Ольга Мельник

На прошедшей в мае третьей международной выставке и конференции по электронному обучению eLearnExpo наиболее примечательными были доклады от крупных российских компаний, уже активно и широко использующих эту форму образования. Своим опытом поделились Росгосстрах, Внешторгбанк и «Норильский никель».

Дистанционное обучение в Росгосстрахе

Росгосстрах имеет 2700 структурных подразделений по всей стране, в компании занято 97 тысяч работников, в том числе свыше 60 тысяч страховых агентов. Многоуровневая система обучения персонала — бизнес-школа, школа страхового агента и корпоративный университет — обеспечивает необходимую подготовку сотрудников. Для оперативного и одновременного обучения как можно большего их количества на всей территории страны Росгосстрах использует дистанционную форму. Все филиалы компании оперативно получают технологичные учебные курсы по страховым продуктам, что позволяет внедрять и запускать их в продажу в максимально короткий срок. Именно распространение единых стандартов управления и ведения бизнеса является одной из основных целей дистанционного обучения. Кроме того, важно обеспечить накопление и сохранение знаний, которые не «покинут» компанию вместе с уходом их «носителя», распространение передового опыта и доступ всех сотрудников к накопленным знаниям независимо от их местонахождения.

Временные рамки проекта по созданию системы дистанционного обучения были таковы. Четыре месяца заняло предварительное исследование, а когда было принято решение о запуске проекта, еще три месяца потребовалось на подготовительную работу — разработку стандартов и дизайнов, технического задания, пилотного дистанционного курса и самой системы. За два следующих месяца в четырех регионах провели опытную эксплуатацию созданной системы и курса (50 территориальных подразделений, 500 обученных специалистов). Еще пара месяцев ушла на разработку четырех дистанционных курсов, доработку всех компонентов системы и ее тестирование. И через год после старта началась промышленная эксплуатация системы по всей стране. Проектная команда состояла из выделенных двух человек, внешних исполнителей (разработка системы, реализация в ней курсов и программирование были отданы на аутсорсинг), а также сотрудников HR- и ИТ-подразделений в центральном офисе и регионах.
В основе всех разработанных материалов лежит корпоративный стандарт на дистанционные курсы (технологии, визуализация, методики и т. д.). Всего разработано 11 собственных курсов: обучающие материалы по страховым продуктам (для продавцов и управленцев), курсы по корпоративным ИТ-системам (для пользователей и администраторов), по предметным областям (юриспруденция и другие).

Для организационной поддержки проекта были назначены ответственные на местах, установлены четкие и понятные нормативы по количеству обучаемых, частоте отправки отчетности и т. д., на всех уровнях проводилась разъяснительная и «просветительская» работа; кроме того, уровень внедрения дистанционного обучения был включен в критерии оценки руководителей отделов кадров в регионах. При этом большое внимание было уделено внутренней популяризации проекта и выстраиванию системы мотивации обучаемых.

Результатами этого проекта в Росгосстрахе довольны. За первые полгода обучение прошли около 25 000 сотрудников (примерно 45 000 человеко-курсов). Система действует в двух тысячах подразделений по всей России. При этом отмечается увеличение продаж и повышение качества работы персонала, высокий уровень удовлетворенности сотрудников (около 90%) и возникновение у них потребности в дистанционном обучении. В компании считают, что теперь появилась реальная платформа для внедрения новых инструментов и технологий.

Система управления обучением
Внешторгбанка

Внешторгбанк — тоже не маленькая организация: более 10 тысяч сотрудников, 55 филиалов по всей России. Задачи обучения здесь сходны с Росгосстрахом — прежде всего разработка стандартов корпоративного управления. Существенным в банке считают и адаптацию новых сотрудников, и формирование и развитие корпоративной культуры.

В качестве основы была взята система управления обучением WebTutor (разработчик — WebSoft). Проект занял несколько месяцев и включал развертывание «коробочной» системы, затем настройку структуры и дизайн учебного портала. Потребовалась доработка и настройка под бизнес-процессы банка, а также внедрение дополнительных сервисов. Кроме того, Внешторгбанк поставил высокие требования к информационной безопасности и провел глубокую интеграцию портала в ИТ-инфраструктуру. Система управления обучением использует единую авторизацию на базе Active Directory; с ней интегрированы также система учета персонала банка, почтовая система, система сметного планирования, аналитическое хранилище на базе Business Objects и пакет «Большие банковские тесты» (разработка Агентства ВЭП).

Практическими результатами довольны и здесь: все пользователи подключены к системе дистанционного обучения, где имеется 15 курсов и более тридцати тестов (часть из них разработана собственными силами, часть — импортирована из программного комплекса «Большие банковские тесты»). Необходимый уровень подготовки персонала обеспечен для всех филиалов. Есть оперативная и аналитическая отчетность по всем видам обучения, и достигнуто значительное снижение затрат на обучение из расчета на одного сотрудника. В дальнейшем проект планируется расширить на всю группу Внешторгбанка (это более 30 тысяч сотрудников, включая зарубежные отделения), развить сервисы оценки персонала, использовать дистанционную и смешанную формы обучения.

Смешанное обучение в «Норильском
никеле»

В компании «Норильский никель» выработаны стандарты компетентности работников, которые включают требования к уровню профессионализма при подборе кандидатов, предполагают проверку работников на соответствие занимаемым должностям, а также планирование их обучения, развития и продвижения по карьерной лестнице. Компания располагает сетью учебных центров, где действует более сотни курсов повышения квалификации руководителей и специалистов. Формы обучения в «Норильском никеле» применяются разные: видеоконференцсвязь (краткосрочные семинары, решение оперативных вопросов бизнеса), собственно электронное обучение, «смешанное» обучение (мультимедийные курсы, использование электронных учебников, элементов очного обучения, консультации в системе видеоконференцсвязи).

Электронное обучение включает курсы по ИТ, производству (основы производства цветных металлов; в стадии разработки находятся курсы по организации безопасного производства и др.), бизнес-технологиям (управление проектами, бюджетирование, нормирование труда, интегрированная система менеджмента качества и экологического менеджмента и т. д.), развитию коммуникативных навыков (презентации, эффективные коммуникации, общение по телефону и пр.), личной эффективности (тайм-менеджмент, принятие решений, решение проблем). Кроме того, на предприятии применяется компьютерное тестирование на базе интранет-технологий. Используется более шестидесяти тестов, в том числе по трудовому законодательству, по информационным технологиям, по основам производства, организационной структуре и экономике, сейчас разрабатываются тесты по охране труда и безопасности производства.

Наиболее перспективной и удачной формой в компании считают смешанное обучение. Если речь идет о курсах по управлению проектами, то подготовка включает установочный семинар (два дня), мультимедийный курс с материалами PM Guide, тестирование, консультации с преподавателем во время дистанционного обучения, очный тренинг (полтора дня) и экзамен. Именно такой подход в «Норильском никеле» рассматривают как приоритетный.

* * *
Несмотря на то что системы дистанционного обучения развернуты так широко и предполагается их дальнейшее развитие, никто из докладчиков не мог дать четкую оценку реальной эффективности обучения. Конечно, в каждой фирме в этом направлении идут постоянные проверки, но критерии здесь главным образом основываются на простом опросе слушателей и их начальства: понравилось или нет, если понравилось, то что именно и в какой степени. В результате получаются весьма оптимистичные итоги: всем понравилось, и все довольны. Включая высшее руководство. Но точно оценить, стали ли, скажем, страховые агенты работать лучше с помощью полученных знаний, никто не берется. С другой стороны, существуют системы мотивации, которые в идеале ставят вознаграждение сотрудника (в разных формах) в зависимости от его производительности; значит, человек и сам должен понимать: лучше и больше учишься — больше и получаешь. Но с цифрами в руках этого пока никто не показал.