Тема политических рисков и импортозамещения стала одной из самых «горячих» в последние месяцы. Одним из возможных путей по минимизации последствий такого рода рисков является использование свободного ПО (СПО) и решений на его базе. Именно это и стало темой нашего разговора с Игорем Малышевым, директором по системным решениям компании КРОК.

Intelligent Enterprise: В чем актуальность внедрения СПО? Есть ли у таких решений преимущества помимо нулевой стоимости лицензирования?

Игорь Малышев: Преимущества, безусловно, есть. Особенно в нынешних условиях, связанных с непростой международной обстановкой, экономическими санкциями и тем, что принято называть политическими рисками. За разработчиками СПО не стоят чьи-либо правительства, чего не скажешь о поставщиках коммерческого проприетарного программного обеспечения. Таким образом пользователи open-source-решений защищены от ситуаций, когда поставщик отказывается от сопровождения и поддержки используемых систем.

Да и нулевая стоимость лицензирования тоже является преимуществом, которое позволяет снизить издержки и высвободить ресурсы. А это при нынешнем непростом экономическом положении тоже важно.

Кто основные заказчики СПО в России? Из каких отраслей и секторов бизнеса? Ограничиваются ли они только серверами для развертывания интернет-сервисов или комплектом Linux + Office?

Целому ряду отраслей, в частности госсектору или оборонно-промышленному комплексу, приходится искать альтернативу американским и европейским продуктам, используемым для построения интернет-сервисов.

В коммерческом секторе, где важнее снижение издержек, интерес к СПО тоже нарастает. Например, по мере развития интернет-коммерции в сферу розничной торговли активно проникают решения, традиционные для Интернета, который изначально базируется на свободном ПО. Очень популярны продукты для бизнес-аналитики, такие как Pentaho BA, SpagoBI, JasperSoft BI. Где-то рядом находятся системы, ориентированные на популярную в последние годы парадигму больших данных, в частности движок Hadoop, на базе которого можно делать вполне современные решения. Этим мы также активно занимаемся.

Довольно широко применяются СПО-решения при создании облачных сред. По моим наблюдениям в этой области со временем возникнет паритет между коммерческими и свободными продуктами. А поскольку частные облака строятся сейчас весьма интенсивно, скажем, в банках и государственных структурах, то и база использования открытого софта также расширяется. Тем более что уже есть open-source-продукты, которые по функциональности практически не уступают решениям лидеров рынка. Например, в публичном облаке КРОК нашими разработчиками многое сделано на базе таких решений, в частности, компании Red Hat.

Одним словом, желание применять или расширять применение СПО есть практически у всех. Хотя стимулы к этому в разных отраслях и секторах бизнеса могут быть различными.

Существует мнение, что техническая поддержка СПО или очень дорога, или просто отсутствует. Так ли это? Есть ли риск при использовании полностью некоммерческих систем, за которыми не стоят какие-либо компании с репутацией?

Нужно понимать, как функционирует сообщество разработчиков СПО. Да, всё начиналось с программистов, которые что-то сделали для себя и потом результаты своего труда передали на общее пользование.

Но со временем ситуация менялась. Сейчас очень много открытого софта, который сравнился как по функционалу, так и по уровню поддержки с проприетарными аналогами. Первые подвижки были еще в начале 2000-х годов. Тогда начали появляться компании, чей бизнес строился на оказании услуг по технической поддержке популярных СПО-продуктов, круг которых со временем расширялся.

Эти компании, в том числе и КРОК, работают с сообществом open-source-разработчиков и опытных пользователей, зачастую участвуя в процессе доработки решений. Например, координируя включение нового функционала и исправление всяческого рода ошибок и недоработок. Причем сам продукт остаётся свободным, а нередко и полностью бесплатным, если заказчику не нужна серьезная кастомизация. Среди таких компаний есть и довольно крупные, например Red Hat, SuSE, Ubuntu, чьи обороты составляют сотни миллионов долларов. К настоящему времени появились компании, которые оказывают техническую поддержку для всех более-менее популярных продуктов, будь то инфраструктурные решения, средства виртуализации, СУБД, операционные системы для серверов и рабочих станций и многое другое. Причем по качеству такая поддержка определенно не уступает вендорской, а может и превосходить её. Довольно оперативно, скажем, устраняются ошибки в софте и добавляются новые функции. А стоимость такого рода услуг, как правило, заметно ниже, чем для коммерческих продуктов. Хотя, конечно, возможны исключения.

Есть ли малоизвестные решения, к которым имеет смысл присмотреться? Можете привести примеры их успешного внедрения?

Я говорил бы о малоизвестных продуктах, применение которых набирает обороты. Это, например, система поддержки коллективной работы Zimbra – практически полный функциональный аналог Microsoft Exchange.

Другой сферой, где СПО-решения набирают популярность, является автоматизация управления вычислительными ресурсами датацентров. Здесь свою роль играют и крупные серверные вендоры, например IBM, HP и пр., которые на базе СПО создают решения, сразу адаптируя их к специфике своего оборудования и добавляя дополнительные функции, и разработчики ПО, такие как Red Hat, SuSe, VMware. Хорошим примером тут является среда для создания облачной инфраструктуры OpenStack. Это решение в России пока не очень известно, на мой взгляд, совершенно незаслуженно, но за рубежом оно активно используется с 2010 года.

Хотя есть и такое ПО, использование которого в России сопряжено с целым рядом сложностей. Среди прочего это касается автоматизации бизнес-процессов. В наших условиях, связанных, с одной стороны, с особенностями бухучета и отчетности, а с другой – с частыми изменениями в законодательстве, адаптация таких систем под нужды отечественного предприятия будет делом довольно сложным и хлопотным. В результате их применение может оказаться даже дороже, чем использование отечественных тиражных продуктов вроде решений от «1С» или «Паруса». Но на практике, конечно, могут встретиться заказчики, желающие внедрить свободную ERP-систему из каких-то своих соображений.

Есть ли подводные камни при использовании СПО?

Существует очень много продуктов, которые находятся на начальной стадии развития. Они не прошли проверку временем, а значит, несут в себе вполне понятные риски. Например, у разработчиков может пропасть интерес, и продукт окажется заброшенным. То же самое относится и к использованию так называемых экспериментальных релизов известных продуктов с новым тестовым функционалом. Здесь также по вполне понятным причинам нельзя рассчитывать на серьезную техническую поддержку. Но для того, чтобы снизить эти риски, заказчики и обращаются в КРОК, мы отбираем продукты, следим за их развитием, тестируем функциональность и рекомендуем только лучшее. Самостоятельно выбирать решения зачастую довольно сложно.

Другой проблемой является дефицит подготовленных кадров. Однако тут ситуация исправляется. Всё происходит точно так же, как происходило, например, с использованием систем виртуализации. Еще два-три года назад специалистов на рынке было мало, поэтому и зарплатные ожидания были высоки. Сейчас применение таких средств стало стандартом, и особых проблем с поиском нужного персонала нет. Специалистов по VMware или Hyper-V достаточно, и соответствующей компетенцией уже никого не удивишь. Года через два будет точно так же и с решениями СПО. Мало того, уже сейчас зарплаты администраторов Windows Server и Linux не слишком различаются по уровню.

Насколько велики заблуждения и предрассудки при внедрении и использовании СПО? Как их можно избежать?

Многие мифы своими корнями уходят в издержки раннего периода развития СПО. Отсюда и заблуждения в том, что невозможно, например, получить хорошего качества техническую поддержку и своевременные обновления, да и сам софт написан, что называется, на коленке или является «вечной бета-версией». Но это уже не так.

Например, мы продвигаем только зрелые, хорошо проверенные и стабильные решения, которые уже внедрены у многих крупных заказчиков. Техническую поддержку мы оказываем либо самостоятельно, либо через компании, заинтересованные в том, чтобы выпуск обновлений и прочие услуги обеспечивались вовремя и с высоким качеством.

Наличие коммерческой техподдержки некоторым образом позволяет снять опасения, связанные с использованием формально бесплатных продуктов, которые у многих ассоциируются с бесплатным сыром в мышеловке и вызывают те или иные сомнения. Важно донести до заказчиков, что это работает, и работает хорошо. Тут можно смело ссылаться на реальные кейсы внедрений. Например, на создание инфраструктуры Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) для ДИТ Москвы, которая практически полностью построена на СПО-решениях, пусть и с коммерческой технической поддержкой. Это служба каталогов, инструменты мониторинга и управления, операционные системы почти на пятистах серверов. Эта инфраструктура призвана обслуживать более 20 тысяч рабочих мест, которые работают на Open Оffice и Linux. А вот прикладная часть реализована уже на коммерческом ПО.

Насколько важно обучение при переходе на СПО? Как его организовать?

Этот вопрос можно разделить на две части. Если мы говорим о проектах по использованию СПО на рабочих станциях, то крайне важно обучить сотрудников работе в среде Open/LibreOffice или Linux. Для этого нужно разработать учебный курс и понять, как использовать эти решения с учетом специфики организации. Мы готовы составить программу и даже провести такое обучение. Главное, чтобы сам заказчик осознал его необходимость как неотъемлемой части проекта.

Другая сторона связана с обучением персонала, который обслуживает внедренные системы на базе открытого софта, это уже другой уровень детализации. Здесь мы тоже готовы оказать всяческую помощь. По мере развития направления соответствующие курсы появятся и в нашем учебном центре КРОК’ОК. Хотя некоторые базовые курсы по администрированию Linux-серверов проводятся уже сейчас.

Можете ли вы привести собственные примеры внедрения СПО?

Я уже упоминал о построении инфраструктуры ЕМИАС, это как раз проект КРОКа. Кстати, один из крупнейших в Европе по масштабам инфраструктуры.

Существенная часть наших собственных разработок происходит с использованием свободной СУБД PostgreSQL. Мы даже сертифицировали ее во ФСТЭК и теперь можем применять в проектах для госсектора и других заказчиков, для которых критично использование сертифицированных решений обработки персональных данных.

В общей сложности мы реализовали более десяти проектов на свободном BI-софте, связанных с созданием аналитических систем и обработкой больших данных. Это, в частности, система анализа работы call-центра, которую использует один крупный банк, а для заказчика из госсектора была разработана система анализа работы информационной системы портала.

Есть и менее масштабные проекты. Например, у нас за последние два-три года было несколько внедрений Zimbra в рамках инфраструктурных проектов. Решение недорогое, но достаточно функциональное, есть всё необходимое для обеспечения обмена информацией сотрудников, планирования встреч и т. д. Популярны также системы мониторинга инфраструктуры на основе Zabbix, Zenoss, Nagios. Это довольно гибкие решения, которые легко дорабатываются под нужды заказчика и вполне конкурентны с проприетарными системами. Были примеры их внедрения в судах, в том же ДИТ Москвы и ряде других госструктур. Они позволяют с минимальными затратами обеспечить мониторинг всех систем компании.

Сейчас идет ряд проектов по реализации систем виртуализации на базе СПО, в том числе и с использованием гипервизора KVM.

Важно отметить, что количество запросов на проекты внедрения открытого софта растет. И мы к ним уже полностью готовы.

Что вообще предлагает своим заказчикам КРОК в области СПО?

Мы готовы взять на себя весь комплекс работ, начиная от доработки конкретного продукта под требования заказчика, включая внедрение, обучение сотрудников и заканчивая технической поддержкой построенного решения. Плюс к тому мы можем сочетать СПО-решения с коммерческими и давать консультации в области перехода на open source в качестве варианта вендорозамещения. Эти услуги включают в себя обследование инфраструктуры, ИТ- и бизнес-процессов организации и определение тех участков, где можно перейти на СПО, где нельзя, а где в процессе перехода могут возникнуть разные сложности, но при условии определённых действий всё пройдет быстро и безболезненно. Результатом такого проекта становится создание понятного заказчику плана по переходу на СПО с экономическим обоснованием и анализом всех вероятных рисков. Думаю, в будущем году это может быть особенно актуальным.