В беседе с ИТ-директором организационного комитета «Россия 2018» по подготовке и проведению в нашей стране Чемпионата мира по футболу FIFA‘2018 Павлом Погребинским мы говорили о том, как строится или модернизируется инфраструктура спортивных сооружений при подготовке к масштабным соревнованиям.

Intelligent Enterprise: В чем специфика инфраструктуры, используемой на современных спортивных сооружениях? Регламентируются ли FIFA и прочими спортивными федерациями перечни систем, которые обязательно должны там быть?

Павел Погребинский: Как и на прежнем месте моей работы, в Организационном комитете зимней олимпиады в Сочи, которая прошла в 2014 году, мне приходится заниматься построением телекоммуникационной инфраструктуры.

Прежде всего это выделенная для чемпионата мира сеть передачи данных, на базе и поверх которой будут работать все остальные информационные и интернет-сервисы, включая IP-телефонию, для сотрудников FIFA и других основных клиентских групп — вещателей, фотографов, представителей прессы и футбольных команд. Кроме того, непосредственно перед проведением Кубка конфедераций по футболу FIFA‘2017 и Чемпионата мира по футболу FIFA ‘2018 на каждом из двенадцати стадионов и на прочих объектах, задействуемых в ходе этих мероприятий, должны быть налажены и находиться в работоспособном состоянии цифровая транкинговая радиосвязь TETRA, спутниковая радиосвязь для передачи телевизионного сигнала, сеть локальной передачи телевизионного сигнала внутри стадионов и сеть передачи телесигнала от каждого стадиона в Международный вещательный центр, который во время чемпионата будет расположен в Москве. Безусловно, на всех объектах необходимо обеспечить устойчивое покрытие и работоспособность сетей мобильной связи.

При планировании и организации перечисленных сервисов оргкомитет и конечные исполнители используют регламенты и руководящие документы FIFA, которые содержат и описывают обязательные требования к стадионам и несоревновательным объектам, в том числе к инфраструктуре, средствам связи и применяемым информационным технологиям. Помимо технических требований данные документы содержат информацию об основных потребителях информационных сервисов и услуг, определяющую, какие сервисы следует предоставить болельщикам, какие командам (включая обслуживающий персонал) и какие — спортивным журналистам.

В последнее время разные клубы, в том числе российские, внедряют электронные карты болельщика, в которых объединено много функций, в том числе приобретение билетов на матчи. Насколько это перспективно и интересно?

Билеты на матчи — совершенно отдельная тема, и проектом этим полностью управляет FIFA. В сферу ее компетенций входит и продажа билетов. Мы к этому имеем не слишком большое отношение, отвечаем только за организацию и предоставление каналов передачи данных с необходимой для полноценного функционирования билетных центров полосой пропускания.

Если же говорить о паспорте болельщика, о персонифицированной карте, которую необходимо получить для посещения матчей, то переговоры по этому вопросу завершены. Для иностранцев такая карта будет являться еще и визой для въезда в Россию, что исключит вероятность проникновения на территорию нашей страны и на стадионы лиц, связанных с криминалом, являющихся членами запрещенных радикальных организаций и, скажем так, нежелательных персон. В случае с российскими гражданами использование карты позволит решить задачу по недопущению на стадионы людей, попавших по тем или иным причинам в черные списки. Объединение же карты с какими-либо сопутствующими сервисами на данном этапе прорабатывается, но учитывается как возможная опция в проекте по ее внедрению, так как по требованиям FIFA паспорт болельщика является сервисным документом.

А как быть с ситуацией, когда на стадион пытаются пронести запрещенные предметы? Планируется ли установка систем, позволяющих выявлять их?

Мне очень понравилось, как этот процесс был организован на чемпионате мира по хоккею в Санкт-Петербурге. С учетом накопленного там опыта мы пытались организовать процессы проведения соревнований и на стадионе клуба «Петровский». В ходе их выстраивания проблемы возникали только с пиротехникой, которую с завидной периодичностью пытались проносить на территорию стадиона. На «Петровском» система контроля доступа не только пропускала посетителей по билетам, но и фотографировала их. Благодаря этому организаторы знали, кто именно сидит на каждом месте. А сейчас всё идет к тому, что билеты на спортивные мероприятия мы будем покупать по паспорту. И это позволит однозначно персонифицировать посетителя, его ответственность. Внедряемый сейчас паспорт болельщика будет действовать не только на матчах в рамках чемпионата мира, но и как методологический подход на всех спортивных мероприятиях на территории нашей страны. Соответствующий закон уже принят.

Надо сказать, что такое решение позволит заметно снизить затраты за счет унификации. Нет необходимости делать что-то под один определённый чемпионат, а потом нечто уже совсем иное — под другой.

Много говорят о том, что вещательная подсистема на стадионе повышает его конкурентоспособность. Так ли это?

Если говорить конкретно о подготовке к чемпионату мира по футболу, то его проводит FIFA. А с точки зрения этой организации наличие таких систем не является значимым фактором и соответственно волнует её мало. В целом будет максимально использоваться уже имеющаяся инфраструктура.

Насколько велик масштаб работ по модернизации старых стадионов?

Таких стадионов у нас всего два — «Лужники» в Москве и арена в Екатеринбурге. Неизменным остается только внешний каркас. Зато после модернизации это будут едва ли не самые современные спортивные площадки не только в России, но и во всем мире.

Как новые системы должны повышать удобство посетителей?

В моем представлении такие системы должны как минимум не мешать им. На стадионе необходимы устойчивая мобильная связь и сеть Wi-Fi. Причем их следует разделить, чтобы сеть передачи данных не перегружала голосовую связь и наоборот. На чемпионате Европы во Франции, откуда я только что вернулся, с этим были проблемы.

Такую задачу невозможно решить без взаимодействия с операторами связи. На олимпиаде 2014 года был один мобильный оператор, который выступал в качестве спонсора; соответственно других в зону его покрытия пускать было нельзя. Все остальные работали только через него, что создавало определенные неудобства. Мы учли этот опыт и пришли к тому, что на стадионах должны присутствовать все четыре федеральных оператора связи, и FIFA нас в этом поддержала.

Мы провели большую работу и с Минкомсвязи России, и со всеми федеральными операторами и выделили помещения для них на всех площадках, где будут проходить матчи Кубка конфедерации 2017 года, — это «Арена “Открытие”» в Москве, «Казань-Арена», «Фишт» в Сочи и «Зенит-Арена» в Санкт-Петербурге. Да, с одной стороны, операторам придется потратить определенные средства. Но с другой стороны, стадионы строятся на века и люди будут приходить туда не только на матчи чемпионата мира, но и на другие мероприятия. Так что эти мощности будут востребованы.

Были ли коллизии, связанные с государственной политикой в области госсзакупок и соблюдением международных стандартов?

Что касается политики импортозамещения, то никакой коллизии здесь нет. Российского телекоммуникационного оборудования, которое соответствовало бы требованиям FIFA, на данном этапе развития индустрии еще, к сожалению, не существует. Хотя мы действуем в рамках законодательства о госзакупках и не имеем права открыто указывать поставщика. Конечно, нужен элементарный здравый смысл. Прежде всего поставщик должен обеспечить качество как оборудования, так и услуг по его установке и сопровождению. Очень важна и цена.

Кроме того, FIFA уже имеет большие собственные запасы телекоммуникационного оборудования, которое применялось и будет применяться для построения телекоммуникационной инфраструктуры на чемпионатах. По большей части это решения одной из крупнейших международных компаний, производящих оборудование в данной области. Оно использовалось для инфраструктуры стадионов Чемпионата мира по футболу FIFA‘2014 в Бразилии и скорее всего будет применяться и на Чемпионате FIFA‘2018. Если сейчас проводить эксперименты, связанные с обеспечением совместного функционирования систем от разных производителей, и к тому же в условиях — без преувеличения — цейтнота, то это чревато непредсказуемыми издержками. Так что тут мы просто заложники ситуации.

Изучали ли вы российский и зарубежный опыт?

Да, конечно. Я учел свой личный опыт по подготовке к олимпиаде в Сочи. Активно изучаем мы и опыт, накопленный при проведении других спортивных мероприятий, в частности прошедшего нынешней весной чемпионата мира по хоккею.

Только что я вернулся из Франции, где проходил чемпионат Европы по футболу, и посмотрел, как всё организовано там. Там к его организации подошли как к заурядному мероприятию, всё очень просто и скромно. Самое красивое — это игра и сами футболисты в красивой форме.

А вот стадионы — это голый бетон, который даже покрашен далеко не везде. Временная инфраструктура в лучшем случае из дерева, а часто используется что-то похожее на картон. Упор сделан на то, чтобы всё быстро собрать, а потом так же быстро разобрать и чтобы всё было максимально дешево. Очень просто организованы фан-зоны и точки логистики. Эти последние представляют собой просто нанесенную на дорожное покрытие разметку, и там нет никаких палаток и ничего такого, что привычно для нас. Но всё, конечно, чисто и аккуратно.

Очень ненавязчиво организована безопасность. Но при этом система контроля трехуровневая. И, видимо, разведка работала так, что заранее было известно, что и где может про­изойти.

С Павлом Погребинским беседовал научный редактор Intelligent Enterprise Яков Шпунт