Не так давно несколько серверных вендоров, в частности, IBM, HP и Sun, предложили концепцию мобильного центра обработки данных. Первоначально её приняли с недоумением и даже смехом. Один из популярных британских околотехнических Web-ресурсов предсказывал, что эта идея умрет, так и не родившись. А лейтмотивом этого материала была надолго засевшая во многие головы (в том числе и автора этих строк) фраза с неприкрыто злой иронией: «Бомжам ЦОД не нужен».

Однако жизнь оказалась сложнее. В целом ряде городов цены на недвижимость побили все рекорды, в результате чего размещение традиционного ЦОДа стало весьма дорогим удовольствием. Ведь рост цен на недвижимость прямо влияет на стоимость аренды площадей. Причем по иронии судьбы в таком положении оказался и хостинг-провайдер того самого сайта, где концепцию мобильных ЦОДов в свое время столь жестоко высмеяли.

В огромном количестве крупных центров помещений для размещения ЦОДов, удовлетворяющих всем требованиям хотя бы класса TIER 2, просто нет, ни за какие деньги. Их надо строить с нуля, а это не только значительные финансовые затраты, но и время. Тем не менее, как показывает опыт, это часто бывает быстрее и дешевле, чем искать уже существующее помещение и переоборудовать его в соответствии с требованиями TIER необходимого уровня. По крайней мере в Москве и некоторых других российских городах дело обстоит именно так. Но ждать постройки здания, удовлетворяющего всем этим требованиям, придется около года, если не больше. Плюс ко всему с большой долей вероятности потребуется проведение канала связи, на что также необходимы время и деньги.

Но и в таких условиях надо как‑то работать… Вот тут мобильные ЦОДы приходятся очень кстати. Причем опыт их применения есть уже и в России. В частности, у оператора мобильной связи МТС. Причем, как отметил в своем выступлении на II международном форуме «Центры обработки данных», который проводила компания AHConferences 8 октября 2008 года, директор Департамента внедрения и контроля эксплуатации ИТ этой компании Игорь Калюжный, первоначально больших планов по широкому использованию мобильных ЦОДов в МТС не было. Был приобретен один комплект на условиях try&bay в рамках небольшого пилотного проекта. Однако мнение изменилось после того, как в течение двух месяцев не удалось подключить серверное оборудование из‑за того, что по вине «Мосэнерго» не было подведено электропитание. А мобильный ЦОД, который подключили вместо автомойки на автобазе компании (!), находившейся на той же территории, спас положение. В результате компания не понесла потерь.

К настоящему времени МТС применяет мобильные ЦОДы для решения следующих задач:

  • резервирование мощностей на случай выхода из строя основного ЦОД;
  • оперативное масштабирование существующих ЦОДов;
  • временное решение для строящихся площадок, где основной ЦОД еще не запущен, а предоставление сервисов уже необходимо.

При этом мобильные ЦОДы, по крайней мере если используется оборудование одного вендора, имеют высочайший уровень унификации, что также часто бывает востребовано.

Важно отметить, что мобильный ЦОД является хоть и до­вольно дорогим, но практически коробочным решением. Хотя точнее его было бы назвать контейнерным, поскольку физи­чески такой ЦОД представляет собой именно морской контей­нер — двадцати-или сорокафутовый. В результате на запуск нужно существенно меньше времени, чем потребова­лось бы в том случае, если бы речь шла о традиционном решении.

Хотя очень многое зависит от конкретной реализации. Так, Игорь Калюжный мотивировал свой выбор мобильного ЦОД от Sun тем, что только оно поддерживает теплоотвод до 25 кВт в расчете на стойку. В конкурирующем ЦОДе IBM эта величина вдвое ниже. Хотя и у него есть свои плюсы — прежде всего наличие большей части инженерных систем, что делает это решение практически самодостаточным. ЦОД от Sun, напротив, требует использования внешних систем бесперебойного питания, охлаждения и т. д., в результате чего его запуск занимает больше времени. Так что нет ничего удивительного, что по крайней мере две российские компании заявили о создании собственных решений в категории «мобильный ЦОД». Причем инициированы эти проекты были желанием заказчиков (по их словам), что является еще одним косвенным доказательством того, что данная идея оказалась у нас востребованной, пусть и не сразу.