Поиск необходимой информации всегда был одной из наиболее востребованных задач, которую приходится решать в повседневной работе. А в последние годы темпы роста накопления информации еще более ускорились. В начале XXI века объемы информации удваивались каждые 18 месяцев, сейчас же говорят об утроении в течение года. Часто проблему составляет даже не найти нужную информацию, а то, где именно ее следует искать. Ведь растут не только сами объемы данных, но и количество их источников.

Изменились и сами принципы работы с информацией. Раньше приходилось работать с информацией на твердых носителях: бумажные отчеты, карты, фотографии, образцы пород, керны и тому подобное. При этом какая-то часть информации хранилась по кабинетам сотрудников, а какая-то перемещалась в разного рода хранилища и архивы, и поиск того, где что искать со временем становился весьма непростой задачей, на решение которой нужны были, без преувеличения, годы. И те, кто более-менее уверенно знал, где что лежит, становились незаменимыми сотрудниками, расположения которых надо было всеми правдами и неправдами добиваться. Да и просто, помимо знания своей предметной области, требовалось хорошо разбираться в том, что где находится или может находиться. А получение этой информации занимало, порой, годы, и тут нет никакого преувеличения.

Массовая компьютеризация, а затем и распространение других цифровых устройств, Интернета и его сервисов привели к тому, что наличие функции поиска информации стало обязательным элементом, использование которого не вызывает серьезных затруднений у тех, кого называют «нетизенами», «гражданами Сети», для которых отсутствуют географические границы, у которых сложились свои законы и мораль, а также подходы к работе, заметно отличающиеся от привычек более старших поколений. И именно на них ориентировались эксперты RedSys при создании инструмента RS-Data.

Сейчас даже среди тех, кому 40–45 лет, а такие составляют уже приличную долю среди руководителей и лиц, принимающих решения, преобладают те, кому удобнее работать с документами в электронном, а не в бумажном виде. Так что серьезное изменение культуры работы с информацией уже давно свершившийся факт. Ну а молодые сотрудники, относящиеся к «цифровому поколению» органично вплетают свои сложившиеся привычки в свой рабочий процесс. Кроме того, они готовы работать в единой виртуальной, или, если угодно, облачной среде коллективной работы, не перенося ее на локальное устройство. Так что именно на молодежь специалисты RedSys делают основную ставку. А вот представители более старших поколений, наоборот, имеют склонность накапливать информацию на своих компьютерах. Тут своего рода рудимент прежнего подхода, когда все стремились сосредоточить всю информацию на своем рабочем столе. И, надо сказать, данное обстоятельство заметно замедляет эффект от внедрения новых средств работы информации.

Так что возможность получить необходимую информацию в ответ на свой запрос будет воспринята безусловно положительно, и ей сразу же начинают активно пользоваться для решения своих повседневных задач. Тогда как необходимость использования разнородных инструментов для поиска информации, которая находится на разных ресурсах вызывает, скажем так, дискомфорт.

Принято считать, что старшие поколения привыкли работать исключительно с бумажной информацией, которая находится у них на столе, и их сложно заставить работать с документами в электронном виде. Но, тем не менее, возможность создать подборку документов и ее распечатать уже является вполне востребованной и у возрастного персонала. Кроме того, представители старших поколений неплохо осваивают мобильные устройства в качестве полноценного рабочего инструмента. Как правило, это планшеты от 9 дюймов. И вывод информации на планшеты дает хороший эффект. Сценарий использования мобильных устройств у молодежи совсем другой: они предпочитают смартфоны, и, как правило, для общения в социальных сетях или мессенджерах.

В итоге без наличия корпоративных поисковых систем стало невозможно обойтись. Соответствующий модуль стал неотъемлемой составной частью любых систем управления данными, с недавнего времени и производственных приложений. Хотя реализовать такую возможность совсем не просто. Не случайно современные поисковые средства даже для локального компьютера появились на несколько лет позже, чем уверенно работающие системы для Интернета.

Решение такой задачи для корпоративной сети еще сложнее. Вот простой пример. Так, профессионализм художника-портретиста проще всего определить на основании того, как он прорисовывает кисти рук, а не черты лица, как кажется непрофессионалам. При создании систем корпоративного поиска таким критерием является то, как происходит классификация, отбор и интерпретация информации, которая поступает «на входе», или, по-другому, как происходит формирование антологий. Решение данной задачи немыслимо без наличия у системы искусственного интеллекта. Тут требуется как понимания работы систем, так и довольно глубокого знания в предметной области. Как раз формирование таких антологий для нефтегазовой сферы потребовало от команды RedSys наибольших усилий при создании RS-Data. Другой непростой задачей стала расшифровка форматов данных, с которыми работают разные информационные системы.

При поиске в Интернете, как правило, речь идет о текстовой информации. Для промышленных систем, в том числе нефтегазовых, но не только их, часто стоит задача совмещения текстовой информации с картографической. Рядовому пользователю карта нужна для того, чтобы найти какой-то объект, например, дом, расположенный по заданному адресу, или построить маршрут, как добраться из одного места в другое. Для производственников же карта – важный элемент в его системе анализа. На рынке существует много геоинформационных систем (ГИС), позволяющих проводить такой анализ, и каждой из них свой формат и особенностей представления, или проекций. Все это также надо уметь преобразовывать и совмещать ее с данными об объекте на карте.

Эффект от внедрения таких систем достигается за счет повышения производительности труда сотрудников, прежде всего, молодых. Не секрет, что если какая-то информация в принципе где-то есть, но добраться до нее в разумные сроки сложно, или даже ее просто нет на рабочем столе у сотрудника, то это означает, что она отсутствует. В результате ресурсы тратятся на то, чтобы «добывать» данные, которые уже получены. И совсем не исключена и такая ситуация, что в процессе получения этих самых данных будут допускаться ошибки, последствия которых могут быть довольно серьезными. По своему опыту работы в нефтегазовых компаниях могу сказать, что на это уходило около года, а по некоторым позициям и на более длительный срок. Причем, что самое обидное, нужная информация физически находилась буквально в соседнем подразделении.

Наличие поисковой системы делает доступной практически любую информацию, которая хранится в базах данных или каких-то хранилищах, будь то файловые серверы, архивы электронной почты, системы документооборота, ГИС. В итоге, для того, чтобы войти в курс дела, больше не требуются месяцы, в течение которых потенциал сотрудника невозможно раскрыть в полной мере. Специалист практически сразу вовлекается в работу. На то, чтобы найти все необходимые данные, нужна максимум неделя. Тем самым, вложения компании в данного сотрудника становятся намного более эффективными за счет более качественного использования знаний и умений. Нет необходимости тратить много времени на то, чтобы получать информацию, и, соответственно, больше на то, чтобы ее анализировать, получать новую и, тем самым, решать поставленные задачи.

В итоге такие системы поиска информации и формирования единой среды коллективной работы в последние пару лет активно развиваются. Они существуют для разных отраслей, не только нефтегазовой.