Александр Прохоров, старший менеджер департамента маркетинга «Huawei России», рассказывает о месте нашей страны в глобальной цифровой трансформации по данным исследования Global Connectivity Index (GCI).

Intelligent Enterprise: В этом году компания Huawei в третий раз провела исследование Global Connectivity Index. Расскажите, пожалуйста, что это за исследование и о чем можно судить по его результатам.

Александр Прохоров: Исследование адресовано специалистам разных стран, занятым в индустрии информационно-коммуникационных технологий. Такой охват связан с тем, что Huawei занимается широким спектром ИКТ. Компания поддерживает исследовательские центры по всему миру: выпускает телекоммуникационное оборудование — от высокопроизводительных коммутаторов и маршрутизаторов до персональных мобильных устройств; ИТ-аппаратуру — серверы и системы хранения данных; совмещает три направления — потребительское, корпоративное и операторское. Цель GCI — помочь специалистам Huawei разобраться в состоянии рынка, понять, где и как он себя ведет, куда движется, какие продукты и технологии на нем востребованы. А благодаря такому охвату оно интересно самой широкой аудитории.

В Huawei я сравнительно недавно, а до этого девять лет проработал в компании IDC, которая, как вы, очевидно, знаете, специализируется на анализе ИКТ-рынка. И должен признаться, что масштаб исследования, проведенного технологической компанией, меня поразил. Оно охватывает пятьдесят стран, каждая из которых оценивается по четырем десяткам различных показателей. Но поскольку Huawei, в отличие от IDC или Gartner, не занимается исследованиями как бизнесом, результаты были опубликованы для всеобщего доступа.

Надо отметить, что на странице, посвященной GCI, можно не только скачать отчет в формате pdf, но и получить в интерактивном режиме информацию по конкретным странам. Web-интерфейс позволяет выбрать страну (я выбрал Россию) и сравнить ее показатели с показателями других стран, опять же по собственному выбору. Разрешается указать до трех стран или провести сравнение со средними значениями.

Каким образом сравниваются показатели?

Параметры структурированы в виде матрицы. Первое ее измерение — это коэффициенты производительности: «предложение», «спрос», «качество предоставления услуг» (experience) и «потенциал». Второе измерение — сами технологии: широкополосный доступ (ШПД), центры обработки данных (ЦОДы), облака, технологии больших данных (Big Data) и Интернета вещей (Internet of Things, IoT), а также факторы, влияющие на их развитие, — например, уровень инвестиций или правовая база; в каждой категории оценивается десять параметров.

На основе всех показателей для каждой страны была вычислена общая GCI-оценка, которая оказалась в интервале от 21 до 74 баллов, и составлен рейтинг. Первое место заняли США, за ними идут Сингапур, Швеция и Швейцария. Россия набрала 43 балла и заняла позицию номер 26, то есть попала в самую середину рейтинга. Наши ближайшие соседи «снизу» — Румыния, Бразилия, ЮАР, Мексика. Чуть выше нас оказались Малайзия, Чили, Китай (у всех по 44 балла) и Италия( 46 баллов). В отчете Huawei приведено несколько графиков, показывающих, как GCI стран соотносится с их другими показателями. Особенно интересен анализ распределения исследуемых стран в координатах «номинальный ВВП на душу населения» и «GCI» (график представлен на рис. 1. —Ред.). 

Из данного графика можно видеть, что это распределение укладывается на плавную кривую. Производная функции — зависимости ВВП от GCI — при низких значениях последнего невелика (стадия замедленного роста), при средних больше, а при высоком GCI снова мала (стадия насыщения). Поэтому все страны эксперты разделили на три категории: начинающие, с GCI ниже 34; догоняющие, с индексом от 35 до 55; лидеры, у которых индекс 56 и выше.

Россия с 43 баллами попадает в категорию догоняющих стран — именно здесь повышение индекса дает максимальный прирост номинального ВВП на душу населения. 

Практические выводы и рекомендации различаются в зависимости от категории страны?

Практические выводы можно делать, анализируя данные по каждой стране и видя, как ее показатели выглядят на фоне среднестрановых данных. На базе анализа всех участников удалось выделить закономерности для каждой из трех выделенных групп. Так, страны из группы «Начинающие» (находящиеся на ранней стадии построения ИКТ-инфраструктуры), сосредотачивают свое внимание на увеличении доступа аудитории к цифровым технологиям и преимущественно делают фокус на развитии ШПД и датацентров. В группе «Догоняющие» концентрируют внимание на повышении спроса на ИКТ в целях содействия процессу цифровой трансформации и соответствующему экономическому росту на ее основе. Фокус этих стран приходится на внедрение облачных технологий и переход в облако. «Лидеры», имеющие развитую экономику, постоянно повышают качество сервисов и фокусируются на технологиях Big Data и IoT для создания более эффективного общества.

Кроме анализа по странам проводился анализ по избранным отраслям, для которых измерялся коэффициент так называемой индустриальной цифровой трансформации. Самый высокий коэффициент трансформации оказался у финансового сектора (банки, страхование, финансовые услуги). Естественно, в первую тройку вошли и ИКТ, а также здравоохранение.

Если говорить о России, как ведет себя ИТ-рынок, какие отечественные компании активно развиваются на базе цифровых технологий?

Объем большинства российских рынков сильно зависит от цены на нефть, и рынок ИТ здесь не исключение. Как следствие в 2014–2015 годах он падал (о том же говорят и данные IDC) и откатился приблизительно на уровень 2009-го; скорее всего его падение продолжается и сейчас. Но сумма денег, заработанная ИТ-компаниями, не дает полной характеристики рынка, а структурно он, конечно, очень изменился по сравнению с 2009 годом: появились новые технологии, выросло количество пользователей Интернета, повысилась скорость передачи данных. Цифровые рынки пострадали от кризиса явно меньше остальных, поскольку происходит перераспределение спроса в их пользу. Например, реклама с радио, телевидения, уличных стендов переходит в Интернет, и это позволяет компаниям соответствующей специализации держаться на плаву, а некоторым даже расти. Есть очень успешные предприятия, которые нашли новые модели монетизации, новые модели бизнеса, построенные на цифровых технологиях. Среди отечественных это, например, «Яндекс», чей бизнес непосредственно связан с цифровыми технологиями. Будучи лидером на рынке интернет-рекламы, «Яндекс» активно занимается технологией больших данных. Наработки в этой области помогают компании не только таргетировать рекламу, но и, пользуясь своими вычислительными ресурсами, обрабатывать большие массивы информации сторонних заказчиков.

Что показывает исследование Huawei в отношении российского ИТ-рынка? По каким составляющим GCI-индекса у нас хорошие показатели, по каким мы отстаем? 

Давайте посмотрим на диаграммы, которые я подготовил для презентации проекта. Это сравнение показателей российского рынка со среднемировыми по категориям «Предложение», «Спрос», «Качество сервисов» и «Потенциал» (см. соответственно рис. 2, 3, 4 и 5. — Ред.).

Категория "Предложение«базируется на таких параметрах, как покрытие территории сетями 4G, ширина трансграничного канала, распространение домашних подключений по оптоволокну (FTTH), измеренное по отношению к общему количеству домохозяйств в стране, инвестиции в Интернет вещей.

На рисунке видно, что по одним параметрам Россия близка к среднемировому уровню, по другим опережает его, по третьим отстает. Так, в области распространения технологии FTTH мы впереди, по удельным инвестициям в ИКТ у нас довольно сильное отставание, а удельные инвестиции в телеком примерно соответствуют среднему показателю.

Что касается параметров, оцениваемых в категории «Спрос», то у нас близкий к среднемировому уровень скачивания приложений и высокая степень компьютеризации домохозяйств. Отставание же наблюдается в области аналитики, Интернета вещей и особенно в электронной коммерции.

Показатели по категории «Качество» (Experience), которые определяют уровень доступности сервисов для пользователей, выглядят очень неплохо.

По пяти параметрам, включая доступность фиксированного ШПД и качество облачных сервисов, Россия существенно опережает средние показатели, а по качеству телекоммуникационных сервисов и сервисов больших данных уступает им, но не очень сильно. Заметное отставание — только в области Интернета вещей. Четвертая категория — «Потенциал» — позволяет оценить перспективы развития цифровой экономики в стране. Значения параметров вычисляются для каждой страны на основе местных исследований, анализирующих экономическую выгоду от внедрения новых технологий и вклад этих технологий в развитие рынка. Потенциал в наибольшей степени связан с макроэкономическими параметрами, так что отставание России в этой категории в известной мере можно объяснить падением цен на нефть, санкциями и общим ухудшением экономической обстановки. Тем не менее потенциал облачных решений и фиксированного ШПД выше среднего. Это же касается и разработчиков ПО, но не ИТ-специалистов.

Исследования Huawei выявляют также низкую эффективность научных исследований в России. На диаграмме (рис. 5. — Ред.) видно, что при затратах на научно-исследовательскую работу, сравнимых со среднемировыми, количество патентов в ИКТ-области в России почти в три раза меньше, чем в среднем по миру.

Мне кажется, тем лицам, которые принимают решения по информатизации и другим целевым программам в национальном масштабе, имеет смысл обратить внимание на данные GCI-исследования, тем более что отчет предоставляется совершенно бесплатно. Хочется надеяться, что он многим будет полезен.

С Александром Прохоровым беседовала обозреватель Intelligent Enterprise Мария Суханова