В контексте корпоративной автоматизации одним из основных обсуждаемых ныне вопросов является проблема строительства, оборудования и дальнейшего развития центров обработки данных. В равной степени это справедливо и для мирового, и для российского рынков. Вместе с тем взгляды экспертов рынка отечественного можно, пожалуй, разделить на две группы. Одна из них рассматривает ЦОДы как целостные объекты, которые создаются, управляются и развиваются согласно сложившимся лучшим практикам и международным стандартам и в которых технологии, относящиеся к инженерной инфраструктуре, занимают весьма значимое место, что абсолютно понятно.

Вторая группа экспертов придерживается мнения, что ИТ-оборудование создается и продвигается на рынок уже с изначальной ориентацией его на работу именно в датацентрах. И в связи с этим обсуждаются такие вопросы, как виртуализация вычислительных или сетевых ресурсов, использование архитектуры, основанной на консолидации ресурсов недорогих x86-серверов и различных устройств хранения.

Однако в продвижении обозначенных идей производители различных компонентов ИТ-инфраструктуры ЦОДов выступают уже вполне консолидированно. К сожалению, тема инженерной инфраструктуры из этой консолидации пока выпадает, и надо сказать, совершенно незаслуженно. Ведь концепция современного ЦОДа по сути едина, соответственно и проблемы функционирования на его площадях программных, инженерных систем и ИТ-оборудования не могут рассматриваться изолированно друг от друга.

Мы часто обсуждаем вопрос управления виртуальными машинами на уровне множества реальных систем, говорим о механизмах конфигурирования различных физических серверов в соответствии с реальной вычислительной нагрузкой, но при этом не затрагиваем проблемы адаптации инженерных систем. В результате корпоративный заказчик как минимум получает неполное представление об адаптивных возможностях сегодняшних ЦОДов. А ведь передовые инженерные системы уже сейчас способны «следовать» за ИТ-инфраструктурой, оптимизируя свою работу под ту конфигурацию, которую в данный конкретный момент имеет ИТ-оборудование. И речь здесь по сути идет о тех же управляемых сервисах, о которых сейчас так много говорят.

Примером своего рода вклада нашей компании как производителя инженерной инфраструктуры в развитие программных сервисов является возможность создания виртуальных моделей работы ЦОДа и формирования на этой основе объективных прогнозов развития событий. На базе DCIM-решения StruxureWare мы можем проводить виртуальные тесты, пытаясь, скажем, определить, что случится, если откажет тот или иной компонент системы электропитания. И таким образом наши продукты рассматриваются в контексте всех подсистем, которые функционируют в рамках ЦОДа, — вычислительного, сетевого и инженерного оборудования, а также программных решений.

Единство концепции современного ЦОДа сегодня проявляется и в том, что технологические перспективы развития разных типов оборудования оказываются взаимозависимыми. Так, например, некоторые тенденции в производстве вычислительных систем и принципы формирования отдельных стоек датацентров свидетельствуют о том, что вскоре переменный ток из ЦОДов может вовсе уйти. В обозримой перспективе вполне могут появиться технологии, требующие менее интенсивного охлаждения, и ко всему этому поставщик инженерных систем должен готовиться уже сейчас. Представляя собой фундамент для развития ИТ-части ЦОДа, инженерная инфраструктура не должна тормозить развитие, укрупнение или модернизацию вычислительной части. Одна из распространенных проблем в действующих и развивающихся ЦОДах состоит в преждевременном исчерпании какого-либо вида инженерных ресурсов, будь то запас по электропитанию, или доступные юниты в стойках, или наличие свободных сетевых портов. DCIM-решения Schneider Electric способны строить прогнозы загрузки ЦОДа, опираясь на показатели всего установленного в нём оборудования. Это помогает избегать «бутылочных горлышек» в инженерной инфраструктуре и вовремя обеспечивать необходимую платформу для развития ИТ-систем датацентра.

У нас в России на стороне заказчика инженерные системы пока, к сожалению, всё ещё рассматриваются обособленно. За эффективность их эксплуатации и за ИТ-инфраструктуру очень часто отвечают разные специалисты, да и общепринятые принципы корпоративного бюджетирования в настоящее время явно не способствует сближению этих направлений. Не столь популярен пока в стране и сервисный подход, в том числе и облачные сервисы.

Мы же в полном смысле слова гордимся интеллектуальными системами управления, которые уже сегодня имеются в портфеле нашей компании и которые как раз и направлены на оптимизацию работы ЦОДа как единого организма. В следующем году мы сможем предложить владельцам оборудования Schneider Electric еще ряд сервисов из нашего облака, тем самым подтянув к процессам управления конкретного ЦОДа и нашу экспертизу, и лучшие мировые практики. Думается, через пару лет подобные предложения могут стать вполне стандартными для отечественного рынка.

Спецпроект Schneider Electric