В последние годы в спектре предложения ПО (в частности среди систем, предложенных на выставке Softool) стало больше специализированных систем, отвечающих за тот или иной участок корпоративной автоматизации. Очевидно, имеет место специализация решений и отдельных модулей интегрированных систем в той или иной области. Технологические методы интеграции ПО за это время также были заметно усовершенствованы. Это позволяет предположить, что мы наблюдаем возвращение подхода интеграции "лучших в своем классе решений" и постепенный уход от единых интегрированных систем в области автоматизации управления компаниями. Оба эти подхода, и "лоскутной", и интегрированной автоматизации, подразумевают в основном модульные архитектуры систем, то есть те, где используются отдельные модули, например "Производство", "Управленческий учет", "Закупки", "Склады" и так далее. Это требует от поставщиков ПО более тщательно продумывать возможности интеграции своего ПО с модулями других производителей.

"Стыковка" с конкурентами

Директор по продажам компании "ТБ.Софт", которая специализируется на разработке и внедрении КИС управления предприятием,- "ТБ.Корпорация", Сергей Алексеев положительно относится к тенденции все увеличивающейся специализации модулей КИС, понимая вместе с тем под таковой разделение функционала таким образом, что за скобками КИС остаются те модули, которые, собственно, никогда и не входили данный класс систем. Просто использоваться они в последнее время стали чаще. Речь по его словам идет о таких решениях, как, например, "Раскрой материалов", "Конструкторский кодификатор" и т.д., которые специалисты ТБ.Софт используют в качестве специализированных решений третьих фирм при внедрении КИС "ТБ .Корпорация". "Но все-таки наш подход состоит в том, чтобы в большинстве рабочих мест, где генерируется информация (склады, бухгалтерия, отдел продаж, отдел поставок), должна стоять комплексная система", - говорит он.

Василий Четвериков, генеральный директор "СофтИнтегро", также говорит о необходимости увеличивать возможности интеграции: "Наши продукты изначально разрабатывались так, чтобы интегрироваться с уже существующими системами. Например, все продукты могут использовать информацию о пользователях из системных справочников, клиентские компоненты "ДокМенеджера" встроены в почтовых клиентов MS Outlook и Novell GroupWise, "ИнфраМенеджер" использует возможности MS Visio в части представления поэтажных планов. Ряд продуктов стыкуются с "1С" и так далее". Руководитель "СофтИнтегро" убежден, что в настоящее время разрабатывать продукт, предполагая, что он будет функционировать в одиночку, может только преследуемый манией величия разработчик.

В компании "Импакт-Софт" считают, что истина находится посередине. Если клиент делает акцент на одну из систем и существует специализированная система, ориентированная на специфику бизнеса (например, управление технологическими процессами или оборудованием), гибридные решения являются вполне обоснованными. И Microsoft Navision, и Microsoft Axapta, с которыми работает "Импакт-Софт", являются системами, которые имеют широкие возможности для сопряжения. "За одиннадцать лет существования компании нашими специалистами накоплен большой опыт интеграции. К примеру, в "Роснете" компанией "Импакт-Софт" было осуществлено сопряжение с биллинговой системой, в Campina - со складской системой, в Cambio - с производственной системой, а в гостинице "Прибалтийская" наши специалисты осуществили интеграцию системы Microsoft Navision с гостиничным хозяйством", - рассказывает Юлия Клочкович, менеджер по маркетингу и рекламе "Импакт-Софт".

Хотя разработчики КИС, как правило, стараются предложить заказчику свою интегрированную систему, они учитывают сложившуюся на рынке ситуацию. "Мы ни в коем случае не отказываемся от продвижения "КОМПАС", считая направление интегрированных систем более правильным. Все подсистемы, модули нашей КИС работают в едином информационном пространстве, обеспечивая сквозную автоматизацию всего управления предприятием.

Тем не менее, усиление позиций подхода best of breed, начавшееся несколько лет назад, - это объективная реальность, с которой приходится считаться", - говорит Игорь Якобсон, главный эксперт компании "КОМПАС".

По его словам, в компании обращают большое внимание на возможности интеграции с ПО третьих фирм. В качестве примера он приводит интеграцию подсистемы HRM "Компас" в продуктами SAP.

Новый проект "КОМПАС" основан на технологии .NET и многозвенной архитектуре, и таким образом, по определению открыт к интеграции с произвольным ПО. Тем не менее в компании не стремятся к интеграции с продуктами ближайших конкурентов, так как они близки по функциональности и заменять ими подсистемы КИС "КОМПАС", по мнению Игоря Якобсона, просто не имеет смысла для клиента. "А вот с системами, решающими специфические задачи (PDM, СALS-технологии, специализированные отраслевые системы и т.п.) мы интегрируемся с радостью. Например, такой опыт есть в торговле, где система управления "КОМПАС" интегрирована с ПО для управления техникой в торговых залах, а также в банковской деятельности и машиностроении", - рассказывает он.

Единство и многообразие

В то же время заметно и стремление разработчиков к унификации поставляемых решений, что по идее должно вести к снижению стоимости проектных работ и совокупной стоимости владения продуктом, но в то же время плохо "стыкуется" с принципом интеграции "лучших в своем классе решений".

Василий Четвериков считае т, что унифицированные решения - действительно попытка сэкономить, но попытка весьма рискованная, особенно когда речь идет об автоматизации бизнес-операций. "Потому что конкурентное преимущество, скорее всего и заключается в способе выполнения этих операций, а унификация предполагает отказ от такой специфики и может привести к потере преимущества", - поясняет Василий Четвериков.

Вместе с тем в "Импакт-Софт" считают, что использование унифицированных решений в той части бизнеса, где бизнес-процессы являются типовыми, вполне целесообразно. Компания "Компас" также старается предлагать клиентам именно унифицированные решения.

В "ТБ.Софт" придерживаются собственного подхода - а именно на базе единого модуля (который собственно и содержит в себе комплексный функционал автоматизации) делать унифицированные отраслевые решения для торговли или производства.

Быстро vs. Целиком

За последние годы произошла заметная эволюция в области методов ведения проектов по автоматизации бизнес-процессов компаний - появилось понимание того, что прежде чем автоматизировать отдельные участки, необходима формализация всего бизнеса. Но на практике это сложный и длительный процесс, в то время как автоматизация отдельного участка вполне осуществима в довольно короткие сроки. Именно поэтому одной из побудительных причин выбора "лоскутной автоматизации" является стремление заказчиков получить быстрый результат. Как правило, это противоречит принципу, согласно которому деятельность предприятия должна быть полностью формализована до начала внедрения ИС. При этом традиционно считается, что такой подход увеличивает риски проекта. Поставщики ПО пытаются найти компромиссы между скоростью внедрения решений и их целостностью. Так, специалисты "СофтИнтегро" видят компромисс в том, чтобы максимально упростить возможность изменения способа автоматизированного выполнения бизнес-операций, приблизить его к конечным пользователям, дав, например, владельцам бизнес-процессов инструмент их описания и модификации без участия программиста. В "Импакт-Софт" советуют не забывать, что когда клиент выбирает специализированное решение, он унифицирует свои бизнес-процессы на участке внедрения (например, в области производства или склада). И если клиент идет на то, чтобы использовать уже проверенные опытом подходы, риски не увеличиваются, а как раз снижаются.

Игорь Якобсон также не считает очевидным то, что при поэтапном подходе риски значительно возрастают. В пользу поэтапной автоматизации, по его мнению, можно привести два аргумента. Во-первых, людям свойственно стремление получить быстрый результат. А во-вторых, полная формализация бизнеса в условиях его быстрого роста, наблюдающегося сейчас в России, возможна, как считает главный эксперт "КОМПАС", только в самом общем виде. А значит, при реализации различных этапов (будь то в варианте best of breed или в варианте интегрированной системы) все равно требуются уточнения. "Если говорить о нашей компании, то даже когда мы внедряем интегрированную систему, мы, как правило, делаем это поэтапно: иногда по подсистемам, иногда по подразделениям, иногда совмещая оба эти подхода", - говорит он.

В ТБ.Софт считают, что не стоит ограничиваться двумя подходами - "лоскутной автоматизацией" и внедрением интегрированной ИС Предлагается третий вариант - возможность быстрого создания рабочих мест на первом этапе и их дальнейшее насыщение необходимом информационным сервисом на втором. "Мы внедряем систему не отдельно по модулям и не комплексно в классическом понимании этого термина, а так называемыми слоями, - поясняет он. Иными словами мы совмещаем "плюс" первого подхода, когда быстро запускаются рабочие места, и "плюс" второго подхода, когда в результате комплексной интегрированной автоматизации руководство получает полную информацию о деятельности всего предприятия".

От бухгалтерии к бюджетированию

В последнее время заметна тенденция расширения функционала традиционного бухгалтерского ПО в сторону управления финансами, бюджетирования и т.д. Руководители российских предприятий учатся управлять бизнесом "по науке" и учатся довольно быстро, применяя все новинки в этой области. Естественно их желание перейти от частного учета к учету, помогающему принимать правильные решения. А раз есть спрос на такие решения, разработчики начинают заниматься продуктами, способными его удовлетворить. Подобная тенденция не может не беспокоить поставщиков ERP-систем, пропагандирующих лозунг о необходимости единого информационного пространства для полноценного управления компанией. "С увеличением функциональности бухгалтерских программ информационное пространство только расширится, хотя мы вряд ли дождемся одобрения такого расширения поставщиками ERP-систем", - считают в компании "СофтИнтегро".

Игорь Якобсон полагает, что спрос на такие решения до последнего времени был "виртуальным" и только теперь приобретает промышленные масштабы. "Так что теперь это оправдано, и в системах "Компас" мы уделяем бюджетированию и планированию финансовых средств огромное внимание", - говорит он. В ИмпактСофт считают правильным идти от финансового учета к бухгалтерскому, а не наоборот. "Наш опыт показывает, что эффективность такого пути - от финансового к бухгалтерскому учету - очевидна и востребована российскими предприятиями. - говорят в компании.

"ТБ.Софт" также берет за основу более общий оперативный учет, который регистрирует все движения ресурсов. Затем, часть данной информации, частично является первичной для бухгалтерии, частично анализируется финансистами и т.д.

"Мы считаем важным принцип, что первым делом создаются участки ввода информации, а потом на этой базе строится анализ. Причем не важно, какое это представление, - бухгалтерское, финансовых аналитиков или представление работников, связанных с количественным учетом, - говорит Сергей Алексеев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что компании - поставщики ПО для среднего бизнеса стараются искать компромисс между специализированными решениями и унификацией. При этом признавая теоретические преимущества единой системы, внедрению которой предшествует правильная формализация бизнес-процессов, на практике далеко не все верят в возможность правильной формализации растущего бизнеса (а у большинства клиентов ситуация именно такая), и скорее склонны обращать внимание заказчика на преимущества постепенной интеграции специализированных модулей.