Игорь Гордиенко

В течение почти полутора последних лет у меня появился личный опыт в области разработки и внедрения IP-телефонии. Его особенность заключается в том, что в качестве клиентов в данном случае выступали небольшие предприятия. Между тем в этой области отношения у провайдеров с такими клиентами складываются иначе, чем с крупными заказчиками.

Отметим, что IP-телефония существует с 1995 года, то есть практически со времен распространения публичного Интернета (историографы хайтека датирует этот феномен 1994 годом). Первыми в рассматриваемой области появились системы типа "клиент к клиенту через сервер", например программные решения VocalTec, которые предлагались одноименной компанией еще в 1995 г. Потом был период рецессии всего предметного направления: подход казался некачественным, неэффективным, основанным на неполноценных экономических моделях. Но поскольку решений с двухточечными соединениями на основе прописанных IP-адресов немало и сегодня (например, в форме так называемых "софт-фонов" - soft-phones), то надо признать, что существуют уже другие условия, обеспечиваемые общей базовой средой коммуникаций.

Первыми почувствовали (а возможно, даже породили) новую волну IP-телефонии крупнейшие производители оборудования, такие, как Cisco, Lucent, Avaya и 3Com, которые и стали формировать рынок. Далее сюда же направились некоторые не столь крупные компании, а за ними последовала плеяда производителей из Тайваня, Китая и Южной Кореи. На этом новом этапе решения IP-телефонии начали зашиваться в аппаратуру, активизировалось производство как специализированного серверного и шлюзового оборудования, так и IP-терминалов для клиентов. Такие терминалы в большинстве случаев представляют собой IP-телефоны с расширенным набором функций. В некоторых случаях (например, в развитых решениях Cisco) клиентские IP-терминалы могут заменять на рабочих местах персональные компьютеры и терминалы рабочих станций.

Таким образом, богатые корпорации получили возможность приобретения универсальных решений от не менее богатых коммуникационных корпораций поставщиков решений. Эта возможность и была реализована.

Но тут есть некоторые аспекты, которые требуют комментариев. Дело в том, что крупные корпорации, обязательно имеющие выход в традиционные телефонные сети, заинтересованы во внедрении IP-телефонии, в первую очередь в силу необходимости выстраивать общие глобальные корпоративные коммуникационные инфраструктуры - для общения служащих. Еще несколько лет назад этот тезис мог бы показаться логически противоречивым, ныне это просто трюизм. Дело в том, что основой корпоративных сетей являются протоколы TCP/IP, а это делает выбор IP-телефонии самым естественным.

Между тем в среде так называемого малого бизнеса ситуация с распространением IP-телефонии нового поколения (с аппаратными IP-телефонами и терминалами в офисах) совершенно иная. Здесь нет заинтересованности в закупке тысяч терминальных устройств, в установке специализированных компьютеров и дорогостоящего шлюзового оборудования. Не только потому, что денег нет, но и потому, что это просто не нужно.

Впрочем, многое из того, что дает IP-телефония, остается нужным и здесь. Мне доводилось выслушивать многих типичных владельцев и руководителей небольших компаний (потенциальных клиентов для местных, окружных сетей Интернет-коммуникаций) - и они рассказывают о своих проблемах, которые находятся вне рамок решений для большого бизнеса.

К примеру, генеральный директор экспортно-импортной компании среднего размера четко сформулировал свои требования: ему нужна недорогая международная IP-телефония для связи со странами, в которых пребывают контрагенты компании. Он не скрывал, что наиболее выгодные отношения строятся у них в компании с партнерами из стран, обозначаемых вашингтонской администрацией термином "изгои". Самым важным для этого клиента был тот факт, что при ведении массовых переговоров, обуславливающих огромные объемы трафика, преимущества IP-телефонии оказываются неоспоримыми.

Но это, как говорят американцы, лишь одна сторона монеты. Во многих других случаях потенциальные клиенты просто умоляют обеспечить им через IP-телефонию доступ к традиционным телефонным системам. Дело в том, что пространства традиционной и IP-телефонии связывают через специальные шлюзы именно провайдеры второго типа коммуникаций. И только эти провайдеры могут присвоить "реальный" телефонный номер IP-терминалу и предоставить пользователю IP-телефона выход в сети традиционной телефонии.

Соответственно, при нехватке номерных емкостей у обычных телефонных узлов желающие заиметь телефонный номер обращают свои взгляды на телефонных IP-операторов. Эта ситуация характерна, в частности, для Подмосковья. Например, в зоне города Подольска мы обнаружили целую сеть промышленных предприятий, которые были готовы выделить необходимые средства на приобретение оборудования и услуг IP-телефонии - только бы получить обычные телефонные номера.

Со времен изобретателя телефона Александера Белла коммуникации являлись ядром социальной конструкции. Именнопринципиальная важность монополии на владение этими средствами обусловила известный тезис Владимира Ленина: "Занять почты, вокзалы, мосты, телеграфы". В течение почти двух последних лет частные инвесторы со средним богатством вкладывали свои деньги в создание провайдеров, которые могли бы предлагать заинтересованным клиентам из числа небольших компаний услуги IP-телефонии на основе учета специфических пожеланий клиента.

Общую картину на этом рынке можно охарактеризовать следующим образом. У некрупного бизнеса можно выделить три разные потребности в услугах IP-телефонии. Во-первых, в некоторых ситуациях и этой категории, точно так же, как и крупным компаниям, требуется внутрикорпоративная сеть IP-телефонии. Потому и решения принимаются сходные, хотя, конечно, менее масштабные.

Во-вторых, остается потребность в недорогом трафике на междугородней и международной связи. Эта сфера интересов, несмотря на глобализацию, не столь уж значима для нашей страны в широких масштабах. Конечно, речь не идет о деятельности сырьевых комплексов и гигантских экспортеров - там давно все решено. Речь идет об интересах рядовых и даже частных участников внутринационального и международного товарообмена. По поводу этой потребности можно говорить весьма оптимистично: она вполне удовлетворяется провайдерами IP-телефонии (хотя те порой находятся на грани выживания), которые предлагают условия, пока еще более благоприятные, нежели у операторов традиционной дальней связи.

В-третьих, имеется потребность в подключении к обычным телефонным сетям, что было пояснено на примере выше. Но на этом фронте, похоже, новых предпринимателей IP-телефонии ожидает фиаско, по крайней мере, в московском регионе. Дело в том, что в нашем мегаполисе планомерно ведется акция по увеличению номерных емкостей как минимум в два раза (зона на севере от разделительной линии Москвы-реки оставит за собой код 095, а все, что южнее этой линии, получит новый код 437). Такая расстановка не только снимет дефицит телефонных номеров в Москве, но и разрядит ситуацию в Подмосковье. Конечно же, желающие получить московские телефоны в регионах всегда будут находиться.

Кстати, мои знакомые предприниматели сообщили, что тарифы на выделение телефонных номеров для предприятий упали и фиксированный московский номер сейчас стоит примерно 10 тысяч рублей.

Описанная политика МГТС в сочетании с выравниванием тарифов на IP-связь у разных провайдеров уменьшает неудовлетворенность малого бизнеса в потребностях обычной телефонной связи. Это снижает конкурентоспособность поставщиков услуг IP-телефонии в данном секторе, сужает для них норму прибыльности. Проекты моего знакомого, представляющего нового провайдера IP-телефонии (названия которого я по понятным причинам не разглашаю), пока успеха не имеют. Впрочем, описанная ситуация подвигает провайдеров искать новые формы деятельности и стимулирует новые предложения.