На протяжении нескольких лет ИТ-департаменты активно внедряют на своих предприятих цифровые решения. Но в действительности цифровая трансформация идет гораздо дальше: современные технологии на корню меняют принципы работы и получения доходов. В результате на плечи ИТ-директоров ложатся совершенно новые задачи.

Поиск решений для рабочего места будущего

Цифровые преобразования на рабочем месте уже невозможно не заметить: мобильные устройства, решения для удалённого доступа и новые формы виртуального сотрудничества быстро приживаются во многих организациях. Согласно исследованию немецкого аналитического агентства Crisp Research, 40% руководителей бизнеса и ИТ-служб считают, что классические офисы в скором времени перейдут на мобильные рабочие места. ИТ в этом процессе будут востребованы в качестве импульса, движущей силы инноваций. При реализации новой концепции на первый план выйдут те технологии, которые полностью отделят рабочее место от физической инфраструктуры и будут, таким образом, обеспечивать деятельность, не зависящую от пространства и устройств.

Участие в преобразовании компании

Не только внутренние структуры компаний находятся в процессе трансформации. Благодаря интернационализации, слияниям и новым приобретениям предприятия очень быстро изменяются под давлением рыночных условий. Успех подобных инициатив сегодня зависит от ИТ больше, чем когда-либо. В преддверии корпоративных сделок необходимо провести критическую проверку и оценку различных ИТ-ресурсов. Ведь речь идет о том, насколько быстро в итоге удастся наладить сквозные ИТ-процессы. Прежде всего это означает, что все сотрудники в различных точках мира должны в кратчайшие сроки получить доступ ко всем необходимым для работы приложениям и ИТ-ресурсам.

Защита цифровых процессов от новых рисков

Цифровые преобразования всегда означают более тесную взаимосвязь компании со своими клиентами, партнерами и поставщиками. Мало того, в скором времени не только пользователи будут общаться между собой посредством цифровых решений — интеллектуальные технологии все сильнее проникают в мир вещей. Требования безопасности и корпоративные стандарты в новых условиях придётся определять заново. Классических концепций ИТ-безопасности в эру Интернета вещей будет недостаточно, ИТ-директора должны развивать абсолютно новые системы защиты конфиденциальных данных. Однако есть и хорошая новость: построить надёжную защиту можно уже сегодня. Хотя нужно учитывать, что противостоять рискам, связанным с киберпреступностью, позволит только комплексный подход.

Эффективное управление внешними и внутренними сервисами

Содействовать инновациям, инициировать преобразования, страховать процессы (то есть поддерживать эти процессы на уровне информационных технологий с целью их максимального ускорения, оптимизации и интеграции в рамках происходящих изменений) — эти и многие другие задачи ИТ-директора смогут успешно решать лишь в том случае, если они максимально гибко и эффективно организуют работу ИТ-инфраструктуры компании. Зачастую становится бессмысленным обеспечивать все необходимые ИТ-услуги только своими силами и поддерживать работу каждого отдельного приложения внутри одного предприятия. Многие ИТ-организации целенаправленно прибегают к сервисам, предоставляемым из облака, благодаря чему они способны быстрее, чем когда-либо, реагировать на новые требования. ИТ-директор в этом случае выступает в роли некоего сервис-брокера, который соединяет внутренние и внешние строительные элементы ИТ-инфраструктуры, а также оптимизирует их взаимодействие. Такой подход не исключает возможность предлагать на рынке собственные решения в качестве сервис-провайдера.

Раньше ИТ-подразделения старались держать под своим контролем не только все применяемые в компании приложения и устройства, с которых пользователи подключаются к корпоративным ресурсам, но и подключения сотрудников из недоверенных сетей. Сейчас в сфере ИТ произошли серьёзные тектонические сдвиги, полностью изменившие ИТ-ландшафт современного предприятия. В 2007 году, когда я начал работать в российском представительстве Citrix, подавляющее большинство приложений было развёрнуто в датацентрах компании и предоставлялось с помощью наших терминальных сервисов. Сотрудникам выдавались корпоративные ноутбуки, а поддержку приложений, операционных систем на устройствах конечных пользователей и самих этих устройств обеспечивал ИТ-департамент компании. В странах с небольшими представительствами это являлось определённой проблемой, так как ИТ-служба присутствовала только в крупных офисах.

Спустя несколько лет в Citrix стали происходить изменения: сначала часть приложений, отвечающих за взаимодействие с клиентами, была переведена на внешнюю облачную платформу. Затем в компании появилась программа BYOD, и за пару лет большинство сотрудников воспользовались ее преимуществами. ИТ-служба изменила внутренние политики и декларировала зону своей ответственности рамками датацентров и проверкой возможности подключаться к корпоративным ресурсам с помощью агентов, установленных на клиентском оборудовании. За всё остальное отвечали сами сотрудники, в том числе за обслуживание и ремонт своих устройств. Тем, кто выбрал программу BYOD, рекомендовалось (как, собственно, рекомендуется и сейчас) покупать устройства с программой трёхгодичной поддержки от поставщика (гарантия + сервис).

Параллельно с этими изменениями выпускались новые продукты как в самой компании, так и в ИТ-мире в целом. Сотрудникам стали доступны виртуальные десктопы, на которых можно работать с приложениями в рамках определенной клиентской операционной системы, в то время как на физическом устройстве пользователя применяется одна из альтернативных OC.

Затем стали появляться планшеты и смартфоны, и обычные пользователи смогли получать доступ к ресурсам компании не с одного, а с двух, трёх и более устройств. Популярность мобильных аппаратов росла, и стало ясно, что ими необходимо управлять, а мобильные корпоративные приложения следует распространять из централизованного хранилища. Компания развернула для своих сотрудников соответствующие мобильные сервисы (в нашем случае — Citrix XenMobile) и интегрировала их с виртуальными десктопами и терминальными приложениями.

После этого пришлось решать задачу обмена файлами сотрудников компании между собой, с партнёрами и контрагентами, а также между различными устройствами одного сотрудника. Соответствующий сервис позволяет забыть о множестве проблем, особенно тем пользователям, которые часто работают вне офиса и которым может требоваться информация, создаваемая ими на разных устройствах.

Сейчас независимо от того, каким устройством пользуется тот или иной сотрудник, он всегда имеет возможность подключиться к корпоративным системам и решить необходимые бизнес-задачи.

Еще раз подчеркну, что всё это стало возможным не только за счет внедрения новых ИТ-продуктов, но и в результате изменения самих подходов к корпоративной информационной поддержке, являющейся в свою очередь одним из путей адаптации к широко обсуждаемой ныне цифровой трансформации бизнеса. Благодаря этим изменениям задачи ИТ-директоров будут расширяться и дальше. Вполне вероятно, что тот или иной руководитель станет впоследствии директором по цифровым технологиям (Chief Digital Officer), который ускорит внедрение новых цифровых возможностей в компании. Не исключено также, что в будущем разнообразные задачи ИТ-руководителя распределятся между несколькими сотрудниками. В США уже сегодня возникают новые руководящие должности, как, например, директор по инновациям (Chief Innovation Officer) и директор по кибербезопасности (Chief Cyber Security Officer), которые также должны всячески способствовать цифровой трансформации компании.