Открытый в 2012 году автодром Moscow Raceway является одним из самых современных спортивных сооружений в Европе. Он способен принимать соревнования любого класса, включая «Формула 1». Известно, что современные спортивные сооружения имеют весьма серьезное ИТ-оснащение. Если еще совсем недавно по ИТ-оснащению далеко впереди всех были аэропорты и клиники, то теперь картина изменилась. Стадионы, дворцы спорта, бассейны, предназначенные для приема соревнований мирового класса, уже обошли по уровню оснащения лечебные учреждения и вплотную приближаются к аэропортам. И именно то, как выглядит ИТ поддержка современных спортивных соревнований стало предметом нашего разговора с руководителем проекта Moscow Raceway Екатериной Бельцевич.

Intelligent Enterprise. Как давно существует Moscow Raceway? В чем его особенность по сравнению с другими спортивными объектами?

Екатерина Бельцевич: Наш автодром является уникальным для России сооружением. Он изначально был спроектирован для того, чтобы принимать авто- и мотогонки любого класса, включая «Формула 1» и MotoGP. Поэтому проект был заказан архитектору Герману Тильке, который спроектировал большую часть трасс, где проводятся гонки «Формула 1». Стройка началась в 2008 году. Протяженность трассы в максимальной конфигурации составляет около 4000 метров, с 15 поворотами, движение проходит против часовой стрелки.

15 июля 2012 года наш автодром был официально открыт. Тогда состоялся первый российский этап Мировой серии Renault (ее еще называют Формулой Renault), уикенд посетили более 85 тысяч зрителей. С этого времени соревнования проходят регулярно. Мы принимали этапы крупнейшей «кузовной» немецкой серии DTM, Мировой серии Renault, FIA GT. Второй сезон подряд традиционно открывали сезон международными гонками в классе Туринг – WTCC, которые проходят под эгидой Международной федерации автоспорта FIA. Дважды мы принимали соревнования чемпионата мира по мотогонкам в классе супербайк.

В чем состоят дополнительные источники дохода для автодрома? Насколько они значимы?

Об источниках поступлений приходится заботиться всем спортивным сооружениям. Для нас это даже более актуально, чем для футбольных стадионов, например. Так, согласно регламентам FIFA, на футбольном стадионе проходит 28 игр в год. На нашем автодроме проводится до 10 гонок в год, считая и российские, и международные. При этом, однако, надо иметь в виду, что каждое мероприятие длится несколько дней. Но сезон довольно короток: с апреля по октябрь. Это связано с тем, что покрытие полотна трассы не рассчитано на эксплуатацию при среднесуточной температуре ниже 4 градусов.

Проведение автоспортивных соревнований требует больших затрат. На такие мероприятия действуют весьма жесткие регламенты, крупные соревнования обслуживают не менее 250 маршалов, десятки единиц эвакуационной техники с экипажами спасательных и медицинских бригад. Плюс службы охраны и поддержания порядка, уборки, кейтеринга и многое другое. Организация инфраструктуры приема 50 тысяч зрителей – дело весьма затратное во всех смыслах. Окупать все эти расходы за счет продажи билетов возможно далеко не всегда. Тем более, что для России посещение автогонок – дело новое, и соответствующая культура еще не сформировалась. Так что гонки пока решают в большей степени имиджевые задачи и служат развитию автоспорта в стране, чем служат целям зарабатывания денег. Пожалуй, с точки зрения заработка в автоспорте можно говорить только о поддержке от спонсоров и продаже различных прав на рекламу на международных мероприятиях, это приносит определенный доход.

Дополнительным доходом для автодрома, безусловно, является проведение корпоративных мероприятий и открытых трек-дней. На нашей базе работает школа водительского мастерства AMG Driving Academy. Мы клиентские дни различных автопроизводителей (Porsche, Audi, Daimler, BMW) и их дистрибьюторов. И эта деятельность более прибыльна, чем многие популярные гонки.

Насколько серьезны требования к техническому оснащению автодромов? Насколько им соответствует Moscow Raceway?

Наш автодром является одним из лучших по оснащению, что в том числе привлекает к нему внимание организаторов соревнований. Так, например, он оснащен специализированными системами управления и мониторинга гонок самого последнего поколения. Наш автодром стал первым в мире, где система электроники является полностью цифровой. У нас развернута беспроводная сеть Wi-Fi с доступом в Интернет. Имеется целый ряд систем digital signage, предназначенных для зрителей и журналистов, освещающих гонки. С их помощью можно увидеть не только то, что происходит перед каждой из трибун, но и на любом другом участке. Также мы, совместно с компанией KYOCERA (она является официальным ИТ-партнером нашего автодрома), создали комплекс оперативной полиграфии, с помощью которого итоги заездов и гонок доводятся до журналистов. Все это соответствует статусу автодрома, омологированного для проведения соревнований самого высокого уровня.

Создание подсистемы печати является инициативой Moscow Raceway или того требуют регламенты соревнований? Можно ли тут использовать другие средства, например, Интернет или мобильные приложения, которые бы позволили к тому же выиграть в оперативности?

Да, регламент FIА содержит прямое требование предоставлять результаты соревнований журналистам и командам, в том числе промежуточные, на бумаге. Более того, регламенты, так называемые хендбуки, прямо требуют того, чтобы информация передавалась мгновенно, и никакого преувеличения тут нет. Так что по объему документооборота мы ничем не отличаемся от иной крупной компании (а это многие тысячи копий за одну гонку), при этом требования к отказоустойчивости оборудования существенно более жесткие.

И данное требование продолжает действовать, несмотря на широкое распространение мобильных устройств с доступом в Интернет. Так что его просто приходится соблюдать. Вместе с тем, вся информация размещается и на Интернет-сайте гонок, и с ней могут оперативно знакомиться все желающие.

Как выбиралось оборудование?

Мы, безо всяких преувеличений, рассматривали в качестве вариантов абсолютно все оборудование, которое только представлено на российском рынке. Но жестким требованиям по отказоустойчивости, как показало тестирование в реальных условиях, отвечают далеко не все модели. А из тех, кто может работать в таких условиях, далеко не все экономичны и просты в обслуживании. И только оборудование KYOCERA сочетало все эти три параметра, и мы выбрали именно его. Немаловажным оказалось и то обстоятельство, что у компании KYOCERA уже имелся опыт обслуживания гоночных автодромов.

По опыту использования могу сказать, что у нас нет недогруженных или перегруженных устройств, практически нет простоев. И сам процесс работы с документацией отлажен таким образом, чтобы все важные документы и материалы были готовы вовремя. А само оборудование не отвлекает наших специалистов от решения задач по обслуживанию принтеров и МФУ.