Совершенствование управления транспортной инфраструктурой является одним из направлений, способных значительно улучшить качество жизни городского населения крупного города. О том, какая работа в этом направлении проводится в Москве, мы беседуем с заместителем руководителя Ситуационного центра ЦОДД (Центра организации дорожного движения) Правительства Москвы Александром Евсиным.

Intelligent Enterprise: Какие задачи предполагается решать за счет внедрения технологий автоматизации в управление транспортной инфраструктурой столицы? Идет ли речь об отслеживании нарушений и безопасности движения, об управлении транспортными потоками в целом или, скажем, о развитии общественного транспорта?

Александр Евсин: Основная проблема городской транспортной системы — несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети реальному спросу на транспортные услуги, и по крайней мере все крупные города мира работают над тем, чтобы достичь так называемого транспортного баланса. Иными словами, пропускная способность улично-дорожной сети далеко не всегда удовлетворяет потребность в обеспечении движения определенного количества единиц транспорта через эту сеть. Ликвидировать или хотя бы существенно сгладить данное несоответствие можно сочетанием различных мер: улучшением самой дорожной сети, совершенствованием управления дорожным движением, созданием приоритета для общественного транспорта перед личным.

Проблема достижения транспортного баланса стоит в абсолютном большинстве крупных городов, и Москва здесь не исключение. Способствовать решению этой проблемы во многом может создание Интеллектуальной транспортной системы, или ИТС.

ИТС — это комплексная система управления дорожным движением и работой городского транспорта, основанная на современных информационных технологиях. Внедрение транспортных инноваций позволит сократить время, которое жители тратят на передвижение по городу, снизить аварийность на дорогах Москвы, оптимизировать транспортные потоки, а также улучшить экологическую обстановку в городе.

В Москве построен и работает Ситуационный центр ЦОДД, который является центральным звеном Интеллектуальной транспортной системы города. Некоторые элементы ИТС работают уже сейчас, и мы видим эффективность их эксплуатации. Это системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, управления дорожным движением, мониторинга условий дорожного движения, телеобзора и московского парковочного пространства.

Создание Ситуационного центра — лишь первый этап реализации ИТС, хотя данный центр уже позволяет нам решать ряд важнейших для города задач. Мы можем эффективно управлять пассажирскими и автомобильными потоками, обеспечивать приоритетный проезд городского транспорта, проводить объективный мониторинг всей транспортной системы Москвы, вести грамотное транспортное планирование. Таким образом, мы в состоянии способствовать тому, чтобы движение автотранспорта в столице стало быстрее и безопаснее.

Какова общая архитектура информационной системы управления транспортными потоками и их контроля? Пожалуйста, назовите ее основные компоненты, режимы их функционирования и целевые функции.

К СЦ подключено 800 камер фотовидеофиксации, 2500 камер телеобзора, более 100 тысяч камер наружного наблюдения, а также 144 табло отображения информации. Система управления дорожным движением объединяет около 1700 светофоров с возможностью централизованного управления. Режим работы светофорного объекта выбирается в зависимости от дорожной ситуации. Так, например, специалисты Ситуационного центра могут принять решение о том, чтобы был включён режим «зеленой волны» на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта — тогда городской транспорт получит приоритет в движении.

Сейчас дистанционно можно управлять только частью светофоров. Это связано прежде всего с тем, что некоторые из них пока технически невозможно подключить к адаптивной системе. Но им это и не нужно. Где-нибудь в спальном районе, где поток автомобилей совсем небольшой, установлены так называемые локальные светофоры. Есть светофоры, расположенные на пешеходном переходе — там нет смысла переключать их в зависимости от загруженности направления, а целесообразно установить кнопку вызова для пешехода. Когда это нужно, пешеход нажимает ее, переходит дорогу, и автомобили продолжают движение.

К системе СЦ подключены как транспортные камеры, так и камеры наружного наблюдения, установленные во всех районах города Департаментом информационных технологий. В поле их обзора попадают в том числе и объекты транспортной инфраструктуры.

Система телеобзора включает в себя более двух тысяч видеокамер. Основная её задача — оперативно представлять объективную информацию о ситуации в зоне наблюдения для поддержки принятия управленческих решений. Операторы СЦ удаленно управляют различными параметрами работы этих камер. В случае необходимости, например, они могут поворачивать их или даже включать режим очистки объектива. Кроме того, на каждом светофорном контроллере установлен датчик. В случае взлома или другого механического воздействия оператор может увидеть на экране тревожный вызов и с помощью камер телеообзора посмотреть, что происходит со светофором. Вместе с тем у нас представлена собственная сеть почти из семи тысяч детекторов, которые подсчитывают количество проезжающих через тот или иной рубеж машин и определяют среднюю скорость потока. Помимо этого мы берем данные с трекинговых устройств, установленных на общественном транспорте, а также из внешних источников, в том числе из сервисов «Яндекса».

Собранная информация хранится на сервере обработки данных, которые используются в работе ЦОДД ежедневно. Каждую неделю, по пятницам, на нашем сайте публикуется анализ загруженности улично-дорожной сети. Эти же датчики, кстати, помогают светофорам работать в адаптивном режиме. Наиболее загруженное направление транспортного движения определяется автоматически, и именно для него в данный период времени чаще загорается зеленый сигнал.

В 2013 году с помощью комп­лексов фотовидеофиксации нам удалось снизить количество ДТП с летальным исходом на 23,4 процента! Снижение почти на четверть — поистине огромное достижение. Общее же количество ДТП за этот период уменьшилось на 17,5%.

ИТС позволяет нам распознавать и типичные возникающие на дорогах сценарии, что в свою очередь обеспечивает условия для оперативной и адекватной реакции на события. Иногда это делается в полу­, а часто и в полностью автоматическом режиме. С ее помощью мы можем, например, установить, стало ли причиной пробки произошедшее ДТП, и если это так, то оперативно вызвать на место аварии полицию. Если же причиной пробки является избыточное количество транспортных средств, то, может быть, следует «притормозить» поток на светофорах, предшествующих создавшемуся затору, не дав, таким образом, образоваться еще большей пробке. С такой задачей адаптивные светофоры справляются в автоматическом режиме.

Большое внимание в работе систем Ситуационного центра уделяется информированию водителей. С помощью информационных табло, установленных на дорогах города, автомобилисты получают актуальную информацию о дорожной ситуации и затруднениях в движении, о перекрытиях на дороге, а также о правилах дорожной безопас­ности.

На таких табло показывается среднее время в пути до определённой точки на магистрали. Например, на Ленинградском проспекте в районе метро «Белорусская» с их помощью можно узнать, сколько времени при складывающейся на данный момент дорожной обстановке займет путь до станции «Водный стадион». Соответствующие данные вычисляются в режиме реального времени на основании показаний наших датчиков скорости и интенсивности движения, а также текущих режимов работы светофоров. Информация обновляется каждые пять минут. Автолюбители могут заранее оценить, сколько времени уйдет на дорогу, и с учетом этого выбрать оптимальный маршрут движения или же пересесть на общественный транспорт. Кроме того, информационные табло показывают загруженность дорог в баллах, отображая информацию в виде мнемосхем, и многим автомобилистам эта информация помогает сберечь свое время. Сейчас таких табло в городе насчитывается почти полторы сотни

По инициативе ЦОДД и ГИБДД с 13 апреля на информационных табло несколько раз в день транслируются сведения об автомобилях, находящихся в розыске. В этом случае на табло выводится информация с опознавательными признаками угнанных автомобилей (цвет, марка, номер), указывается причина розыска, место происшествия и номер телефона «горячей линии». Следовательно, участники дорожного движения, которые заметили подходящее под описание транспортное средство, могут оперативно сообщить об этом сотрудникам ГИБДД. Подобное нововведение позволит повысить процент раскрытия угонов автомобилей.

Какова история создания ИТС в Москве? Использовался ли в ходе проекта лучший зарубежный опыт? Какие ведомства привлекались к разработке и эксплуатации си­стемы?

Элементы Интеллектуальной транспортной системы начали устанавливаться в Москве довольно давно. Например, комплексы фотовидеофиксации. А уже с 2012 года мы начали внедрять другие элементы — детекторы транспорта, камеры телеобзора, системы управления светофорами, информационные табло. Основное звено ИТС, как я уже говорил, — Ситуационный центр ЦОДД. Формально он появился в столице около года назад, когда начался процесс поставки оборудования и подключения отдельных подсистем. В настоящее время проводятся калибровка и тестирование аппаратуры. Но уже сейчас мы имеем серьезную аналитическую систему, с помощью которой можем решать локальные задачи по организации дорожного движения, а также информировать жителей о загруженности дорог и о проблемных участках.

Безусловно, в создании ИТС использован опыт других городов. Еще раз повторю, что основная проблема городской транспортной системы любой крупной агломерации — несоответствие пропускной способности улично-дорожной сети реальному спросу на транспортные услуги. Мы изучали опыт многих городов мира, что-то позаимствовали из системы, развернутой в Мадриде, а также у некоторых азиатских мегаполисов. Но каждый город уникален, следовательно, уникальна и его транспортная система. Скажем, Мадрид имеет похожую на Москву радиально-кольцевую структуру, однако уступает по демографическим показателям. Сингапур и Токио, имея отличную от Москвы структуру города, так же как и наша столица притягивают транспортные потоки с пограничных территорий, а кроме того, их демографическая обстановка и ритм жизни схожи с московскими. Для Западной Европы характерен короткий вечерний час «пик», тогда как в Москве, крупнейшем городе России, где сконцентрированы политическая жизнь, финансовые и торговые потоки, рабочие графики людей вариативны, а значит, и время корреспонденций «дом — работа — дом» разное.

Потенциальные возможности системы огромны. По опыту других мегаполисов, создание ИТС позволяет повысить скорость движения автотранспрта в городе на величину до 20%. Реализация системы поможет оптимизировать работу всей транспортной системы Москвы. Люди будут тратить меньше времени на ежедневную дорогу, а дороги столицы станут безопаснее. Это позволит повысить качество жизни горожан, сделать наш город комфортнее для проживания и передвижения как автомобилистов, так и пешеходов.

В будущем мы планируем соединить в Ситуационном центре все службы транспортного комплекса столицы, и не только. В идеале к его работе будут подключены и ГИБДД, и МЧС, и другие ведомства, которые при возникновении чрезвычайных ситуаций смогут оперативно решить проблему.

Можно ли уже сейчас оценить результаты внедрения ИТС в Москве?

Да, результаты есть. В отчете на нашем сайте gucodd.ru, который мы обновляем еженедельно, представлена информация о самых быстрых и самых медленных магистралях за неделю, о наиболее значимых перекрытиях дорожного движения, даем прогноз дорожной ситуации на следующую неделю. Благодаря проведенной нами выборке и анализу мы получаем достоверные значения, динамика которых позволяет наиболее точно и оперативно отсле­живать изменения движения в городе.

Среднесуточные значения на будни и выходные мы отслеживаем особо. Так, в обновленном отчете представлен график, в котором указаны скорость движения в будние дни и отдельно скорость движения в субботу и в воскресенье. Помимо этого мы стараемся предельно аккуратно и объективно подходить к прогнозу ситуации на дороге в связи с изменением температур, а также к расчетам среднего времени, необходимого для того, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б».

Уже сейчас можно говорить об эффективности работы ИТС. В частности, в результате внедрения Комплексной схемы организации дорожного движения, перенастройки светофорных объектов, ликвидации хаотичной парковки, контроля за соблюдением правил остановки и стоянки в центральной части, а также расширения зоны платной парковки скорость движения в Центральном административном округе увеличилась более чем на 10%.

В вечерний час «пик» скорость повысилась на 11% (с 50 до 55 км/ч), в утренний — в среднем на 10% (с 45 до 50 км/ч). Кроме того, примерно на 12% возросла скорость движения по вылетным магистралям Москвы. Движение в городе становится более комфортным для всех его участников.

С Александром Евсиным беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков