Мы уже не раз писали об электронных административных регламентах (№8 2004), однако последние события заставляют еще раз вернуться к этой теме.

В целом, определение электронных регламентов, которое дают представители Минэкономразвития РФ и Высшей школы экономики, достаточно расплывчато. "Под системой электронных административных регламентов следует понимать реализацию процедур, прав и обязанностей ведомств и отдельных должностных лиц на основе современных информационных технологий". Собственно - здесь и кроется основная, на наш взгляд, проблема - под это определение легко подойдет установка электронной почты у госчиновника. Правда, в некоторых высказываниях ответственные руководители, говорят несколько более конкретную формулировку - "описание и реализация административных регламентов и процедур в электронной форме". Более полно определяет предмет Алексей Голосов, генеральный директор компании "ФОРС". "ERP-системы не в полной мере применимы в государственных учреждениях. Для таких организаций необходим свой тип систем автоматизации, позволяющих решать задачи государственного сектора, который условно можно назвать GRP, Government Resource Planning", - утверждает он. То есть в этом случае речь идет о комплексной поддержке управления ресурсами государственных предприятий, аналогично тому, как это делается в коммерческом секторе.

Если немного углубиться в тему, то можно перечислить несколько наиболее общих для госучреждений проблем, имеющих отношение к регламентам, - это, наличие непрозрачных процедур, зависящих от исполнителя, а также разрыв в инфраструктуре взаимодействия между подразделениями и организациями, связанными общими управленческими процессами. Последнее есть очевидное следствие автоматизации одной выделенной функции или автоматизации в рамках отдела (лоскутной автоматизации), что часто практикуется в государственных организациях. Собственно, отсюда исходят и основные требования к системам электронных регламентов: обеспечение обмена данными между подразделениями и организациями, автоматизация процессов движения информации, а также обеспечение формализации и стандартизации процедур и рабочих регламентов.

Актуальность этих проблем очевидна, поэтому, несмотря на известную размытость в определениях, процесс обсуждения пригодности различных инструментов для реализации электронных регламентов и подходов к внедрению таких систем постепенно набирает обороты. И здесь хочется отметить серьезное различие в подходах к решению данной задачи. Размытость определений позволяет поставщиками решений на рынке автоматизации госуправления "натягивать" свои решения на новую модную концепцию электронных регламентов и выдавать их за полноценные. Ведь понятно, что часть описанных выше проблем можно решить достаточно стандартным функционалом системы документооборота. И, возможно, для некоторых государственных организаций - это наиболее быстрый способ решения части проблем, однако не путь ли это в ту же лоскутную автоматизацию?

Дело в том, что, судя по всему, полноценная реализация идеи электронных регламентов требует специальных новых решений. В этом смысле сильно выделяется подход компании "ФОРС", его в известном смысле можно назвать академическим. Мне хотелось бы выделить в нем два принципиальных момента. Первый - исключительная важность формализации и относительной стандартизации регламентов и процессов. Более того, "ФОРС" идет дальше и, по словам, Алексея Голосова, начинает собирать (и описывать) библиотеку хорошо зарекомендовавших себя процедур. Конечно, это процесс очень длительный и сложный, но это тот важнейший опыт, который должно впитать в себя новое решение. И второй момент - продвинутая технологическая база и архитектура решения. По словам представителей "ФОРСа", сегодняшние технологические тенденции диктуют архитектуру шины workflow (реализующей идею "взаимодействия по запросу"), в отличие от шины данных, недавнего подхода, реализующего идеологию "данные по запросу". Кроме того, в трактовке "ФОРСа", создание механизмов оценки деятельности - это неотъемлемый и важнейший элемент системы электронных регламентов. Новизна такого подхода очевидна, однако вместе с этим очевидны и проблемы, связанные с принятием его государственными организациями. И хочется верить, что на этот раз чиновники не пойдут по самому простому пути.