Вечер, мороз, снегопад… хороший хозяин собаку на улицу не выгонит, но меня ждет интересное мероприятие. «Без галстуков» — совместное заседание Санкт-Петербургского клуба ИТ-директоров «SPB CIO Club» и Комитета по информационным технологиям Торгово‑промышленной палаты Санкт-Петербурга. А тема — «Гаджеты и не только».

Заседания клуба ИТ-директоров SPb CIO Club год от года становятся интереснее и живее, клуб растет и развивается. Приятно видеть, как с 2004 г. постепенно происходят изменения в клубе и в характерах участников мероприятий. Наблюдая за развитием клуба, за ростом его участников в профессиональном и карьерном плане, получаешь удовольствие от результата их усилий. Как обычно, заседание проходило в теплой и дружеской обстановке, и более 50 директоров по ИТ общались друг с другом как старые друзья.

Открыл заседание Максим Белоусов и с присущим ему юмором элегантным жестом расстался с галстуком, задав заседанию нужный настрой и теплую атмосферу. Под смех участников примеру Максима последовали и другие «галстучники»! До начала заседания мне удалось поговорить с Антоном Думиным — ИТ-директором «АЭМ-технологии» и «ПетрозаводскМаш» о применении нового гаджета компании Apple iPad.

На вопрос, почему же iPad, только в прошлом году вышедший на рынок, вызывает такой интерес и у членов клуба, и у рядовых пользователей, Антон дал следующие комментарии: «В данном случае я выступаю как один из ведущих специалистов по продукции компании Apple. Не секрет, что я давний поклонник устройств, созданных этой компанией. Сегодня я буду говорить именно об iPad, о его плюсах и минусах, о его месте в бизнесе и о той нише, которую он занимает. Как средству развлечения (при разумной цене от 16  000 до 29  000 руб.) этому планшетному компьютеру просто нет равных по многим параметрам. Далее, он подкупает малым весом от 630 до 730 г (тяжелее с модулем 3G). Не сравнимы с остальными конкурентами длительность работы батареи (до 24 часов), большой экран — 10.1´´, высокая скорость входа в рабочий режим (порядка 2 секунд), сенсорное управление и масса иных достоинств. Удобен iPad для работы с электронной почтой, чтения книг, просмотра фильмов, прослушивания музыки, общения в социальных сетях. Кроме того, среди достоинств iPad — серфинг в Интернете, ведение календаря, обмен мгновенными сообщениями и многое другое. Что же касается его применения в бизнесе, то тут есть свои плюсы и минусы. Когда речь идет о работе с общей почтой, общих адресных книгах и календаре, об обмене мгновенными сообщениями, то iPad чрезвычайно удобен и полезен. Если же коснуться темы работы с многостраничными документами в Excel, работы с электронными таблицами с перекрестными ссылками, что присуще работе экономистов и финансистов, или работы в Word, с необходимостью рецензирования и редактирования текстов, то в данном случае работать с iPad будет неудобно. Многие мои знакомые, ценя свое время, во время поездок берут с собой и iPad, и ноутбук. Ни один нетбук или ноутбук не будет работать 24 часа, и в этом смысле iPad пока никем не превзойден. У данного устройства своя ниша и с выходом на рынок iPad2 с камерой, Skype и ICQ, что сделает его еще более удобным. На мой взгляд, рынок нетбуков будет постоянно сокращаться, тогда как рынок планшетов будет расти». Как заметил Сергей Горшенин, начальник управления информационных технологий и телекоммуникаций ОАО «Светлана», он использует iPad более трех месяцев ежедневно (даже в машине для него оборудовано специальное место), и в пробках, самолетах, поездах и залах ожидания можно работать, экономя время. Полезная особенность iPad — возможность применения всех приложений из Apple Store, вплоть до бизнес-приложений. О практике использования на своем предприятии Blackberry рассказал Максим Каранкевич, руководитель отдела ИТ «Чайная ложка» и член клуба. В своем рассказе Максим остановился на таких важных составляющих работы, как технологии компаний Microsoft и Research In Motion (RIM), поделился практическим опытом работы с устройствами на платформах Windows Mobile и RIM Blackberry. Кроме этого, Максим уделил особое внимание Web‑сервисам внутри компании как практическому применению технологии. На предприятии «Чайная ложка» Blackberry используют директора, менеджеры по работе с клиентами, экспедиторы и другие мобильные сотрудники. И хотя стоимость данного устройства значительно отличается от iPad, его возможности вполне удовлетворяют компанию в плане легкой интеграции в корпоративную среду и представляемыми возможностями.

В результате мнения о приоритетности использования представленных на заседании гаджетов разделились в соотношении 50:50.

iPad шагает по планете…

Мировая статистика в целом свидетельствует о более позитивном принятии корпоративным миром все более известного ныне «планшетника» iPad, чем это предполагалось с самого начала даже со стороны самой Apple. По данным, приводимым порталом CIO.com на конец января текущего года, 80% компаний, входящих в список Fortune 100, используют iPad для решения тех или иных задач в тестовом или даже в промышленном режиме. На ноябрь 2010  г. эта цифра составляла 69%. Принято считать, что данное устройство не очень подходит для создания и редактирования распространенных типов деловой документации (прежде всего текстовых документов, электронных таблиц и презентации). Но зато оно служат прекрасной клиентской платформой для представления той же самой документации заказчику со стороны мобильных сотрудников, приправленной возможностями доступа к корпоративным хранилищам в режиме онлайн и отображения полученной информации. Отмеченный недостаток, связанный с дефицитом средств редактирования, уже обходится за счет виртуализации клиента, позволяющей запускать на iPad Windows‑сессию со всеми преимуществами этой среды.

После этого iPad можно было бы считать идеальным клиентом. Но практика его массового использования в зарубежных корпорациях все равно изобилует нюансами, и недостатки можно отнести скорее к использованию устройства, чем к нему самому. Собственно, основные недостатки таковы.

1. iPad — во многом новая концепция клиента, и массовое их внедрение может в разы увеличить поток обращений в службу Service Desk, с чем последняя может просто не справиться. Сама проблема в принципе не нова для весьма пестрого рынка мобильных устройств, и прежде она решалась за счет специально разрабатываемых под устройство клиент‑серверных приложений, позволяющих в режиме онлайн совместить обучение работе на нем с возможностями производить самостоятельную настройку. Однако есть сведения, что пока такие средства в дефиците, а у тех, что имеются, не до конца отлажено взаимодействие с типичными серверными компонентами. Считается также, что подобные проблемы оказываются сильно смягчены у тех компаний, где ранее уже успели поработать с iPhone как с клиентским устройством, широко используемым рядовым персоналом.

2. iPad вместе со всей своей, зачастую бесплатной, программной инфраструктурой все‑таки создавался для рынка индивидуальных потребителей. Корпоративным пользователям, получившим его в руки, порой трудно удержаться от того, чтобы начать пользоваться ими в личных целях да еще подключать к этому членов своей семьи. В результате память переполняется, вероятность заражения, а также порчи данных и приложений, относящихся к профессиональной деятельности, существенно увеличивается. И снова все заканчивается нагрузкой на Service Desk.