Сергей Дятлов
ИТ­директор ОГК­5

Прежде чем взяться за разработку, мы выяснили, нет ли готового решения. Это наш первый основополагающий принцип: к разработке прибегаем в силу крайней необходимости, только если на рынке нет ничего подходящего.

Одно из ключевых для нашего бизнеса приложений — АСКД (автоматизированная система коммерческой диспетчеризации). Это один из инструментов, необходимых для автоматизации сбыта нашей продукции на оптовых рынках. В АСКД трейдер — сотрудник коммерческой дирекции — видит, как идет выработка энергии, может прогнозировать ситуацию, основываясь на плановых графиках, командах диспетчеров и информации о загрузке отдельных энергоблоков. Все эти данные можно из множества разных источников собрать и вручную, но для этого пришлось бы держать двух­трех человек только для того, чтобы они постоянно звонили на станции и выясняли положение дел. АСКД позволяет наблюдать и оценивать ситуацию в реальном времени. Шаг сбора данных — 3 минуты. Клиентские части этого ПО стоят и в производственных подразделениях. В тех филиалах, где пока не внедрены системы технологического мониторинга, АСКД используют начальники смен и машинисты блоков. Система показывает текущий режим, что не только облегчает управление агрегатами, но и позволяет оптимизировать его.

Сегодняшний вариант системы — это наша собственная разработка, сделанная около года назад. Мы пошли на это, когда возникла срочная необходимость автоматизировать ключевую задачу. Пока в системе реализован только режим мониторинга. Однако понимая значение системы коммерческой диспетчеризации для нашей компании, мы параллельно запустили проект создания новой, более сложной версии АСКД, включающей систему сбора данных в реальном времени, аналитические функции и средства многокритериального прогноза, уже на промышленной платформе. Данную разработку ведёт внешний подрядчик — фирма «Крок». Это система другого масштаба, и под нее мы оборудуем пять ЦОДов: сбор данных в реальном времени генерирует терабайты информации. Таким образом, появится первая действительно «тяжелая» система в нашей компании. Прототип ее уже действует. В первом квартале нынешнего года планируем внедрять промышленную версию системы.

Прежде чем взяться за разработку, мы выяснили, нет ли готового решения. Это наш первый основополагающий принцип: к разработке прибегаем в силу крайней необходимости, только если на рынке нет ничего подходящего. Чуть более года назад, когда приступили к созданию АСКД, к сожалению, такого не нашли. Рассматривали западные пакеты, но они оказались очень дороги и далеки от моделей нашего рынка. Более­менее подходящие решения стали появляться лишь сейчас, но за это время мы написали и внедрили собственное приложение.

А второй принцип такой: мы смотрим, целесообразно ли привлечь аутсорсера или будет достаточно своих ресурсов. И если, как в случае с первой версией АСКД, видим, что это временная локальная система, которая скоро будет заменена чем­то более мощным, что в наших филиалах есть опыт и неплохая собственная компетенция, то принимаем решение о внутренней разработке. Если говорить о постановке задачи по автоматизации сбыта продукции, то у нас есть свои очень грамотные специалисты, глубоко понимающие вопрос. Прямая связь «разработчик — заказчик» очень важна. Кроме того, необходимо, чтобы разработчику было интересно. И этот проект в значительной мере был сделан на общем живом интересе к проблеме. Ядро системы в основном написали сотрудники ИТ­управления Невинномысской ГРЭС, а ИТ­специалисты других станций помогали строить систему обмена данными между филиалами.

Что же касается уровня документированности и стандартизации процессов, то к внутренней разработке требования не такие строгие, как к системе «на продажу». Тем не менее мы проводим процедуру «передачи в эксплуатацию». Разработчики пишут инструкции, после чего ПО передается в отдел поддержки, который сопровождает все наши приложения.