доступ к видеосвязи из Web-браузера. Чтобы получить дистанционную консультацию, не нужно ехать в ближайший — но может быть, все равно очень далекий — крупный город, где есть оборудованный телемедицинский центр, достаточно запустить браузер и присоединиться к конференции по IP-видео.

Второй пример, о котором я хотел сказать — управление персоналом и рекрутинг. Мы — международная компания — внедрили это у себя и активно используем. Представьте себе, что нам понадобилось нанять сотрудника в Москве, а HR-специалист, который должен заниматься наймом, находится в Великобритании. Интервью с кандидатом — именно тот случай, когда важно видеть лицо собеседника: преимущества видеосвязи перед телефонией здесь проявляются очень ярко. Во время телефонного интервью кандидат может, скажем, куда-то подглядывать, отвечая на вопросы, а при использовании видео обман сразу будет раскрыт. Таким образом, мы получили возможность дистанционно интервьюировать кандидатов, находящихся в разных регионах, практически так же, как если бы это было очное интервью. Видео интегрировано в процесс найма — у нас есть продукты, которые позволяют послать кандидату приглашение по электронной почте, а затем в указанное время присоединиться к видео-интервью.

Вообще отраслевая специфика систем видеоконференцсвязи связана не только и не столько с какими-либо особенностями передачи или хранения собственно изображения или звука. Эти решения окружены еще и дополнительными сервисами, которые позволяют автоматизировать по меньшей мере базовые функции, непосредственно связанные с организацией удаленного общения в том или ином отраслевом бизнес-сценарии. И этим наша компания тоже занимается.

Вы предлагаете готовые продукты, ориентированные на определенные типовые бизнес-задачи?

Не совсем так — мы предлагаем инструменты для создания пользовательских интерфейсов, отвечающих специфическим требованиям вертикального или горизонтального рынка. Одной из тех вещей, о которых мы с самого начала позаботились при создании наших продуктов, был интерфейс для создания прикладных программ (Applications Programming Interface — API), он есть у каждого продукта Polycom, четкий и ясный. Например, когда мы выполняли один из проектов для службы HR, нам нужно было, чтобы интервьюер мог регистрировать вопросы в журнале, отслеживать раунды собеседований с одним кандидатом — первый, второй, третий — и т.д. Мы взяли наш универсальный продукт и с помощью API добавили ему требуемую функциональность. Так мы интегрировали видео в автоматизированную систему поддержки HR; точно так же мы его можно с помощью API интегрировать в медицинскую систему, приложение контакт-центра и т.п. Мы постепенно движемся к интеграции с ИТ и сетями.

Чтобы максимально упростить эту интеграцию, мы привели ее, так сказать, к наименьшему общему знаменателю — стандартному Web-браузеру. Теперь все, что вам нужно, — это присоединиться к видеовызову, в котором вы можете быть интервьюируемым кандидатом, пациентом врача, клиентом банка, обращающимся в его контакт-центр. Вам не нужно устанавливать у себя никаких программ — достаточно щелкнуть мышью, чтобы запустился веб-браузер и начался сеанс видеосвязи высокой четкости.

Системы совместной работы зачастую обладают очень сложной архитектурой, и при этом очень желательно, чтобы они работали на разных клиентских платформах. Учитываете ли вы это в своих решениях, как именно?

Конечно — это невозможно не учитывать. Все мы наблюдали взрывной рост рынка смартфонов и планшетных компьютеров. Задумайтесь на минуту — четыре года назад iPad не было вообще, а сейчас владельцев iPad больше, чем пользователей традиционных ПК. Это был грандиозный переворот, и нам, разумеется, следовало отреагировать, так что мы обеспечили поддержку лэптопов и мобильных устройств. Практически у всех моделей, представленных сейчас на рынке, есть встроенная видеокамера, микрофон и динамики, есть возможность просматривать и снимать видео — все это исключительно полезно с точки зрения интеграции в системы совместной работы. Некоторые устройства снабжены улучшенной камерой, имеют встроенные возможности конференцсвязи, что позволяет нам использовать их с нашей платформой в качестве оконечных устройств.

А самое замечательное с нашей точки зрения то, что все современные устройства подключены к сети, и есть возможность связать их между собой по скоростному каналу, а их собственная мощность достаточна, чтобы воспроизводить высококачественное видео. Три года назад мысль о небольшом компактном устройстве, которое можно держать в руках и которое способно поддерживать видеоконференцсвязь с высокой четкостью, казалась совершенно фантастической. Но развитие мобильных технологий и рост производительности сетей, созданных для распределения контента, сделали это реальностью. Раньше для нас существовало ограничение в виде необходимости оборудовать специализированные переговорные: скажем, есть переговорная в Москве, есть в Лондоне, и вы можете переговариваться между двумя этими городами. Теперь у вас есть планшет, есть ПК, есть небольшая удобная комнатка (а иногда даже нет и ее), и вы все можете вместе работать в одном бизнес-процессе.

Эти достижения — заслуга не только терминалов, но и серверов. Например, новые флэш-диски, скоростные сетевые протоколы, облачные вычисления — что это значит для ваших решений, вашего развития?

На серверной стороне для нас как организации Polycom произошли, пожалуй, более серьезные изменения, правда, они начались несколько раньше. Традиционно мы сами изготавливали свое оборудование профессиональной видеосвязи, позднее — около 12 лет назад — мы сделали все наши аппаратные платформы доступными в виде виртуализованных программных систем. Раньше перед тем, как развертывать сервер, например, в ЦОД в Москве, вы должны были физически взять ящик, отнести его в ЦОД, установить в стойку, подключить, а на международные поставки уходило значительное время. Теперь, с виртуализацией, вы просто загружаете образ системы с нашего сайта и развертываете ее под управлением сервера VMWare, не вставая из-за компьютера. Это обеспечивает высочайшую гибкость в создании специализированных конфигураций для клиентов.

Видеоконференцсвязь — это такое поле, где очень важно взаимодействие с другими разработчиками. Как это отражается на процессе разработки? Есть ли у него какие-то особенности, вызванные необходимостью координировать свои действия с внешними партнерами?

У нас заключен договор о стратегическом партнерстве с Microsoft, и мы вместе работаем над системой унифицированных коммуникаций, включающей такие продукты Microsoft как SharePoint, Exchange, и, конечно, Lync — эта среда сейчас развивается особенно активно. Кроме того, мы обеспечили для Microsoft поддержку технологии SVC (Scalable Video Conferencing Codec, масштабируемое видеокодирование), позволяющей подстраивать качество сигнала под конкретные характеристики терминального устройства. Это необходимо, в частности, для работы Lync на «легких» устройствах. В общей сложности мы обеспечиваем поддержку Lync для сорока с лишним телефонов, видеотерминалов и других усройств. Также мы сотрудничаем с IBM по направлению Sametime; на данный момент модуль видеосвязи в Sametime — наша разработка.

Сегодня для ряда отраслей очень важна неструктурированная информация в целом и мультимедийная информация в частности. Поэтому развивается много проектов по обработке изображений, видео, аудио — их распознаванию, поиску и т.д. Значимо ли это направление для вашей компании?

Это направление становится для нас все более интересным по мере того, как мы переходим от чистого производства аппаратуры к более широким задачам, включая управление видеоконтентом. Традиционная видеоконференция — это только коммуникация реального времени, но мы уже давно добавляем к ней такие возможности как запись и подключение записанного контента, превращая устройство связи в студию записи и потокового вещания в высоком разрешении. В последней версии нашего продукта Media Manager для управления видеоконтентом появилось уже и распознавание речи. Аудио преобразуется в текст, по которому возможен поиск. Например, если вы собираетесь провести тренинг, то можете отправиться в видеопереговорную традиционного типа, записать свое выступление, используя имеющуюся там камеру высокого разрешения, а Media Manager затранскрибирует звуковую дорожку. Слушатели, когда им понадобится определенное место в записи, смогут быстро найти его и перейти прямо к нему.

Это ваша собственная технология, или она лицензирована у какого-то другого разработчика?

Технология разработана компанией RAMP и встроена в нашу систему Media Manager, которая позволяет организациям работать с корпоративным видеоконтентом. С ее помощью можно записывать, ранжировать, комментировать, искать видеоконтент, что делает видео полезным для гораздо большего количества людей. Видео не только позволит менеджеру в Москве поговорить с менеджером в Нью-Йорке, сэкономив время и деньги на командировку, но и даст департаменту обучения возможность записывать тренинги, а департаменту корпоративных коммуникаций — выпускать видеообращения к сотрудникам, которые те смогут просматривать у себя на компьютере. При необходимости департамент сможет автоматически провести проверку, чтобы убедиться, что все ознакомились с обращением.

Транскрибирование аудио — одна из возможностей системы Media Manager, которая в целом позволяет клиентам расширять применение видео и увеличивать отдачу от тех вложений, которые они делают в наши системы. Зачастую приходится слышать, что инвестиции компрометируют оборудование видеоконференцсвязи. Но если есть возможность пользоваться этим оборудованием не только для связи, но и для создания контента и управления им, картина меняется радикально. К экономии на поездках добавляется выигрыш в эффективности, получаемый благодаря объединению разрозненного прежде контента, который различается по времени и месту происхождения.