Производительность, надежность и правильный выбор функционала системы класса Business Intelligence играют ключевую роль в ритейловом бизнесе. О том, каковы подходы к организации аналитических вычислений в группе компаний «Детский мир», рассказывает ее ИТ-директор Сергей Кондарев.

Intelligent Enterprise: Что стало основным мотивом для использования в вашем бизнесе мощной промышленной системы класса Business Intelligence?

Сергей Кондарев: Серьезная потребность в бизнес-аналитике у нас, я считаю, главным образом связана с необходимостью детального учета тенденций в области продаж, которые осуществляет наша компания. В данном случае ключевыми факторами являются объем торговли, широта географического охвата и планы по масштабированию бизнеса. Два года назад у нас было не более полутора сотен магазинов, теперь же их около четырехсот. А в ближайшее время руководство компании планирует увеличить это количество еще примерно вдвое.

Если говорить о типе задач, которые мы решаем, то это прежде всего оперативная аналитика в отношении товарной номенклатуры. То есть речь идет о текущем анализе продаж с целью принятия управленческих решений. Сама постановка вроде бы совсем не хитрая, по крайней мере на сегодняшний день. Но есть масса нюансов. Во-первых, это весьма внушительный объем операций. При этом многочисленные сотрудники (включая высшее руководство), чья работа так или иначе предполагает оперативный анализ проданного за последнее время товара, должны получать информацию несколько раз в течение одного рабочего дня. Далее мы говорим о широчайшем географическом покрытии от Калининграда до Владивостока плюс активное присутствие в Казахстане. А профили потребления детских товаров по тем или иным причинам, которые мы сейчас в основном и анализируем, во многих регионах могут различаться.

Не следует забывать об интернет-магазине «Детского мира». Доля интернет-заказов составляет четыре-пять процентов от всего объема, однако мы знаем, что здесь заложен очень большой потенциал. Прогнозировать же рост продаж в этом канале куда сложнее, чем делать то же самое для традиционного канала, где продажи так или иначе определяются числом и размерами торговых точек. К тому же нам, как и большинству современных предприятий крупного ритейла, предстоит развивать омниканальность. И если этот тезис проецировать в пространство задач автоматизации бизнеса, то нужно говорить о существенном размытии границ между еще совсем недавно стоявшими отдельно друг от друга задачами ИТ-поддержки электронного и традиционного каналов продаж. И соответственно встает задача формирования единого пространства данных для анализа.

Исходя из всех перечисленных факторов нам требовалась очень мощная платформа для оперативной аналитики, обладающая к тому же серьезным потенциалом в отношении дальнейшего масштабирования вычислений. И здесь SAP BI на базе HANA — решение, на котором мы остановились, — я думаю, занимает очень серьезные позиции.

Бизнес-аналитика в ритейле, как правило, сопряжена не только с оперативным анализом продаж, связана не с одними лишь товарами; при этом ее использование не ограничивается функциональными подразделениями, непосредственно отвечающими за продажи…

Если брать ритейл как отрасль, то ключевыми потребителями аналитики кроме специалистов по продажам можно считать маркетологов. А если классифицировать сам функционал систем Business Intelligence по типам задач, которые решаются в нашем бизнесе, то помимо оперативной можно говорить и о предсказательной аналитике.

Что касается маркетинга и соответственно возможного перехода к анализу клиентской аудитории и к предсказательной аналитике, то тут целесообразно еще раз вспомнить, что мы полностью сконцентрированы на детских товарах. Маркетологи в ритейле нередко проводят опросы своей клиентской аудитории, применяют к ней соответствующие гипотезы, пытаются определить, как изменится ее предпочтение, скажем, в связи с изменениями экономической ситуации и законодательства, с тенденциями моды или набирающими популярность акцентами в стиле жизни. Далее собранный массив данных разного формата тщательно анализируется, причём используемые алгоритмы обработки информации могут существенно отличаться от тех вычислительных методов, которые есть сейчас в арсенале нашего бизнеса. Но применять большинство из этих приемов работы к основной нашей аудитории — детям — не очень разумно, если не сказать нелепо. А если делать все то же самое, ориентируясь на мотивацию родителей, качественного результата тоже скорее всего не будет. У нашего розничного бизнеса здесь существенная специфика. Изменение спроса, как и в любой рознице, со временем, конечно, имеет место и у нас, но многое ясно из элементарных наблюдений, а ряд нюансов можно выявлять на основе все того же регулярного оперативного анализа продаж. Кстати, следует подчеркнуть, что одними из основных потребителей нашей оперативной аналитики в сфере продаж как раз и являются маркетологи.

Информацию о визитах покупателей в наши торговые точки мы тоже собираем, но она очень простая и обезличенная. Главным образом это данные, получаемые с помощью стандартных счетчиков посетителей в магазинах.

Если анализ продаж у вас действительно осуществляется очень оперативно, если эта методика отлажена и на сегодня может быть признана эффективной, сразу может встать вопрос о повышении эффективности текущей операционной деятельности компании. Иными словами, управленческие решения, которые можно правильно и быстро принять на основе объективной информации, надо еще оперативно исполнить, закупив и доставив нужный товар в магазины…

Да, это необходимо, более того, здесь снова нужна автоматизация. Конечно, должны быть автоматизированы операционные процессы, связанные с движением товара. Думаю, что здесь я, что называется, не открываю Америку, и это, наверное, сейчас справедливо для любого бизнеса. Может быть, не столь очевидно, но не менее важно то, что в крупном ритейловом бизнесе выстраивать работу с многочисленными поставщиками в отношении всего жизненного цикла заказов тоже следует в электронной форме и обязательно на основе единых стандартов. Иначе результаты бизнес-анализа, сколь бы оперативно и качественно он ни осуществлялся, просто повиснут в воздухе. У нас в «Детском мире» создана специализированная система документооборота, позволяющая существенно повысить эффективность работы с поставщиком по размещению и исполнению заказов.

Насколько вам удается обеспечить оптимальную поддержку аналитического решения на платформе HANA?

Необходимую поддержку нам оказывают штатные SAP-консультанты. Помимо этого немалым подспорьем является для нас налаженная у SAP система проведения форумов и конференций, как отраслевых, так и общих. Участие в них позволяет узнать о новых решениях для бизнеса и о мировом опыте их внедрения.

Применение инструментов оперативной аналитики вообще и в вашем случае в частности предполагает высокую производительность вычислений. А значит, кроме технологий, присутствующих в программной платформе, необходимы мощные и гарантированно совместимые с этой платформой аппаратные ресурсы. Что вы можете сказать по этому вопросу?

Мы используем ресурсы датацентра компании «Инфосистемы Джет». Помимо того, что он обладает вычислительными компонентами необходимой мощности и должного качества, нам важно быть уверенными, что сам датацентр, равно как и его специалисты, непосредственно поддерживающие функционирование ИТ-систем, справляется с задачами крупного ритейла. В настоящее время в нем размещены информационные системы некоторых крупнейших отечественных ритейлеров федерального уровня. Надо сказать, что мы рассматриваем возможность переноса наших данных в датацентр компании SAP, которая с некоторых пор выступает в качестве провайдера ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей функционирование ее приложений.

С Сергеем Кондаревым беседовал ведущий эксперт Intelligent Enterprise Сергей Костяков