О подходах, которые сегодня признаны оптимальными для развития инфраструктуры сервисов электронного правительства, о соответствующих им технологических инициативах, механизмах финансирования работ и о нынешней ситуации в этой области мы беседуем с заместителем министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Алексеем Козыревым.

Intelligent Enterprise: Что вы можете сказать об архитектуре системы предоставления электронных государственных услуг в самых основных её аспектах?

Алексей Козырев: Сначала обозначу цели нашей работы. Состоят они в том, чтобы сформировать эффективную высококачественную инфраструктуру, в которой могли бы взаимодействовать в электронном виде органы государственной власти между собой, а также граждане и бизнес, обращающиеся за теми или иными услугами в отраслевые ведомства.

Для этого нужно обеспечить внутреннюю инфраструктуру, в основе которой лежит система межведомственного электронного взаимодей­ствия — СМЭВ, интегрированная с ведомственными отраслевыми информационными системами. А также разработать инфраструктуру внешнюю, чтобы с её помощью граждане и бизнес могли взаимодействовать с ведомствами. Это портал госуслуг, мобильные приложения и пр.

При построении внутренней инфраструктуры нужно иметь в виду, что информационные системы органов исполнительной власти реализуются на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. А есть отдельные системы, реализуемые либо на региональном уровне, либо на муниципальном. Все они должны быть интегрированы между собой, а единой интеграционной шиной является СМЭВ. Важно не только интегрировать системы, но и обеспечить связанность формируемых в них государственных данных. И наш подход заключается в том, чтобы за счет определенных стандартов обеспечить обмен связанными данными между разными системами.

Не могли бы вы подробнее рассказать о механизмах информацион­ной интеграции, которые разрабатываются и внедряются в настоящее время для оказания различных сервисов в электронной форме?

Как я уже сказал, данные в информационных системах хранятся на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Очень часто одни и те же сведения дублируются в разных системах. Наша задача — определить источник мастер-­данных и исключить дублирование.

Хотелось бы понять, каково распределение ответственности за решение тех или иных задач между отдельными субъектами, вовлеченными в развитие единой информационной системы, особо подчеркнув при этом роль Минкомсвязи…

За определение политики в области информатизации федеральных органов власти отвечает сам орган власти, а Минкомсвязь России осуществляет координацию этой работы. Так же организована работа и в регионах, Минкомсвязь же координирует и финансирует информатизацию там, предоставляя субсидии. Информатизация на муниципальном уровне курируется регионами. И надо сказать, что региональные органы власти зачастую занимаются этим в рамках предоставленных им полномочий, далеко не всегда имея возможность самостоятельно реализовывать проекты по информатизации.

Регионы могут самостоятельно определять архитектуру своих информационных систем, следуя установленным на федеральном уровне требованиям. Так, например, одним из требований является подключение региональной интеграционной шины к СМЭВ.

Всё это необходимо для того, чтобы с высоким качеством организовать взаимодействие между пользователями и органами государственной власти. Благодаря информационным технологиям сокращается время получения услуг, обеспечивается качественная обратная связь между заявителем и органом власти.

Помимо этого при проектировании электронных услуг на основе инфраструктуры электронного правительства очень важно продумать бизнес-­процессы их предоставления. Минкомсвязь обеспечивает анализ предоставления услуг в электронном виде, чтобы эти качественные изменения наступили. В министерстве работает проектный офис, который следит за соблюдением требований по переводу государственных услуг в электронный вид. Эти требования утверждены распоряжением правительства, и наиболее востребованные федеральные услуги мы в следующем году приведем в соответствие с концепцией развития госуслуг в электронном виде.

Интересно также, каким образом финансируются работы.

Финансирование осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. На федеральном уровне на развитие электронного правительства выделяются средства в рамках государственной программы «Информационное общество». Общий объем финансирования всех мероприятий госпрограммы (на всех исполнителей, а их восемнадцать, плюс Минкомсвязь России в качестве ответственного) составляет 1,2 триллиона рублей на период с 2011 до 2020 года. Региональные проекты финансируются из региональных бюджетов. Кроме того, Минкомсвязь выделяет субсидии для регионов, как я уже говорил. В этом году было выделено порядка 1,3 миллиарда рублей сразу за 2014 и 2015 годы. Они уже ушли в регионы и будут израсходованы на перевод региональных сервисов в электронный вид.

Качество сервисов, о котором вы говорили, наверняка предполагает еще и определенный уровень их доступности, который в свою очередь связан с надежностью аппаратной и базовой программной инфраструктуры, с ее архитектурой, а также с технологией обслуживания и поддержки. Что вы можете сказать по этому поводу?

В инфраструктуре электронного правительства используется как коммерческое, так и свободное программное обеспечение. Нам предстоит много поработать в области перехода на отечественные программные разработки и в области свободного ПО.

Эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства занимается подрядчик на основании госконтракта, условия которого должны постоянно ужесточаться, чтобы качество сервиса для пользователя улучшалось. Сейчас по этим условиям уровень доступности системы составляет 98,7%, что примерно соответствует простою в течение пяти суток за год. Со следующего года мы планируем существенно увеличить требования к доступности системы.

Существенное внимание мы уделяем информационной безопасности. В частности, поэтому после каждой доработки системы, после каждой ее модернизации мы заново проводим аттестацию всей инфраструктуры на соответствие требованиям информационной безопасности.

Что можно сказать об уровне, достигнутом на сегодняшний день в области сервисов электронного правительства в целом?

В России 60 млн пользователей Интернета, из которых почти 11 млн обращаются за госуслугами на портале. То есть каждый шестой пользователь. Тридцать процентов из них начали пользоваться порталом в первом полугодии 2014­го. И это серьезный рост. К 2018 году 70 процентов россиян должны получать услуги в электронном виде. Сейчас в рейтинге ООН, который отражает состояние информационного общества в мире, по уровню развития электронного правительства Россия занимает 27­е место. Мы обгоняем Казахстан, Швейцарию, Латвию, Литву, арабские страны. Но по критерию «проникновение высокоскоростного Интернета» пока отстаем. Однако Минкомсвязь реализует проект по устранению цифрового неравенства, и по его завершении к 2018 году возможность подключения к сетям широкополосного доступа появится у 97% населения страны.