Стратегическое управление как самостоятельное направление в ряду методов корпоративного менеджмента требует и особых подходов к автоматизации. Причем среди прочих компонент информационной поддержки достаточно серьезную роль в данном случае играют средства визуализации тех или иных параметров. Как правило, речь идет о наборе неких ключевых показателей (KPI), активно используемых в практике стратегического менеджмента, и об их связях между собой. Ключевая роль данного функционала подчеркивается во многих публикациях, и обсуждение разнообразных способов визуального представления KPI часто приводит даже к попытке выделить своего рода "лучшие практики". Утверждается, например, что для сравнения параметров с целевыми значениями эффективнее использовать столбчатые диаграммы, для анализа трендов - графики, для контроля текущих параметров - те или иные формы графических индикаторов и так далее.

Эффектный тезис важности визуализации был очень активно подхвачен, например, производителями SCADA-систем, до недавнего времени вовсе не ассоциировавшихся с понятием стратегии. Однако активное использование в их пользовательских интерфейсах различного рода индикаторов, графиков и диаграмм постепенно стимулировало производителей подавать соответствующие инструменты как средство измерения, анализа и текущего контроля KPI производственных процессов. Таковыми в данном случае могут выступать коэффициенты использования оборудования, процентный выход годной продукции, показатели стабильности режимов производственного процесса и т. д.

Характерно, что все они (как ранее) уже не обязательно представляют собой величины, снимаемые непосредственно с датчиков и переводимые в графическое представление, а являются заранее согласованными с топ-менеджментом параметрами, характеризующими бизнес-вклад производственной единицы в реализацию той или иной бизнес-стратегии. При наличии неких функциональных дополнений (обычно в виде элементарной поддержки статистических вычислений и средств подготовки отчетов) такие инструменты уже вполне реально вовлекаются в сферу средств автоматизации стратегии вообще и технологии BSC в частности. Более конкретно, средства автоматизации бизнеса на уровне выполнения производственных операций пытаются взять на себя ИТ-поддержку одной из четырех известных перспектив теории BSC - процессную.

На верхнем уровне управления во многом те же самые идеи визуализации выводят нас на концепцию так называемой приборной панели (dashboard) с недавних пор недвусмысленно ассоциируемую именно с информационной поддержкой стратегических задач. Но здесь к визуальным средствам, реализующим приборную панель, как минимум добавляются мощный аналитический инструментарий и средства категории workflow. В результате синтеза всех этих направлений начинают проступать контуры мониторинга производительности бизнеса (Corporate Performance Management, CPM). Так называется возможность контролировать степень соответствия достижения стратегических целей бизнеса оперативным инициативам, реализуемым на уровне функциональных или региональных подразделений компании. Инструменты ИТ-поддержки CPM в основном появляются в арсенале производителей, традиционно занимавшихся такими направлениями, как корпоративная аналитика (SAS Institute, Business Objects, Cognos), системами бюджетирования (Comshare, Hyperion), либо и тем и другим.

Что касается ERP-систем, возможности автоматизации стратегического управления и соответствующей визуализации можно встретить, пожалуй, только в самых полнофункциональных решениях. Прежде всего, у SAP и Oracle. Но даже в случае внедрения данных продуктов "сквозная" поддержка мониторинга всей иерархии показателей, характеризующих следование компании стратегическим целям, рано или поздно потребует стыковки нескольких, и зачастую очень разноплановых систем. И если не в пространстве технологий, то уж точно на уровне тесной увязки методов работы с ними в условиях существования тех или иных стратегических целей. Или, как теперь принято говорить, в сфере бизнес-интеграции.