Представление о монолитной КИС, основные подсистемы и модули которой разработаны одной компанией-разработчиком, уходит корнями в эпоху мейнфреймов. Это было время закрытых и нестандартных (proprietary) архитектур вычислительных сред, когда не существовало общепринятых соглашений и стандартов, в частности в области интеграции. Разработанные для таких сред прикладные системы наследовали эту закрытость.

Но с начала 90‑х годов прошлого века развитие вычислительных сред идет в направлении открытости и стандартизации. Вырабатываются концепции, соглашения и стандарты, в том числе и в области интеграции, которые становятся общепринятыми и поддерживаются практически всеми разработчиками. Архитектура и интерфейсы прикладных систем становятся более открытыми и стандартизированными, а интеграция — более легкой.

В наибольшей степени эти тенденции развития интеграционных технологий воплощены в концепции SOA — сервисно ориентированной архитектуры, о поддержке которой заявили практически все поставщики комплектов бизнес-приложений. Для организаций переход на SOA означает, что при формировании и развитии КИС более реализуемыми становятся варианты с широким применением специализированных приложений независимых разработчиков вместо и/или в дополнении модулей комплекта бизнес-приложений.

Более того, казалось бы, наступает время, когда КИС можно формировать как немонолитную, используя системы и отдельные компоненты самых разных разработчиков. Но сколько‑нибудь широкого применения такой подход не нашел, и вот почему.

1. Ведущие поставщики КИС стремятся сохранить представление о преимуществах монолитной КИС — естественно, на базе своих продуктов — и проводят соответствующую политику. Они расширяют функциональность своих комплектов, чаще всего за счет поглощений. Кроме того, они развернули партнерские программы для независимых разработчиков, поощряя их создавать дополнения для своих предложений. Заявленный переход ведущих поставщиков КИС на принципы SOA происходит в той мере, в какой они считают это выгодным для себя. То есть неполно даже в сравнении со средними поставщиками комплектов бизнес-приложений как в части поддержки стандартов, так и в части открытости архи­тектур.

2. Интеграция прикладных систем, несмотря на прогресс в этой области, остается достаточно сложным делом. Качество инструментов интеграции сейчас явно уступает проработанности концепций, из‑за чего в процессе интеграции остается много ручного труда — это мнение не только специалистов компании BCC. Кроме того, с одной стороны, поддержку отраслевых соглашений и стандартов во многих прикладных системах и инструментах интеграции нельзя назвать полной, а с другой — ряд ведущих компаний практикует собственные расширения отраслевых стандартов.

3. Качественная техническая поддержка немонолитной КИС вряд ли возможна на принятых принципах ее организации. Ведь даже сейчас во многих организациях, где КИС монолитна и техническая поддержка для большинства систем исходит от одной компании, ее качество вызывает нарекания. Легко представить, какая «спихотехника» начнется, если в работе нескольких, тесно интегрированных между собой, систем разных поставщиков возникнут проблемы…

Эрозия монолитной КИС

Монолитные КИС сохраняют свои позиции и, очевидно, сохранят их в обозримом будущем, но процесс эрозии этих КИС идет и будет только нарастать.

Этому способствует появление новых подходов и архитектур к использованию прикладного ПО, таких как SaaS, «облачные вычисления», Web 2.0 и т. д. Сейчас трудно точно оценить их влияние на архитектуру КИС. Скорее всего, традиционная архитектура КИС и эти новые подходы и архитектуры будут сочетаться, но в каждом конкретном случае по‑своему.

Хотя в настоящее время все или почти все интеграционные инструменты и платформы «отстают» по совершенству от концепций интеграции, можно рассчитывать на их совершенствование. Например, в последние годы важнейшую роль начинает играть интеграция прикладных систем в рамках управления бизнес-процессами (BPM), которые они поддерживают. Теоретически все очень красиво и просто. Бизнес-процессы описываются и анализируются бизнес-аналитиками с использованием средств высокого уровня типа нотации BPMN. Полученные модели бизнес-процессов оптимизируются и переводятся в язык BPEL, который используется во время выполнения бизнес-процессов и поддерживающих их прикладных систем… Но пока инструментальная поддержка всего цикла работ по управлению бизнес-процессами далека от совершенства и ориентирована на ИТ‑специалистов. Аналитики Gartner считают, что эти продукты должны быть усовершенствованы для использования менее подготовленными пользователями, а в части описания и анализа бизнес-процессов (BPA) — бизнес-аналитиками.

Но, наверное, главный фактор эрозии монолитных КИС заключается в том, что процесс информатизации охватывает новые области деятельности предприятий и организаций, расширяется круг автоматизируемых бизнес- и производственных (технологических) процессов, что порождает спрос на новые прикладные системы, прежде всего связанные со спецификой их деятельности. Кроме того, спрос на новое прикладное ПО, безусловно, появится в связи с изменениями условий деятельности (кризис!) и вызванными ими преобразованиями деятельности предприятий. Как уже очевидно, эти изменения, начавшиеся недавно, будут продолжаться не один год. Несомненно, они вызовут к жизни и новые прикладные системы, и новые редакции существующих.

Но ведущие и даже средние поставщики КИС неспособны так оперативно реагировать на этот спрос и так точно его удовлетворять, как собственные ИТ-подразделения организаций и небольшие софтверные локальные компании. Так что российские разработчики специализированного прикладного ПО могут увеличить свою долю на российском рынке КИС за счет «нишевых» приложений. Но тогда эти приложения должны быть разработаны как SOA-ready, то есть подготовлены технологически для интеграции в среде SOA с другими системами и приложениями КИС.