Менеджер по информационным технологиям должен обладать одновременно технической и управленческой квалификацией, а кроме того, уметь применить свои знания на практике. Поэтому сертификацию ИТ-менеджеров по принятому год назад профессиональному стандарту решено проводить в форме защиты исследовательской работы, основанной на реальном проекте. О том, как это будет происходить, рассказывает Марина Аншина, президент фонда ФОСТАС, председатель Комитета по стандартам Российского Союза ИТ-директоров.

Intelligent Enterprise: Прежде чем начинать разговор о сертификации, давайте уточним место «Менеджера по информационным технологиям» в ряду других профессиональных стандартов. Чем эта профессия отличается от всех остальных?

Марина Аншина: Это один из восьмисот профессиональных стандартов, разработанных в соответствии с президентским указом, который вышел в мае 2012 года. Среди них, естественно, есть и стандарты, связанные с информационными технологиями, — в первой партии их было порядка тридцати, — а работой по их созданию руководила АП КИТ (Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий). К подготовке стандарта «Менеджер по ИТ» — единственного, который напрямую относится к ИТ-директорам, — АП КИТ привлекла СоДИТ (Российский союз ИТ-директоров). Мы рецензировали предыдущую версию стандартов АП КИТ — правда, уже опубликованную, так что у авторов не было возможности учесть наши замечания, — а на этот раз нас пригласили присоединиться к группе экспертов непосредственно на этапе разработки. Помимо нас в группу входили коллеги из образовательных учреждений, обладающие практическим опытом подготовки руководителей ИТ, специалисты в области зарубежной сертификации, такие как Надежда Вольпян — руководитель образовательных проектов Microsoft Rus, представители РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей) и других организаций, имеющих отношение к этой тематике. Входил туда и руководитель рабочей группы по разработке предыдущей версии стандарта АП КИТ Александр Иванович Олейник. Сроки были очень краткими — на Западе на разработку таких стандартов обычно отводится несколько лет, а мы начали весной 2013-го, а осенью того же года представили практически готовую версию, которая с небольшими изменениями была принята осенью 2014-го как государственный профессиональный стандарт. Как и положено, утверждению стандарта предшествовало широкое публичное обсуждение — это обязательно для стандартов такого уровня, — и пришлось оно, что было очень неудачно для нас, на лето. Тем не менее нам удалось собрать экспертов со всей России и на очный круглый стол, и на дискуссию в формате вебинара. Мы учли все полученные рекомендации и уложились в крайне сжатые сроки, определенные нам Минтруда.

При разработке стандарта мы не могли опираться на прежний отечественный опыт: самое близкое, что имеется в старых классификаторах, — это программист, то есть инженер, но не менеджер. Зарубежные образцы — в частности, стандарт «Европейская рамка ИКТ-компетенций», переводчик которого Надежда Вольпян входила в нашу группу, — мы, естественно, использовали, но опять-таки не впрямую, потому что западное ви́дение этой должности очень сильно сдвинуто в сторону управленческих и лидерских навыков. Конечно же не обошлось и без споров. Так, в «Европейской рамке ИКТ-компетенций» есть функция ИТ-специалиста, называемая по-английски leadership. Часть экспертов предлагала и в нашем стандарте ввести аналогичную функцию «лидерство», но я была категорически против, потому что считаю, что это было бы совершенно не по-русски. В итоге термина «лидерство» как такового в стандарте нет, но есть «лидерские качества» как характеристика, необходимая для выполнения ряда конкретных трудовых действий. То есть лидерство присутствует, но не в виде отдельной функции, а в «распределенной» форме. Еще один спор возник в связи с самым высоким уровнем компетенций, предусмотренным стандартом, — управление ИТ-инновациями. Многие в группе считали, что он не нужен, спрашивали меня: «А вы видели хоть в одной российской организации директора по инновациям?». Но во-первых, я действительно знаю ИТ-директоров, которые пытаются поднять свои компании на новый уровень, а во-вторых, мы пишем стандарты не только на текущее время, но и на будущее, а в скором времени такой уровень для российских ИТ-директоров, я уверена, будет совершенно необходим. И в этом большинство экспертов со мной согласились.

Теперь можно переходить к сертификации. Каковы ее главные задачи?

Главная задача сертификации — обеспечить работающий стандарт. Интересно, что мы обсуждали ее еще до того, как занялись разработкой стандарта, и успели собрать по ней материал — именно поэтому стандарт удалось подготовить так быстро. А как только появился стандарт, сертификация вслед за ним тоже вышла на новый уровень. К тому, чтобы заняться этой темой, нас подталкивали ИT-директора. Они спрашивали, во-первых, в каком направлении им стоит развиваться и что изучать, а во-вторых — по каким критериям можно оценить их профессиональную пригодность. От руководителей тоже можно было услышать: мол, ищу ИТ-директора, но не понимаю, чего требовать от соискателей — умения программировать или администрировать. Стандарт разрешит эти сомнения, а сертификат подтвердит: да, у ИТ-директора есть необходимые знания и умения, это проверено независимыми экспертами. Сертификация нужна всем сторонам: для компании сертификат, который получит её ИТ-менеджер, будет служить гарантией профессиональной пригодности специалиста, а у самого ИТ-менеджера, очевидно, вырастут шансы на рынке труда. Образовательные учреждения смогут ввести дополнительные программы, ориентированные на сертификацию, и с их помощью привлечь студентов. Конечно, у образовательных программ есть свои требования соответствия, но профессиональный стандарт сыграет роль дополнительного ориентира. Уже появляются первые магистерские программы обучения и специальные курсы, соответствующие профессиональному стандарту, которые можно рассматривать как подготовку к сертификации. Как предполагается проводить сертификацию?

Здесь принципиально есть два подхода. Первый — это, как я говорю, «галочки в квадратиках», тест: тебе задают вопрос, и ты выбираешь правильный ответ, или предлагают задачу, и ты ее решаешь — чаще всего за компьютером. По такому принципу организована сертификация в большинстве технологических компаний, в том числе в Microsoft, где я сертифицировалась в конце 1990-х. У меня целых два сертификата — системный инженер Microsoft и администратор баз данных. В ходе подготовки к экзаменам я поняла, что в основном всё знаю, но эти знания необходимо систематизировать. Сертификация помогла мне привести их в порядок и взглянуть на свою деятельность чуть-чуть со стороны, это было очень полезно.

Но у такого подхода есть свои ограничения, и, скажем, для сертификации менеджеров проектов он не очень годится, хотя PMI [Project Management Institute — институт управления проектами] его и применяет. В свое время мне посчастливилось познакомиться с Биллом Дунканом, экспертом в области управления проектами, который написал существенную часть РМВоК; он говорил: «Я вообще не понимаю, в чем смысл сертификации PMI — любой студент, даже недоучившийся, лишь бы с хорошей памятью, может вызубрить ответы на вопросы, но разве после этого он сможет управлять проектом?».

Билл Дункан разработал стандарт GAPPS с альтернативным подходом к сертификации — именно его мы взяли за основу. Опишу процедуру, поскольку сама ее проходила. Сначала я подготовила отчёт по двум проектам с описанием того, как я фактически ими управляла, и с представлением материалов, демонстрирующих использование всех процедур РМВоК: вот протокол встречи рабочей группы проекта, вот электронные письма, которые рассылались туда-то, вот ответы, и т. д. Работы я отослала в комитет по сертификации, который из двух выбрал проектов один, и по нему была устроена защита. Я защищалась лично у Билла Дункана — мы с ним четыре часа обсуждали мой проект. Сертификат GAPPS в итоге мне ни разу не понадобился, но сама защита, когда я четыре часа с международным экспертом разбирала свой опыт, выясняла, что делала хорошо, а что нет, – это было потрясающе.

Для своей сертификации мы взяли ту же идею: в стандарте для каждого уровня и каждой трудовой функции определены трудовые действия, и кандидат, который хочет получить сертификацию, должен представить отчет о том, как он все эти действия реализует или планирует реализовать в своей деятельности. Какое-то время мы называли этот отчёт «диссертацией», а сейчас решили, что не будем пользоваться таким громким словом, и говорим «исследовательская работа». Так или иначе, для получения сертификата соискатель должен защитить свою работу перед экспертами.

В нашем случае достаточно одной исследовательской работы. Соискатель отсылает ее в экспертный комитет, который ее оценивает и либо принимает для защиты, либо с замечаниями возвращает на доработку, может быть — направляет на курсы по подготовке к сертификации. Понятно, что сопутствующая система профессионального образования нужна; мы, как я говорила, уже готовим обучение для CIO. После того как работу принимает экспертный комитет, создается комиссия из двух экспертов, которая будет проводить защиту. Форма защиты — собеседование; в наше время оно вполне может проходить по Skype, при условии, что эксперты — известные люди, которым все доверяют. Эксперты обсуждают с соискателем его работу, возможно, уточняют какие-то детали и выясняют, действительно ли он понимает процессы управления ИТ. После успешной защиты выдается сертификат — он, как мы планируем, будет действовать от трёх до пяти лет, а по истечении этого срока его надо будет подтвердить.

И сразу скажу о деньгах. Сертификация ИТ-менеджеров, как всякая сертификация, будет платной, но эту плату мы постараемся сделать разумной. Сейчас мы обсуждаем сумму в два-три минимальных оклада за первичную сертификацию (в зависимости от уровня ИТ-менеджера) и в один-два минимальных оклада за подтверждение сертификата.

Понятно, что студент не может пройти такую процедуру — необходим практический опыт работы. А с каким опытом можно претендовать на сертификат?

Необходимо проработать не меньше года в управлении ИТ: можно быть руководителем проекта или его заместителем, руководителем небольшой группы разработки. Это минимум для самого нижнего уровня из четырех, которые есть в стандарте, — «Управление ресурсами ИТ».

А до этого нужно, наверное, несколько лет проработать стажером, младшим консультантом, консультантом?

На самом деле это не обязательно. Я знаю даже случай — правда, не назвала бы этот опыт удачным, — когда менеджером по ИТ вовсе не маленькой организации назначили человека сразу после института. А наша магистратура по подготовке ИТ-менеджеров соответствует пятому-шестому курсу университета. Мы читаем студентам базовые курсы по программированию и системному администрированию, затем пойдут специфические курсы, напрямую связанные со стандартом, год обычной практики, а после него — год практики в управлении. И сейчас наш план таков: по окончании обучения те, кто его успешно пройдёт, должны вместе с дипломом получить сертификат — конечно, нижнего уровня.

Как вы думаете, когда это начнет влиять на общую картину на рынке труда?

Это зависит от действий государства и от нашей активности. Теперь, когда вышли государственные профстандарты, у правительства есть очень серьезные планы сделать их обязательными для сотрудников госучреждений; в дальнейшем — сейчас идет обсуждение — такой порядок, возможно, будет распространен и на коммерческие структуры. Если это произойдет, то всем специалистам волей-неволей придется сертифицироваться, а работодателям — требовать сертификаты. Свою задачу мы видим в том, чтобы продвигать идею сертификации имеющимися у нас средствами. Лет пять назад, когда мы впервые об этом заговорили, меня все ругали. Кто-то говорил, что сертификаты будут покупаться за деньги, кто-то — что сертификация никому не нужна, кто-то — что она вообще разрушит отрасль ИТ. Но нам удалось переломить это отрицательное отношение, и картина стала совершенно другой: почва готова, на сертификацию смотрят существенно более позитивно. Нужно ее пропагандировать. Для меня решающим моментом было то, что защита исследовательской работы, с одной стороны, подтвердила мою компетентность, а с другой — дала мне возможность лично пообщаться с экспертом и проверить с ним некоторые свои подходы. Я уверена, что многие думают так же, а поскольку процедура, которую мы разработали, подтверждена, поддержана и развивается СоДИТ, возможности у нас огромные. Мы можем привлечь к развертыванию сертификации все клубы ИТ-директоров во всех регионах, делать рассылки, выступать на клубных конференциях. Раньше мы этим не занимались, теперь начнем.

Может быть, от государства зависит не так уж много. Скажем, в первой половине 1990-х мало кто понимал, зачем нужно сертификационное обучение по технологиям Oracle или Microsoft, а ближе к концу тысячелетия оно уже было стандартом де-факто, причем превращение произошло без всякого государственного вмешательства. Специалисты каким-то образом сами поняли, что это полезно.

Компании, отправляющие своих сотрудников на сертификацию, — это в основном интеграторы и дистрибьюторы, которым нужно определенное количество сертифицированных специалистов, чтобы получить партнерский статус от поставщика. Но есть, безусловно, и внутренняя мотивация: люди идут на экзамен не потому, что этого требуют на работе, а чтобы проверить и систематизировать свои знания часто они сами его оплачивают, это не очень дорого. И мне кажется, что для прохождения процедуры, которую мы придумали, такая мотивация тоже будет существовать. Написание и защита исследовательской работы заставляет специалиста разобрать и понять собственную деятельность, а потом в общении обосновать это свое понимание, обсудить его, что-то выяснить — все это очень полезно.

На мой взгляд, именно понимание сообществом пользы от сертификации должно поднять ее авторитет.

Да, я тоже на это надеюсь. А с технической точки зрения здесь совершенно понятно, как действовать. В роли сертифицирующего органа выступит Фонд ФОСТАС, где я сейчас президент, а в роли аккредитующего органа — группа «ИТ-Стандарт»; эксперты скорее всего будут работать по договорам. Сейчас идет этап заключения соглашения, по которому группа «ИТ-Стандарт» аккредитует фонд ФОСТАС на право сертифицировать. Процедура написана и одобрена, стандарт есть — пора приступать. Очень хотелось запустить сертификацию с осени, но осень уже наступила, так что сроки отодвинулись на 2016 год.

В принципе органов, сертифицирующих по профстандарту «Менеджер по информационным технологиям», может быть сколько угодно, причем они не обязательно должны быть аккредитованы группой «ИТ-стандарт» — есть и другие организации, имеющие право проводить аккредитацию. Это рынок, и нам сейчас задают вопрос, что мы будем делать, если у нас появятся конкуренты. Я всегда отвечаю, что конкуренция – это прекрасная вещь, потому что она побуждает тебя активнее развиваться. И очень надеюсь, что наш подход сработает и специалисты придут сертифицироваться по профстандарту, потому что это нужно им самим, их предприятиям, отечественной отрасли ИТ и государству.

С Мариной Аншиной беседовал главный редактор Intelligent Enterprise Камилл Ахметов