В основе любой ИТ-стратегии лежит правильное понимание стоящих перед бизнесом задач и умение использовать для их решения ИТ-средства с максимальной выгодой. Бизнес ожидает эффекта не от инструментов, а от услуг, которые ИТ предоставляют. При этом важно, чтобы услуги предоставлялись качественно, без сбоев и соответствовали ожиданиям пользователей и руководства. Иными словами, хорошая ИТ-стратегия должна быть частью бизнес-стратегии предприятия.

В текущей обстановке качественная ИТ-стратегия должна быть ориентирована на повышение эффективности бизнеса, снижение издержек, особенно связанных с неэффективной работой персонала при использовании устаревших технологий. Качественная ИТ-стратегия поэтому в обязательном порядке должна включать анализ существующих и перспективных технологий поддержки бизнеса, выявление тех возможностей, которые дает ИТ и которые сейчас не очевидны менеджменту компании.

Качественная ИТ-стратегия должна включать и количественные оценки желаемого уровня развития ИТ-инфраструктуры предприятия. При наличии таких оценок существует возможность отслеживать продвижение к цели на основании объективных критериев. Количественные оценки должны охватывать как стратегический уровень планирования, так и давать возможность на основании выбранных единых критериев оценить деятельность ИТ на уровне отдельного проекта и отдельного периода учета.

Бюджетные оценки, являющиеся частью ИТ-стратегии, должны включать не только оценку расходной части предполагаемых мероприятий, но и оценку результатов повышения эффективности деятельности предприятия и оценку предотвращенных ущербов, что, как правило, существенно меняет взгляд на ИТ со стороны бизнеса как на исключительно центр затрат.

В области бюджетирования ИТ-стратегии существенным является, из какого рода затрат складывается бюджет. Он обязательно должен предусматривать затраты на развитие информационных систем, а не только на поддержание их функционирования. По нашим оценкам, не менее 35-40 процентов бюджета должно отводиться на развитие существующих и создание перспективных ИТ-систем.

Судить о качестве выстроенной ИТ-стратегии в процессе ее реализации можно на основании успешности проведения следующих мероприятий: создания единой концепции развития информационных систем предприятия, формирования интегрированной ИТ-архитектуры, проведения регулярного аудита ИТ-инфраструктуры и основных бизнес-процессов, определения приоритетных направлений и ключевых параметров реализации ИТ-проектов (цели, задачи, границы, очередность выполнения работ, сроки, стоимость, риски и т.д.), технико-экономического обоснования эффективности инвестиций в ИТ и ежегодного централизованного формирования ИТ- бюджетов.

При правильно выбранной ИТ-стратегии компания использует с наибольшей эффективностью уже имеющиеся ресурсы, создает новый потенциал для развития в виде новых ниш или рынков и главное - ее деятельность становится прозрачной и управляемой. ИТ развивается вместе с бизнесом, следуя за ним, а не наоборот.