Так получилось, что одной из основных тем, выбранных авторами и нашими собеседниками для темы номера "Перед стартом ИТ-проекта", стало управление рисками. С этой проблемой оказываются непосредственно связаны некоторые другие важнейшие аспекты предпроектной фазы. Анализ, систематизация рисков, разработка процедур их диагностирования, а также выработка адекватных мер реакции на каждую категорию рисков продолжаются постоянно, и результаты этой работы конвертируются в положения собственной методики внедрения информационных систем.

Быть обладателем собственной методологии внедрения ИС, каждое положение которой "выстрадано" и апробировано практикой самого предприятия, - преимущество, которое, наверное, трудно переоценить. Не секрет, что методология в руках поставщика - это не только средство описания организационной структуры проекта, призванной оптимизировать получение конечного результата. Ее часто можно использовать как рычаг "мягкого" давления на клиента, позволяющий корректировать организационную структуру проекта и распределения ответственности в направлении заранее заданной конфигурации. Для заказчика собственный методологический инструмент, наоборот, служит неким якорем и позволяет избежать подобного дрейфа.

Но анализ рисков и трансформация результатов этой работы в те или иные положения методического руководства нам представляются важными и еще по ряду причин. Стоит обратить внимание на то, что, во-первых, данная работа проводится циклически и, по сути, на постоянной основе. Риски текущего проекта классифицируются, устанавливаются индикаторы наличия рисковых угроз, и, наконец, документируются ответные действия. Для следующего проекта вся обработанная информация выступает уже в качестве методической основы, исключающей предшествующие ошибки. Во-вторых, заказчик, работая с рисками, погружается в пространство вероятностных оценок и постепенно привыкает к работе с ними.

Важнейший вопрос: поддерживается ли проект высшим руководством? Вчера ответ мог представляться в двух вариантах - да или нет. Рассматривая его с точки зрения управления рисками, приходится рассчитывать конечную вероятность смены топ-менеджмента, вероятность того, что нынешние руководители поняли задачу неправильно, что цена проекта вырастет и они уже в ходе реализации проекта резко охладеют к нему.

С технологическими проблемами, по сути, то же самое. Все популярные ныне центры компетенции, декларирующие возможность смоделировать функционирование будущего решения на определенной аппаратной платформе, если и могут сделать это, то лишь с некоторой долей вероятности, которую еще надо объективно оценить. Тут же вспоминаются, к примеру, комментарии ИТ-директора компании "Еврохим" Дмитрия Шевченко, рекомендующего своим коллегам перед реализацией проекта заказывать сайзинг оборудования сразу нескольким поставщикам. Это опять-таки к вопросу о рисках, которые принципиально нельзя устранить. Их можно только минимизировать, затратив на это дополнительные ресурсы и усилия. Других практических примеров перевода предпроектных проблем в пространство вероятностной оценки предостаточно.

Хочется отметить, что все эти концептуальные заделы представляются очень полезными на стадии внедрения и эксплуатации ИТ-систем. Дело в том, что принципы непрерывного совершенствования и статистической оптимизации решений заложены чуть ли не во все современные методики управления - например, в стандарты менеджмента качества ISO 9000, в концепции Total Quality Management (TQM), в методологии Just-in-Time, Six Sigma, ITIL и ряд других. Про многие из них мы писали неоднократно, констатируя все более систематическое и глубокое их применение в России. Имея опыт анализа и оценки рисков на предпроектной стадии, а затем столкнувшись с вышеназванными методологиями уже на этапе эксплуатации развитых информационно-управленческих систем, предприятие вполне адекватно будет воспринимать то, что не существует стопроцентной надежности сервиса, бездефектного производства, абсолютного качества услуг и т. д. Нет даже конечного пункта на пути к совершенствованию, а есть только сам это путь. Для практического принятия современных управленческих идей все это представляется чрезвычайно важным.