Если бы два-три года назад кто-нибудь сказал, что в Москве скоро не хватит аутсорсинговых датацентров, это наверняка было бы воспринято как забавная маркетинговая шутка. Однако в конце 2007-го ситуация в этой области сложилась совсем не смешная: спрос сильно превысил предложение. И это уже вызвало немалые проблемы. Уменьшится ли дефицит в ближайшие год-два? Прогноз не утешителен: при сохранении нынешних условий — скорее всего нет.

Насколько сильно спрос на вычислительные мощности аутсорсинговых датацентров превышает предложение, точных данных нет. Однако некоторые индикаторы все-таки имеются: как отмечает Людмила Старикова, руководитель группы стратегического маркетинга компании «Синтерра», стоимость ежемесячной аренды одной стойки за последний год выросла более чем вдвое. Антон Платонов, руководитель проекта управления инфраструктурой ISG, отмечает, что практически все операторы датацентров Москвы сдают свои площади в аренду еще до момента их ввода в эксплуатацию. В действующем датацентре ISG, по его словам, забронировано 95% имеющихся площадей для размещения телекоммуникационных кабинетов. Возможности IBS DataFort, по заявлениям компании, исчерпаны на 90%.

Кроме шквального роста цен недостаток площадей вызвал по крайней мере еще два следствия. Одно — субподряд, когда «третьи лица», обычно интеграторы, становятся суб­арендаторами площадей, не им принадлежащих. Они не только «пересдают» площади, но зарабатывают и на обслуживании размещенного в ЦОДе оборудования. Второе следствие — неприятные ситуации обмана, в которые все чаще попадают заказчики. «Нам показали помещения в стадии завершения строительства и отделки, на вид вполне пригодные для того, чтобы разместить там оборудование. Через полгода у нас был запланирован перевод серверов на эти площади. Несколько месяцев бодро шли согласования, но как только дошло до дела, до собственно переезда, выяснилось, что реально этими площадями подрядчик не располагает и предлагает нам значительно худшие условия, чем было оговорено ранее», — так рассказал о ситуации шантажа один из московских ИТ-директоров.

Причины дефицита

В чем же причины столь быстрого роста спроса? Можно назвать несколько. Прежде всего — острая нехватка электроэнергии, невозможность обеспечить в одном здании хотя бы два независимых источника питания. Эту общую инфраструктурную проблему зачастую невозможно решить даже силами крупного холдинга. Денис Калинин, генеральный директор IBS DataFort, считает, что существенным фактором увеличения спроса является жесткая связка бизнеса и ИТ, обеспечившая бурный рост ИТ-инфраструктуры и последовавший вслед за этим дефицит электроэнергии. Перебои в ее подаче во многом и спровоцировали такую потребность в услугах датацентров, подчеркивает он. Энергетический блокаут 2005 года, видимо, серьезно всех напугал.

К этим форс-мажорным обстоятельствам добавляется и закономерное наращивание серверных мощностей, объемов систем хранения и повышение требований к обеспечению непрерывности бизнеса, которое диктуется развитием ИТ-систем вместе с ростом самого бизнеса. Многие территориально-распределенные холдинги централизуют свои ИТ-ресурсы, планируют или уже ведут внедрение централизованных приложений, что прямо инициирует потребность в датацентрах хорошего качества. При их строительстве необходимо учесть массу факторов, в том числе проектирование и инсталляцию сложных инженерных систем, организацию дежурной смены, разграничение физического доступа к оборудованию. Если такие издержки на строительство и эксплуатацию оказываются слишком высоки для компании, то имеет смысл использовать внешний ЦОД.

Другая причина связана с «нашествием Интернета» и более активной, чем раньше, онлайн-деятельностью бизнесов всех размеров. Хостинг востребован куда больше, чем несколько лет назад. Самая «свежая» тенденция — потребность государственных учреждений в услугах датацент­ров, которой ранее не наблюдалось. Так, в датацентре компании ISG обрабатываются данные государственных проектов ГАС «Выборы» и ГАС «Управление». Под них задействовано около 10% площадей датацентра. Заказчики из числа госструктур есть и у других владельцев аутсорсинговых ЦОДов, но доля их пока невелика. Однако Людмила Старикова считает, что реализация национальных программ, таких как «Электронная Россия» или подключение к Интернету более 52 тысяч школ в рамках проекта «Образование», вместе с усиливающейся экономической активностью регионов стимулирует развитие ЦОДов не только в столицах, но и в других крупных городах.

А где же предложение?

Казалось бы, раз есть такой растущий спрос, то и предложение не должно заставить себя ждать. Но не получается. Денис Калинин винит во всём провайдеров связи и энергии: «К сожалению, стоимость аренды каналов существенно тормозит развитие аутсорсинговых датацентров. Сегодня существует острая потребность в 100-мегабитных каналах, а цены, заявленные операторами связи, непомерно высоки. Поэтому клиенты вынуждены хранить данные на собственных площадках. С другой стороны, постоянная нехватка электроэнергии в Москве с растущими потребностями датацентров в энергоснабжении также препятствует их бурному росту в пределах Москвы». Эти два фактора являются сдерживающими и препятствуют развитию рынка в целом, считает он. Судя по исследованию компании «Современные Телекоммуникации», проведенному в 2007 году, лишь для шести из 34 московских аутсорсеров ЦОДов такой бизнес является профильным и основным. Остальные — это главным образом телекоммуникационные операторы, для которых он остается побочным.

Антон Платонов отмечает, что наибольшим спросом пользуется оптовая аренда площадей датацентра, как следствие основным видом предоставляемых услуг является co-location. На его взгляд, это результат недостатка высококачественных датацентров и перенасыщения рынка хостинговыми компаниями, которые преимущественно предоставляют услуги на арендованных площадках.

Типична именно эта ситуация: господство co-location и малая доля аренды оборудования и поддержки. Стефан Сулье, заместитель генерального директора компании «Эквант», говорит по этому поводу: «Наши заказчики отдают предпочтение именно услуге по размещению собственного оборудования в датацентре Orange Business Services. Этот сервис используют около 230 компаний, тогда как услугу хостинга приложений выбрали около тридцати заказчиков». И пока не заметно, чтобы здесь что-то менялось. Может быть, лишь растущий дефицит кадров побудит заказчиков покупать обслуживание своей техники, но перенесению приложений и информации на оборудование провайдера по-прежнему мешает многое, в том числе соображения безопасности и особенности бухгалтерского учета.

Еще одна проблема — высокая стоимость строительства как корпоративных, так и коммерческих датацентров, полагает Антон Платонов. «На строительство нашей площадки было затрачено около 100 млн. рублей. Тем не менее при существующем спросе и высокой стоимости услуг co-location все вложения окупаются примерно за три-четыре года», — говорит он. Можно предположить, однако, что дело не в отсутствии средств. Конечно, с привлечением инвестиций в ИТ есть проблемы, но достать деньги на гарантированно прибыльный, прозрачный бизнес с понятными сроками окупаемости — все же и в России реальная задача. Видимо, аутсорсинг датацентов таковым не является.

Планов громадье

Здесь стоит напомнить, что планы профильных операторов датацентров по развитию были реализованы далеко не полностью. Так, в 2005 году центр аутсорснига IBS (теперь компания IBS DataFort) объявил о планах до конца года увеличить численность до 450 человек, построить новый датацентр (площадью 500 кв. м), поскольку имевшийся не справлялся с заказами. В 2006 году — открыть еще один датацентр (примерно на 1000 кв. м), довести численность до 650 человек и заключить альянсы с компаниями, занимающимися аутсорсингом бизнес-процессов. После успешной реализации всех этих планов в 2007 году в компании должно было быть более тысячи сотрудников, занятых поддержкой «тяжелых» с точки зрения сервиса продуктов, в том числе приложений SAP. Но так не получилось. Пока IBS DataFort предоставляет услуги датацентра на базе двух технологических площадок, общие мощности составляют 110 стоек, и в штате работает 440 сотрудников. Однако компания обнародовала новый амбициозный проект по созданию центра обработки данных в Дубне (более 4400 кв. м и около 800 стоек), хотя даты готовности этой площадки в IBS не называют.

Инвестируют строительство коммерческих датацентров и другие организации. Технические центры Orange Business Services уже размещены в Москве и в 37 крупных городах России. Вот-вот объявит о завершении построения крупного ЦОДа в черте Москвы КОМКОР. «Синтерра» прошлой осенью начала проект «40×40»: четыре десятка ЦОДов в семи федеральных округах. Первые двадцать должны открыться до конца текущего года, остальные — до конца следующего. «Синтерра» планирует запускать ЦОДы в регионах блоками по 200 кв. м с возможностью расширения до 500 кв. м и более. ISG строит сеть из центров в разных городах, включая самый большой в Дубне, площадью 20 тыс. кв. м. Восемь региональных центров должны вступить в строй к 2010 году. И это, конечно, далеко не всё.

Станет ли лучше?

По ряду независимых оценок спрос на площади в полтора или даже в два раза превышает предложение. Уменьшится ли дефицит в ближайшие год-два? При сохранении нынешних условий — скорее всего нет. Людмила Старикова отмечает, что хотя ЦОДы «Синтерры» начнут вводиться в эксплуатацию с середины 2008-го, уже сейчас не менее 50% площадей планируется под запросы существующих клиентов и собственные проекты компании. Даже если сами операторы на самом деле построят все то, о чем сейчас рассказывают, что, судя по прежнему опыту, весьма сомнительно, этого все равно будет мало, во всяком случае в Москве. Если не упадут цены на магистральные каналы, желающих использовать сильно удаленные от столицы центры найдется мало. Пока известны лишь примеры расположенных довольно близко к Москве резервных площадок, как у Stack, но эта компания ничего не сообщает об увеличении их числа. Так что в целом проблема выглядит весьма серьезно. Другие бизнесы растут быстрей, и ИТ-компании и даже телекоммуникационные операторы не успевают привлекать ресурсы для удовлетворения растущего спроса на аренду ЦОДов.