Рассмотрение в рамках текущего тематического номера технологий управления информационными услугами приводит нас к выводу о том, что данное направление корпоративной автоматизации во многом схоже с развертыванием систем классического управления. Любопытно посмотреть на корреляции между распространенностью на отечественном рынке ПО системного характера и перспективами продуктов, предназначенных для автоматизации управления ИТ-сервисом.

Сошлемся на основного апологета методики ITSM, компанию Hewlett-Packard. Она представляет технологии управления ИТ-сервисом в виде пирамиды, в основании которой лежит слой управления конкретными устройствами. Выше находится уровень управления информационными системами (базы данных, Интернет, корпоративные приложения), а еще на ступень выше расположен пласт, связанный с управлением службами информатизации, которые имеют отношение к организационной структуре ИТ-департамента, процессам, регламентам, стандартам и, наконец, к ИТ-стратегии. Все эти слои должны постепенно втягиваться в орбиту единых методологий ИТ-управления.

Непосредственно мониторинг физических устройств представляется наиболее понятной областью ИТ-управления. Здесь достаточно простые методические рекомендации сочетаются со столь же прозрачными методами информационной поддержки, осуществляемой, опять-таки, достаточно известными программными продуктами вне зависимости от наличия на предприятии той или иной конфигурации информационных систем.

Несколько иное дело - второй уровень, условно называемый "информационные системы". Здесь уже, быть может, уместней говорить о том, что в некотором роде идеальная ситуация в сфере ИТ-управления достигается за счет сочетания ряда систем и подходов. И сейчас на российском рынке идет активное формирование именно этого слоя. Корпоративные пользователи все чаще вынуждены обращать внимание на такие инструменты, как, например, ПО инвентаризации и управления для серверов и клиентских компьютеров (продукты LanDESK Software), системы управления ресурсами внешней памяти (EMC), средства управления хранением и защиты данных (Veritas Software) и некоторые другие. Из последних событий на российском рынке в сфере продвижения подобного ПО можно отметить деятельность вновь образованной компании SoftBCom, сосредоточившейся, в частности, на продвижении линейки продуктов Embarcadero Technologies. ПО этого поставщика предназначено для автоматизированного мониторинга и администрирования критически важных баз данных, а также для тестирования нагрузочной способности прикладных систем.

Комплексные продукты, с которыми у многих непосредственно ассоциируется процесс управления предоставлением ИТ-услуг (HP OpenView, IBM Tivoli, Remedy), естественно, также "осваивают" российский рынок, постепенно поднимаясь вверх по пирамиде от управления устройствами к управлению службами ИТ. При этом уже на уровне управления ИС они сочетаются со многими независимыми системами и становятся как бы единой программной платформой для достижения конечной бизнес-цели: предоставления конкретному пользователю ИТ-сервиса необходимого качества в нужный момент.

Данная ситуация в определенной мере напоминает историю осознания роли ERP-систем. По мере взросления российского рынка эти системы все в большей мере воспринимаются не как "коллекция" всего мыслимого функционала, а как платформа, способная развивать ИТ-поддержку бизнеса по единой методологии. А интегрировать в ERP-платформу узкоспециализированные продукты (если такая необходимость возникает) уже не представляется трудноразрешимой проблемой.