Как выбирать систему управления предприятием - из числа тех, что лучше всего известны на рынке? Как выбрать партнера по внедрению - из числа "именитых"? Нужно ли покупать систему "на вырост"? И если рассчитывать на будущее, то на какое?

Марка - это важно. Трудно спорить с теми, кто полагает, что при выборе чего бы то ни было - автомобиля, компьютера, программного обеспечения - следует ориентироваться на "брэнд". Но этот вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Представьте себе: разработчик сделал имя на внедрениях своей системы на предприятиях розничной торговли. А вы работаете в нефтегазовой отрасли. Или наоборот - разработчик "набил руку" на заказчиках нефтегазового сектора, а вам нужно автоматизировать сеть супермаркетов. Подойдет ли вам система от этого разработчика? Внимание, правильный ответ: вполне возможно, что подойдет и будет с успехом внедрена. Другой вопрос - за какое время и за какие деньги.

Если в вашей отрасли хорошо представлены решения некоторой компьютерной фирмы, то именно это и будет для нее наилучшей рекомендацией, даже если она не имеет большой доли рынка решений в целом. Лучше ориентироваться на предметные области. Это поможет преодолеть и внутреннее сопротивление сотрудников предприятия. Чем больше опыт компьютерной компании в вашей отрасли, тем больший объем работ сможет она выполнить для вас за относительно меньшие деньги.

Кстати, вопрос о лидерстве на рынке информационных технологий сейчас становится более спорным, чем когда-либо. Мы стоим на пороге серьезных изменений на рынке ERP-систем. Они уже происходят на Западе и очень скоро докатятся до нас.

Изменения эти в первую очередь связаны с началом повсеместного использования Интернета в бизнесе. Происходит серьезная переориентация почти всех решений, построенных крупными ERP-компаниями. А ведь это полноценные решения, и компании строили, казалось бы, "безлоскутное одеяло", "накрывающее" предприятие "с головой"... Но вдруг наступает стагнация, и традиционные лидеры рынка ERP-систем перестают развиваться, и их настигают совершенно новые компании... В России такого пока не наблюдается, но прежде всего - из-за слабости российского Интернета. Роль Интернета в сегодняшнем бизнесе российских компаний, конечно, совершенно незначительна. Но многие из них уже готовы к росту этой роли и готовы вкладывать в это ресурсы. А значит, уже сейчас в программные решения для управления бизнесом должны встраиваться возможности обслуживания клиентов и партнеров через Интернет (здесь прежде всего имеются в виду решения типа B2B).

Важнейшие компоненты, которые добавляются к традиционному слою управления, - это решения для обслуживания клиентов и информационные системы для руководителей предприятий. В этих решениях заинтересованы не только крупные, но и средние предприятия, находящиеся сейчас в стадии поиска новых рыночных возможностей. Те, кто заглядывает на год-два вперед, сейчас очень серьезно этим занимаются.

Итак, появляются решения B2B, и появляются новые лидеры - лидеры решений B2B. Появляются они пока на Западе, и маловероятно, что эти решения будут приняты здесь, в России в "первозданном" виде, неадаптированном к нашей бизнес-практике. Не останавливаясь на особенностях ведения бизнеса в России, скажем лишь, что у нас B2B-решения будут востребованы прежде всего компаниями с филиальной структурой и имеющими региональных заказчиков.

Таким образом, рынок переходит в совершенно новую фазу: от монолитных решений - к решениям по интеграции широкого спектра продуктов. Чем дальше, тем сложнее. А ведь все и сейчас непросто. Это только на самом раннем этапе знакомства с продуктом заказчику кажется, что новая система сможет все и решит, наконец, наболевшие проблемы. Потом плюсы меняются на минусы, и начинает казаться, что никакого толка от автоматизации не будет и система не только не решит проблем, но и создаст новые. Для решения проблем нужна совместная работа заказчика и партнера над проектом, а для этого заказчик должен доверять своему партнеру - т. е. доверять людям со стороны, пришедшим в чужой монастырь со своим уставом. Возможно ли это? Без сомнения. Мало того: доверительные отношения между разработчиком и заказчиком - единственный путь к достижению положительного результата от внедрения системы. В нашей практике были случаи, когда поначалу приходилось преодолевать глухое сопротивление и неприятие со стороны персонала заказчика. И только когда к руководителям и специалистам предприятия приходило понимание того, что наши цели совпадают, совместная работа становилась эффективной, проект реализовывался в оптимальные сроки, и заказчик получал не только решение своих проблем, но и возможность значительно развивать свой бизнес.

Вернемся к B2B-решениям. На наш взгляд, в России компании, внедряющие B2B-решения, не будут в первую очередь стремиться к расширению партнерской и клиентской сетей за счет использования Интернета. Прежде всего они будут стремиться укреплять уже налаженные партнерские связи, снижать издержки работы с удаленными офисами. А поскольку рассчитывать на использование высоконадежных каналов связи в России, и особенно в российских регионах, в ближайшие годы не приходится, то решения эти будут ориентированы, как бы это ни странно звучало, на оффлайновую работу.

Вторым этапом развития электронного бизнеса у этих компаний станет, скорее всего, не дистанционное обслуживание клиентов, а введение централизованного учета. Таким образом, компании получат полный контроль за всей информацией, возможность снизить все издержки - как налоговые, так и операционные, - связанные с наличием удаленных бухгалтерий. По сути дела Интернет дарит России идеальную для нее модель бизнеса, с полным контролем филиальной сети и снижением издержек.

На Западе новый виток борьбы за рынок уже начался, и он сопровождается очередной волной роста относительной доли вклада предприятий в их информационную инфраструктуру. Если в эпоху мейнфреймов предприятия вкладывали в ИТ 1-2% своего оборота, а в эпоху ПК - до 5%, то теперь, в эпоху Интернета, наиболее дальновидные и продвинутые предприятия готовы тратить на информатизацию 7,5-8% оборота. А вы - готовы?

Николай Красилов - президент, Аревшад Вартанян - первый вице-президент корпорации "Галактика" (http://www.galaktika.ru).