Наш разговор Григорием Циперманом, известным ИТ-специалистом, недавно оставившим пост советника генерального директора ФГУП НИИ «Восход», был посвящен вопросам экономики в сфере ИТ, особенно актуальным во времена неурядиц.

Intelligent Enterprise: За счет чего достигается экономический эффект от внедрения информационных систем?

Григорий Циперман: Это вопрос из разряда «вечных». Но прямо ответить на него невозможно. Любые разговоры о том, что внедрение той или иной системы волшебным образом решит все сложности и поднимет эффективность, — на самом деле не что иное, как маркетинговые заклинания вендоров и интеграторов. Тем более, что автоматизация, как правило, порождает новые проблемы и ведет к дополнительным затратам: требуется обновление оборудования, нужны площади для его размещения, новому оборудованию и ПО необходимы услуги по сопровождению и поддержке, возникает потребность в дополнительном персонале, дефицитном и дорогостоящем.

А со временем многие начинают сталкиваться с проблемой избытка ИТ-персонала. Периодически от избыточного количества разработчиков и администраторов пытаются избавляться, но дело это не слишком простое. Да и сами ИТ-специалисты являются большими мастерами в том, что называется имитацией бурной деятельности, — ведь бизнес-заказчики, как правило, слабо разбираются в том, что делают сотрудники их ИТ-подразделения, а те с успехом пользуются этим. И не так уж редко бывает, что бизнес оказывается у ИТ-отдела в положении своего рода подопытного кролика, на котором проводятся эксперименты по автоматизации, необходимости в которых объективно нет.

В то же время внедрение новых систем позволяет вписаться в те условия, что сложились. В те правила и те скорости, которые востребованы в настоящий момент. Чтобы обеспечить то качество бизнес-процессов, которого требует рынок. Да, бизнес-империи Нобеля или Рокфеллера в начале прошлого века обходились без ИТ и работали замечательно. Да, реакция на те или иные события была медленной по нынешним меркам, но и требования были иными. Бумажного учета на рубеже 19-го и 20-го веков было вполне достаточно. А сегодня обе эти империи с использованием технологий только того времени разорились бы, и очень быстро. Просто потому, что они не соответствовали бы сложившимся ныне условиям и сложившейся культуре бизнеса. И использование ИТ — это лишь часть изменений, которые произошли за последние сто с небольшим лет. Изменилось отношение к потребителю, к собственному персоналу, к его качеству и квалификации, да и само ведение бизнеса стало другим.

Так что прямого ответа на ваш вопрос получить невозможно. Не всегда автоматизация может дать тот эффект, которого от неё ожидают. С другой стороны, отказ от автоматизации может иметь просто фатальные последствия для бизнеса, поскольку ведет к заведомому снижению конкурентоспособности.

А некоторые бизнес-модели без ИТ неосуществимы в принципе. Тут пионером стал сервис Uber, у которого появилась масса подражателей в разных сферах. И такие модели существенно меняют весь бизнес и создают новую культуру рынка, к которой все, пусть даже вынужденно, будут тянуться.

Возникновение ИТ часто сравнивают с промышленным переворотом 18 — 19 веков, когда появилась паровая машина. Именно тогда пришли в жизнь быстроходные виды транспорта (пароходный и железнодорожный) и практически современные станки, использование которых многократно повышало производительность труда. Но если выигрыш от замены ручного труда на механизированный подсчитать было довольно легко, то с ИТ всё уже далеко не так просто. Хотя аналогии и здесь найти можно. Появление скоростного транспорта в свое время радикально изменило многие бизнесы, так как существенно расширились возможности сбыта скоропортящейся продукции, продажа которой ограничивалась исключительно местом ее производства.

Как правильно сокращать ИТ-бюджет? Какие статьи можно урезать, а какие категорически нельзя?

Да, условия сейчас непростые. И всё усугубляется нехваткой грамотных управленцев в области ИТ, способных вывести на чистую воду то, что происходит в ИТ-подразделениях. А как я уже говорил, там очень часто имеет место имитация бурной деятельности, и снижение бюджетов приводит лишь к некоему падению активности.

Причем ИТ-подразделение оказывается в компании своего рода монополистом в решении целого ряда задач и этим умело пользуется. Так, на одном из автомобильных заводов только количество разработчиков превышало 400 человек! И при этом руководство сетовало на нехватку персонала. А вся деятельность сводилась к «улучшению улучшений», когда в самописные системы вносились малозначимые усовершенствования вроде перестановки кнопок в экранных формах. При этом они монополизировали всю деятельность на предприятии и никого к ней не подпускали. Управлять ими никто не мог, так как руководители предприятия просто не понимали, чем это подразделение занимается. И сравнивать было не с чем из-за того же монополизма. В таких условиях можно обосновать всё что угодно и требовать за свою работу опять же монопольно высокую плату.

И что делать в такой ситуации? Как мне кажется, ИТ-подразделения должны быть компактными. В их компетенцию должны входить прежде всего вопросы поддержки ИТ для развития предприятия. Это включает понимание того, куда и как оно должно развиваться, формирование бюджетов, организацию исполнения планов автоматизации (в том числе проведение конкурсов на выбор исполнителей).

Для этого не нужно много сотрудников. Но они должны быть квалифицированными специалистами как в области бизнеса, так и в сфере ИТ.

Конечно, необходим и «короткий ресурс» для обеспечения нужд компании в оперативном режиме: персонал сопровождения рабочих мест, разработчики не самой высокой квалификации для подготовки специфических отчетов. Хотя в нынешних условиях рынка и такой персонал можно использовать в режиме аутсорсинга.

Нынешние ИТ переживают серьезную трансформацию. Какие новые технологические решения способны в наибольшей степени дать выигрыш в нынешних условиях?

Да, сейчас активно развиваются несколько направлений, которые IDC объединяет в так называемую третью платформу. Это облачные решения, обработка больших данных, мобильные технологии и социальные медиа. С технологической точки зрения все эти направления тривиальны. Но появляются новые понятия, и вокруг них начинает развиваться теория. Можно говорить, что эти направления уже прошли проверку временем и показали, что важны и нужны, каждое в своей области. Но относиться к ним как к панацее нельзя.

Я бы выделил прежде всего облачные технологии. Сейчас решения классов «инфраструктура как услуга» (IaaS), «платформа как услуга» (PaaS), «ПО как услуга» (SaaS) обходятся потенциальному заказчику дешевле, чем построение аналогичных сервисов собственными силами, и их применение является одним из наиболее простых способов снижения затрат на ИТ. Но есть проблемы поддержания информационной безопасности. Они решаемы, и целый ряд операторов услуг включает поддержку основных стандартов и требований нормативных актов уже, что называется, из коробки. Есть и целый ряд других механизмов, делающих невозможными в принципе кражу данных, например, стандарт HL7, который ориентирован на медицинские информационные системы. Однако все проблемы усугубляет общее недоверие. И как раз опасения, связанные с передачей своих данных на сторону, мешают в наибольшей степени, причем мешают они развитию не только облачных технологий, но и аутсорсинга. Хотя, как показывает практика, две трети инцидентов, связанных с кражей или утечкой данных, происходит по вине собственных сотрудников компаний. Но есть работающие механизмы защиты и от деятельности инсайдеров, и это быстро становится известным. В свое время одного из моих подчиненных уволили в течение 24 часов за то, что он копировал у себя данные с файловых серверов. Причем делал это из чистого любопытства, не для кражи. После этого случая остальным делать нечто похожее надолго расхотелось.

Государственным органам, а они давно уже используют облачные технологии, в чем-то проще. Во-первых, тут работает административная вертикаль, и прямые приказы сверху исполняются. Во-вторых, вопросами безопасности занимаются, что называется, специально обученные люди, как правило, из спецслужб, на которых можно переложить ответственность. А вот на частном предприятии ситуация совсем другая…

Между тем предложение растет. У любого более-менее крупного интегратора есть свой облачный сервис, и мы не исключение. Появляются и специализированные операторы, которые занимаются исключительно предоставлением облачных сервисов. Так что цены упадут еще больше. И со временем потребитель, что называется, дозреет. Будут играть свою роль истории успеха, да и ситуация в экономике делает облачные решения все более и более привлекательными.

Мобильные технологии позволяют существенно ускорить доступ к данным из любой точки. А повышение этой скорости является важнейшим драйвером трансформации мира. Другой вопрос, в какую сторону идёт эта трансформация — в худшую или лучшую сторону …

Другая область — ПО с открытым кодом. Да, такое ПО может стать основой системы, но за этим стоит масса дополнительных услуг по консалтингу, тонкой настройке, адаптации, организации обучения. В итоге проекты по его внедрению тоже стоят денег. Другое дело, что в условиях падения рубля и соответственно значительного роста цен на зарубежное коммерческое ПО выходом может стать использование систем с открытым кодом. В этом случае первоначальные затраты будут меньше, причем намного.

Серьезной проблемой, однако, является отсутствие ответственности у сообществ, которые стоят за тем или иным продуктом. Так что необходимо брать специалиста, чтобы он занимался решением проблем, возникающих в ходе эксплуатации этого продукта. Правда, многие вопросы, связанные с сопровождением и поддержкой, эти самые сообщества успешно решают. Да и в целом значительная часть продуктов с открытым кодом имеют неплохое качество и пригодны для использования. Даже более того, в ряде случаев они превосходят проприетарные. Так что примеров их применения на практике все больше и больше. Сам я использую LibreOffice Writer для работы с документами объемом более 512 Мбайт, которые Microsoft Word открыть не может.

В кризис очень часто говорят о том, что нужно отдавать приоритет простым, точечным проектам. Так ли это?

С одной стороны, существует масса решений, способных повысить эффективность работы на том или ином участке. Но за ними нужно выходить на рынок, а не обращаться к своим разработчикам. От их монополизма, как я уже говорил, надо избавляться. Монополизм не позволяет определить объективную стоимость разработок. Надо включать рыночные механизмы. Ведь ИТ-рынок у нас уже вполне зрелый.

И все же тут нужна осторожность. С одной стороны, у нас много талантливых людей. Мне встречались случаи, когда для передачи данных применяли самодельные эрзац-модемы, и они работали. Но не стоит забывать, что самое дорогое — это архитектура. И использование таких решений может привести к тому, что какие-то элементы придется переделывать, причем полностью. А это обойдется куда дороже, чем возможный выигрыш от внедрения всяческого рода самоделок. Тут можно провести аналогию с самолечением. Если те или иные симптомы вам не удалось снять, то необходимо как можно скорее обратиться к врачу, потому что последствия могут быть самыми серьезными.

Григория Ципермана интервьюировал Яков Шпунт