Наш разговор с генеральным директором компании «МДМпринт» Русланом Галифановым был посвящен тому, как строится полиграфический бизнес, с какими рисками и угрозами приходится сталкиваться в повседневной деятельности.

Intelligent Enterprise: Какова история вашего предприятия?

Руслан Галифанов: Типография «МДМпринт» была основана в 2010 году. До этого времени мой бизнес был связан с интернет-кафе. Но начиная с 2008-го интерес клиентов к данным услугам начал снижаться, и я задумался о развитии нового бизнеса. О работе типографий тогда известно было немного. Например, я не знал, какое оборудование там используется, какие типы печати существуют, каковы технологии печати и отделки печатных материалов, как правильно организовать печатный бизнес. Но сложности меня не пугали. В итоге начались бессонные ночи — я изучал технологии, принципы работы печатных устройств, методики управления печатным делом и его организации.

Бизнес начали с покупки в 2010 году бывшей в употреблении первой цифровой печатной машины. Тогда мы предлагали простые и элементарные услуги — копирование черно-белых листов А4/А3, брошюровку дипломных работ, печать фотографий. На тот период у нас не было возможности изготовить даже визитки.

Но благодаря прошлому накопленному опыту и знаниям в области создания Web-сайтов мы смогли за короткое время оформить весьма привлекательный и неплохо выполненный сайт. Нам удалось выйти на первые страницы выдачи в поисковой системе «Яндекс».

Мы довольно быстро росли и за шесть лет развились в большую цифровую типографию с широким спектром услуг. Добиться расширения сервис-портфолио и увеличения производственных мощностей нам помогла цифровая печатная машина Ricoh C9100. Это устройство обеспечивает печать на разных носителях, включая высокоглянцевые, текстурированные, мелованные и немелованные поверхности. Проблему перегрева, с которой прежде сталкивались наши специалисты, решает новая жидкостная система охлаждения.

Благодаря печатной машине Ricoh на данный момент мы можем удовлетворить практически любые потребности заказчика. Сейчас мы предлагаем цифровую, в том числе широкоформатную печать, тематическую полиграфию, изготовление сувенирной продукции, проектной документации, мобильных стендов и т. д. У нас большие планы на будущее. В этом году хотим запустить цех шелкотрафаретной печати.

Наш штат состоит из 45 человек, а в самом начале нас было всего четверо. Наши производственные площади занимают около 700 кв. м, служебный офис — 150 кв. м. В Москве таких типографий, как наша, наберется, пожалуй, не более двадцати.

Как в «МДМпринте» развивалась «диджитализация» печатного дела — переход на новые цифровые печатные машины?

В настоящее время господствуют две основные технологии печати — цифровая (по сути это просто большие промышленные офисные принтеры, основными преимуществами которых являются скорость работы, а недостатком — высокая себестоимость печати) и офсетная (классическая типографская печать посредством использования специализированных форм и красок). Здесь уже преимуществом является дешевизна отпечатанной продукции, а недостатком — длительное исполнение заказов. В «МДМпринте» мы с самого начала используем цифровые печатные машины.

Если говорить о рынке в целом, то в последние десять лет наметилась тенденция постепенного, но неуклонного роста удельного веса цифровой печати и уменьшения офсетной. Рост цифровой печати связан с ускоряющимся ритмом жизни. В условиях быстро устаревающей и постоянно обновляемой информации клиентам чаще всего нужны небольшие тиражи печатной продукции. Если раньше, например, клиента удовлетворял разовый заказ на изготовление трёх тысяч отпечатанных каталогов (это было актуально еще в 2010 году), то теперь его вполне устраивает тираж из трёхсот каталогов, так как информация быстро устаревает и данные меняются. Афористично отразить мысли клиента можно фразой Остапа Бендера: «Время, которое мы имеем, — это деньги, которых мы не имеем».

Новые риски в кризисный период… Насколько активизируются злоумышленники по сравнению со временем экономического роста?

На сегодняшний день можно выделить несколько бизнес-рисков, связанных с кризисным периодом. Это, во-первых, прекращение реинвестирования бизнеса. А во-вторых, пропадание интереса к бизнесу у собственника или низкокачественный менеджмент, который способен погубить успешную компанию всего за несколько лет. В кризисный период увеличивается конкуренция и на рынке остаются только сильные игроки. Например, мы открыли для себя перспективы развития, и только в 2016 году рост нашего бизнеса составил 12%.

На мой взгляд, успешность или, наоборот, провал бизнеса в огромной степени зависят от способности руководителя чувствовать пульс времени и поступать в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

Абсолютно все сталкиваются с трудностями, и мы не исключение. Нам стало сложнее работать с девелоперами и проектными организациями. Многие из них объявляют себя банкротами. Приведу пример: у нас на протяжении нескольких лет были стабильные и доверительные отношения с одним из девелоперов. Однако в нынешнем году он так и не оплатил крупный счет за оказанные нами услуги. Договор предусматривал отсрочку платежа на срок до 60 дней. По окончании этого срока девелопер запросил еще одну отсрочку. Когда закончилась и она, нам стало ясно, что тут что-то не так и нужно обращаться в суд. Обратились, процесс выиграли, но денег так и не получили. И таких контрагентов за 2015 и 2016 годы у нас набралось около двадцати.

Я отнес бы это не к злоупотреблениям контрагентов, а к рискам ведения бизнеса в кризисный период. Чтобы снизить возможность возникновения таких рисков, типография пересмотрела условия работы с клиентами по договорам с последующей оплатой. В частности, ужесточены требования к контрагентам. Теперь отсрочку платежа даем лишь тем из них, которые имеют основания для полного доверия к ним. Мы пересмотрели свои договора, внесли в них правки, защищающие наши интересы. Теперь в случае уклонения контрагента от погашения дебиторской задолженности мы можем принять по отношению к нему все предусмотренные законодательством меры и получить оплату произведенных услуг.

Какие злоупотребления со стороны персонала имели место раньше, в доцифровую эпоху, и что характерно сейчас?

Раньше, когда не было ни камер видеонаблюдения, ни нормальной системы управления предприятием (такое иногда встречается и сейчас, когда, например, хотят сэкономить на средствах видеонаблюдения), работники типографии довольно часто печатали и реализовывали «левые» тиражи, причем по демпинговой цене. Последствия этого, естественно, не просто небольшая прибыль, а прямые убытки. Выявить такой факт без технических средств, только с помощью ручного управления, невозможно.

Под системами управления предприятием понимаются Enterprise Resource Planning System (ERP) — система управления ресурсами компании и Management Information System (MIS) — программные комплексы для управления большими массивами информации, ее анализа и расчета. Это может быть, например, «1C: УНФ» (Управление небольшой фирмой). Мы используем глубоко модернизированную программу Perfect ERP.

В нашей компании сложно представить себе злоупотребления со стороны персонала, так как мы не экономим на средствах цифрового видеонаблюдения и хорошо зарекомендовавших себя системах управления предприятием. Поэтому мы хорошо защищены от различного рода подобных правонарушений. Все заказы клиентов нами фиксируются с помощью собственного программного обеспечения. Налажен также учет расходных материалов с указанием их стоимости. Это является дополнительной гарантией того, что их будут использовать только для исполнения имеющихся заказов.

Как часто меняются схемы, которые используют мошенники? Насколько быстро они выявляются? Используются ли для этого технические средства?

В своей работе мы еще не сталкивались с мошенниками, но схемы нам известны.

Схема номер один. Типография ищет поставщика каких-либо услуг и материалов. Такой поставщик находится. Заказчик собирает информацию о нем: изучает сайт, который сделан с хорошим качеством, где предлагается цена ниже среднерыночной. Поставщик с радостью принимает заказ, выставляет счет на оплату и после оплаты информирует, что у них возникли форс-мажорные обстоятельства. Скажем, товар находится на таможне и может быть отгружен позже. В конце концов поставщик пропадает — не отвечает на звонки и письма. Спустя какое-то время открывается этот же сайт, но под другим доменным именем и с новым телефонным номером.

Вторая схема похожа на первую, только типография здесь сама уже выступает в роли поставщика. Клиент обращается за полиграфическими услугами, рассказывает, что он является очень крупным заказчиком и в скором времени намерен сделать заказ. Даже делает небольшие заказы, чтобы вызвать доверие. Затем обращается за крупным заказом, просит выставить счет, проводит платеж и просит срочно отгрузить заказ, так как сроки горят. В итоге платежка оказывается поддельной и клиент опять же пропадает.

Насколько остро стоит проблема контрафакта? Чем она опасна для вас? Как выявляются такие случаи?

Как известно, в изготовлении различной контрафактной продукции пальма первенства принадлежит недобросовестным производителям из азиатских стран. Однако сфера полиграфии для них, да и для других недобросовестных участников рынка, не особенно актуальна. Например, бумагу подделать сложно и дорого, оборудование и запасные части для печатных машин и вовсе невыгодно подделывать. Гипотетически можно подделать тонер для цифровых печатных машин. Но это тоже дорого. Рынок этот не массовый, довольно специфический, и объем его небольшой.

Мы советуем внимательно изучать поставщиков бумажной продукции и полиграфического оборудования и никогда не приобретать такие товары у случайных производителей. Тогда говорить о контрафакте точно не придется.

Сталкивались ли вы с вторжениями в свои системы киберпреступников или конкурентов? Как это удалось выявить?

Да, мы встречались со случаями такого вторжения. Обычно приходится иметь дело с программами-вымогателями. Как правило, проникают они через служебную электронную почту сотрудника предприятия: туда приходит письмо от знакомого контрагента, бухгалтерия которого якобы просит подписать акт сверки или подтвердить образовавшуюся задолженность в вашу или в их пользу. Письма могут быть разного содержания, Всё зависит от фантазии мошенников. Как правило, в письме содержится просьба как можно скорее выполнить запрошенную процедуру, распечатать и подписать вложенные документы и отправить их обратным письмом. В письме может быть и объяснение подобной спешки: нагрянула некая проверяющая комиссия, затерялись нужные документы, потеряны ключи от сейфа и тому подобное.

Сотрудник, не подозревая подвоха, входит в положение, распаковывает вложенный архив, открывает файл Microsoft Word, в котором «зашит» исполняемый код, эксплуатирующий уязвимость программы. После его запуска вирус шифрует все файлы Microsoft Office, PDF и базы данных «1С». В результате вся работа организации оказывается парализованной.

По телефону с организацией связываются некие специалисты, которые сообщают, что им стало известно о возникших здесь трудностях, и обещают исправить положение. Естественно, что не безвозмездно. За предоставление ключа расшифровки мошенники просят денег. Мы, например, были в такой ситуации, когда наша работа была парализована полностью. Однако благодаря нашей качественно работающей ИT-инфраструктуре и хорошо налаженной системе резервного копирования информации мы легко вышли из сложившейся ситуации, и надежда киберпреступников получить от нас ожидаемые деньги не оправдалась. Разве что был потерян один рабочий день.

Попытки киберпреступников проникнуть в нашу корпоративную сеть неоднократно случались и впоследствии. Мы не можем знать точно, были ли это конкуренты или просто лица, ищущие легкий заработок. Я больше склоняюсь ко второму варианту, так как в полиграфической отрасли скорее существует тенденция взаимопомощи.

С Русланом Галифановым беседовал Семен Лыткин