Мы живем в интересное время. Новые рынки формируются на наших глазах, мировые вендоры, озабоченные периодическими рецессиями экономик Европы и США, все более пристально смотрят в сторону России, а прошедшие западное обучение менеджеры российских предприятий перенимают самые современные управленческие технологии. Во многих отношениях Россия "перескакивает" через ступеньки экономического и технологического развития. Хорошо это или плохо, судить не нам, но факт остается фактом. И недавнее официальное открытие представительства компании i2 Technologies в СНГ - еще одно подтверждение данного тезиса.

Поставщик, чьи решения для оптимизации цепочек поставок (SCM) по уровню проработанности можно сопоставить разве что с решениями SAP в области ERP, способен довольно сильно изменить взгляды российских руководителей на организацию бизнеса. Если старт i2 CIS будет достаточно энергичным, российские предприятия, только-только ставшие на ноги и освоившие методологию планирования ресурсов, могут очень быстро (по сравнению с ходом развития западных компаний) перейти к построению "транс-корпоративного" бизнеса, в котором сквозные бизнес-процессы объединяют поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов в общую экосистему. Во всяком случае, решения i2 Technologies ориентированы на задачи именно такого уровня сложности, и в этом их главное отличие от SCM-продуктов, имеющихся сейчас на российском рынке.

Готовы ли российские предприятия к такому прорыву? Полагаю, что сегодня в отношении подавляющего большинства из них ответ будет отрицательным. Несмотря на то что первая волна автоматизации, как считает глава представительства i2 CIS Игорь Карпачев, в России уже пройдена, этот опыт для многих оказался негативным. Внедренные ERP-системы зачастую не приносят должного эффекта, и на фоне острых проблем интеграции данных и процессов внутри самого предприятия вопросы взаимодействия с внешними партнерами отходят на второй план. Вполне вероятно, что для i2 CIS работа с российскими заказчиками SCM-решений станет настоящим вызовом, но планы компании достаточно амбициозны для того, чтобы на этот вызов ответить. "Мы сформируем рынок SCM в России, - говорит Игорь Карпачев. - И в течение двух лет займем на нем не меньше 60%".

В 2003 году, согласно данным Gartner Dataquest, продажи SCM-решений в Восточной и Центральной Европе выросли на 10% - это самый значительный показатель в регионе ЕМЕА. В России и СНГ, как рассчитывают специалисты i2, в 2004 году рост составит 15-20%. Основные надежды на развитие бизнеса в представительстве связывают с лидерами отраслей - крупнейшими компаниями, в руководстве которых сильно присутствие западно-ориентированных топ-менеджеров. Сейчас главные заказчики специализированных SCM-решений в России - это предприятия розничной торговли, которые, в силу специфики своего бизнеса, более динамично реагируют на рыночную конъюнктуру и активно используют информационные технологии. В данный момент i2 CIS ведет три проекта в торговых компаниях, в их числе - сеть магазинов "Пятерочка".

Помимо розничной торговли в сферу интересов i2 CIS, по словам заместителя генерального директора представительства по стратегическому развитию Мартина Арутюняна, входят металлургическая промышленность, нефтегазовая отрасль и производство товаров народного потребления. По некоторым сведениям, внедрение решения i2 сейчас идет в одном из дивизионов группы "Северсталь", о чем вскоре будет официально объявлено. Для крупных металлургических холдингов, - как правило, территориально распределенных и имеющих множество вспомогательных бизнесов, - проблемы разрывов информационных потоков на стыках подразделений действительно актуальны. Но далеко не все металлурги спешат перенимать западные "лучшие практики", заложенные в решения i2 Technologies. Как считает CIO одного из таких предприятий, системы i2 и SAP слишком жестко задают модель ведения бизнеса, при том что многие крупные производители в России добились успеха, невзирая на всю свою "неправильность" с точки зрения мировых стандартов. Что в действительности нужно таким предприятиям - это помощь в проведении глубокого анализа их собственных практик и опыта, с тем чтобы впоследствии информатизация могла идти на его основе.

Как бы то ни было, российские компании уже сегодня проявляют к решениям i2 интерес - пусть и довольно осторожный. Весьма показательно с точки зрения развития российской экономики изменение подхода к информатизации предприятий пищевой промышленности. Этот колоссальный, по словам Мартина Арутюняна, пласт предприятий включает, например, производителей сельскохозяйственной продукции, которые сейчас ведут прямые поставки в супермаркеты и одновременно продумывают концепции third party logistics. По мере трансформации таких компаний в поставщиков логистических услуг (что будет сопровождаться строительством собственных распределительных центров) их требования к SCM-решениям, без сомнения, будут возрастать. А в крупных агропромышленных холдингах уровня "Разгуляй-УКРРОС" и "РусАгро" вертикаль процессов, идущая от поля через несколько переделов сельскохозяйственного сырья до производства и сбыта конечной продукции, уже сегодня прописана достаточно жестко. При таком уровне сформированности логистических цепочек руководство уже начинает задаваться вопросами стратегического планирования в сфере логистики, а это означает, что переход к автоматизации SCM в агропроме не за горами.

В более отдаленной стратегической перспективе i2 CIS, по утверждению г-на Арутюняна, намерена работать с предприятиями, образующими транспортную инфраструктуру - авиаперевозчиками, железными дорогами и независимыми крупными транспортными фирмами.

Учитывая то, что i2 Technologies пришла в Россию первой из крупных поставщиков специализированных SCM-решений, у представительства есть шанс добиться заявленных результатов роста. Как было сказано, сопоставимых с i2 систем в России практически нет. Один из главных конкурентов i2 Technologies на мировом рынке - компания Manugistics - судя по всему, не собирается в ближайшее время вести бизнес в России. Различные отраслевые решения, которые отечественные ИТ-компании создают самостоятельно или вокруг того или иного ERP-ядра, как правило, ориентированы на автоматизацию отдельных задач, относящихся к сфере SCM. Строго говоря, такие решения нельзя считать самостоятельными SCM-системами, и как бы далеко их функционал ни был продвинут в сторону управления цепочками поставок, он все же остается вторичным по отношению к классическим задачам внутрикорпоративных ERP-систем. К тому же ПО такого рода, адекватно решающее проблемы малых и средних предприятий в России, все же значительно уступает по уровню используемой экспертизы и лучших отраслевых практик специализированным SCM-системам.

Фактически основными конкурентами i2 в России будут SAP и Oracle. Правда, вице-президент по стратегическим партнерствам i2 Technologies Кен Эдкок утверждает, что неправомерно говорить о конкуренции между ERP- и SCM-системами вообще, поскольку они сосуществуют в рамках единого информационного пространства предприятия. По его словам, в 80% проектов внедрения i2 в компании уже эксплуатируется SAP, еще 10% заказчиков SCM-решения используют продукты Oracle.

Однако в России хорошо известны примеры автоматизации управления цепочками поставок средствами SAP - в частности, в "Джи Эм АвтоВАЗ" внедрен модуль Advanced Planner and Optimizer, основа SCM-линейки этого производителя. На данный момент у SAP есть как минимум одно явное преимущество перед i2 - достаточно широкая представленность ее решений в России, и потому выбор, который сделают отечественные заказчики, пока не очевиден.

Не стоит также забывать еще об одном производителе ERP-систем, чьи решения очень хорошо известны российским производственникам, - J.D. Edwards. После завершения слияния с PeopleSoft объединенная компания получит уникальный шанс продвигать в России SCM-продукты PeopleSoft (имеющие, к слову, очень развитый функционал) через партнеров бывшей J.D. Edwards. А производственный комплекс - весьма лакомый кусок для поставщиков SCM: как только предприятия начинают выходить на пиковую загрузку производственных мощностей (а именно это происходит в России в последнее время), вопросы балансировки, обеспечения конвейера, своевременных поставок комплектующих, быстрого перепланирования заказов выходят на первый план. Воспользуется ли PeopleSoft этим шансом, как будут строиться взаимоотношения i2 CIS с представительствами SAP и Oracle, какие предложения покажутся российским предприятиям более выгодными - покажет время.