Любой start up очень чувствителен к первоначальным инвестициям и срокам запуска проекта. В период, когда капитальные инвестиции уже сделаны, а продажи еще не открыты, очень важно в максимально короткие сроки построить базис, основу, на которой будет работать компания.

Этим требованиям отвечает модель SaaS, которая и будет рассмотрена в данной статье на примере проекта внедрения ERP в компании «Скай Экспресс». На эту же модель, по сути, можно смотреть как на аутсорсинг функционала прикладных информационных систем.

В сентябре 2006  г. компания «Скай Экспресс» вплотную подошла к началу создания ИТ-платформы, которая должна была стать основой для вывода на рынок новой для России бизнес-модели управления, ориентированной на бюджетного авиаперевозчика (Low Cost Carrier) и инновационных сервисов для пассажиров в условиях очень консервативной отрасли, где годами складывались принципы работы с клиентами и фактически отсутствовала конкуренция. Что касается конкретного прикладного функционала, мы здесь имеем в виду ИТ-поддержку продажи авиабилетов и дополнительных услуг, а также ИТ-обеспечение процессов управления ресурсами компании, доходами и операционной деятельностью.

К этому моменту в проект уже были вложены немалые деньги, и компания должна была начать продажи всего через несколько месяцев. Построить полноценную инфраструктуру, которая включала бы в себя системы класса mission/business critical, было невозможно за такой короткий срок, поэтому мы обратили внимание на модель SaaS, основные принципы которой заключаются в следующем.

Программное обеспечение физически располагается на мощностях SaaS-поставщика.

Кроме физического размещения, поставщик SaaS-решения берет на себя обязанности по сопровождению системы, ее поддержке, обновлению. Вам нет необходимости следить за обновлениями серверного и прикладного ПО, оценивать производительность и оптимизировать инфраструктуру. Кроме того, очевидно: поскольку системы располагаются в промышленном дата-центре, то общая доступность сервисов будет значительно выше. Также немаловажно, что в случае с SaaS поставщик берет на себя вопросы защиты данных и общей информационной безопасности. С самого начала продаж мы стали принимать кредитные карты на сайте для оплаты билетов. Если бы платежное решение разрабатывалось собственными силами и хостилось на нашей инфраструктуре, мы не прошли бы аудит PCI DSS за столь короткие сроки.

Все это не только снимает головную боль с потребителя, но и значительно сокращает инвестиции в инфраструктуру. Так же существенно сокращаются и сроки имплементации.

Когда «Скай Экспресс» выбирал модель SaaS, то во внимание принимался немаловажный фактор наличия у поставщика отраслевой экспертизы, причем не только в части информационных технологий, но в первую очередь бизнес-экспертизы.

Модель «Скай Экспресс» изначально предполагала бюджетные (low cost) принципы построения бизнеса. Подобных моделей и процессов в России на тот момент еще не существовало, поэтому мы могли обратиться только к зарубежному опыту. И одним из источников экспертизы стала компания Navitaire (Accenture), предложившая ERP‑систему, которая автоматизировала весь цикл бизнес-процессов low-cost-перевозчика. Она и стала той системой, доступ к функциям которой с нашей стороны был осуществлен по модели SaaS.

Естественно, нам пришлось учитывать российскую специфику. Например, в системе не была предусмотрена возможность оплачивать авиабилеты наличными, так как в практике зарубежных low-cost-авиакомпаний этой форме платежа уделяется минимальное внимание.

С финансовой точки зрения SaaS также является очень привлекательной моделью.

Как правило, контракт SaaS не предусматривает лицензионных платежей, основываясь на аренде программного обеспечения и, как следствие, на периодических платежах. Основу тарификации составляет принцип pay per use, при котором вы платите за объем потребленных услуг. Например, в случае с авиацией тарифицируются забронированные места или пассажиры, прошедшие процедуру регистрации через Интернет (web check in). Такая система расчетов очень удобна, особенно для проектов start up. Вы не делаете больших первоначальных инвестиций в лицензии, и пока компания не открыла продажи и бизнес не вышел на планируемый объем, платите ровно столько, сколько потребили SaaS‑сервиса.

Тем самым вы как бы получаете рассрочку в оплате и можете пустить освободившиеся средства на развитие бизнеса.

Конечно, любая финансовая схема требует тщательного анализа и расчета, так как поставщик SaaS-решения не будет работать себе в убыток и кредитовать вас бесплатно. Потребитель должен отдавать себе отчет в том, что рано или поздно суммарный размер уплаченных ежемесячных арендных отчислений превысит размер возможного первоначального лицензионного платежа. Но преимущество этой схемы для бизнеса очевидно.

Еще один важный момент, на который необходимо обратить внимание. Как правило, потребитель SaaS-решения «привязан» к вендору. Пользователи традиционных систем тоже попадают в зависимость от вендора. Однако существует возможность выбрать и впоследствии сменить интегратора — компанию, которая осуществляет поддержку и доработку предоставляемого решения. В случае с SaaS разработчик системы, вендор, — это одновременно и интегратор, и поставщик. Он же осуществляет и поддержку, и доработку решения. Поэтому свобода действий в данном случае значительно ограни­чена. На российском рынке авиационных систем провайдером сервиса всегда является его разработчик и интеграторов просто нет в природе. С зарубежными системами резервирования ситуация точно такая же.

Немного облегчает такое положение вещей наличие хорошо описанных и стандартизованных отраслевых протоколов обмена информацией между информационными системами и способов доступа к данным. Например, формат и способ передачи данных о пассажирах, прошедших регистрацию в аэропорту, стандартизирован и формализован в резолюциях IATA, международной организации, отвечающей в том числе за авиационные стан­дарты. От компании Navitaire и в настоящее время от компании ТАИС, которая предоставляет нам систему бронирования авиабилетов, мы получили программный интерфейс (API) и прямой доступ к копии базы данных, с помощью которых можем самостоятельно создавать дополнительный функционал, отсутствующий в базовой поставке системы. Например, с помощью API мы создали уникальную для российского рынка возможность, позволяющую клиентам «Скай Экспресс», имеющим денежные средства на персональных счетах, оплатить не только авиабилет, но и мобильный телефон, а также перевести средства на расчетный счет в банке. С помощью доступа в БД мы реализовали систему управленческой отчетности и dashboard для руководства компании. Все это, безусловно, придает некую гибкость и независимость от поставщика. Тем не менее возможности изменения core-функционала значительно ограничены.

Теперь посмотрим на SaaS глазами поставщика. Если для покупателя все так хорошо и выгодно, то в чем же интерес поставщика, ведь никто не будет работать себе в убыток?

Поставщик должен компенсировать себе фактическую рассрочку в платежах, которая предоставляется по контракту. Инвестиции в инфраструктуру для клиента уже сделаны, затраты на управление проектом уже понесены, но клиент еще не открыл продажи, еще не начал потреблять услуги, поэтому принцип pay per use еще не работает.

В SaaS-контракте «Скай Экспресс» были закреплены первоначальный платеж (implementation fee) и минимальные ежемесячные отчисления (minimum monthly fee) как некая гарантия для Navitaire того, что если продажи пойдут плохо, поставщик сможет компенсировать себе определенную долю затрат.

Кроме того, контракт был подписан на пять лет и в нем были оговорены условия досрочного расторжения, что также дает производителю некую уверенность в возврате инвестиций.

Другая особенность SaaS-решений заключается в их моновариантности. Решения, поставляемые клиентам, носят абсолютно типовой характер. Стандартные модули и схожий функционал вне зависимости от рынка сбыта и клиента позволяют компаниям, таким как Navitaire или ТАИС, производить практически коробочные продукты, которые быстро имплементируются.

Кроме того, модель low cost не предусматривает сложных бизнес-процессов, правил, тарифных схем, поэтому поставщик может создавать типовые тиражируемые решения.

Помимо отсутствия уникального функционала и одинаковости решений для клиентов, экономия достигается за счет масштаба, то есть количест­ва инсталляций. У таких компаний, как Sabre, Amadeus и Navitaire, разрабатывающих ИТ-решения для авиакомпаний и аэропортов, клиентов десятки. Таким образом, и поставщик SaaS-решений тоже остается в плюсе.