ТГК­10 меняет свой ИТ­ландшафт комплексно и быстро. В компании внедряется mySAP Business Suite как основной инструмент управления. Андрей Захватов, начальник отдела АСУ ФХД ОАО «ТГК­10», говорит, что комплекс АСУ ФХД (автоматизированная система управления финансово­хозяйственной деятельностью) задумывался как корпоративная система, которая должна прийти на смену «лоскутной» автоматизации.

В качестве ключевых направлений автоматизации операционной деятельности определены «Бухгалтерский учёт», «Логистика», «Учёт затрат» и «ТОРО». Масштаб проекта впечатляет — головная компания и все одиннадцать филиалов, среди которых есть ТЭЦ и тепловые сети. Сроки тоже — завершение работ планируется в первой половине 2007 года (однако планирование ремонтов в системе будет делаться только на 2009 год). Количество рабочих мест — более шестисот, основная часть — модуль «ТОРО».

Тиражирование решения выполняется методом «серии больших взрывов», то есть в каждый отчётный месяц начиная с декабря 2006 года в промышленную эксплуатацию переводится несколько объектов одновременно. Переводу в промышленную эксплуатацию предшествует обучение конечных пользователей, загрузка начальных данных и опытно­промышленная эксплуатация в течение одного месяца. Полный цикл обучения по всем разделам учёта для каждого филиала занимает две недели. Этого достаточно для того, чтобы приступить к работе, но не хватает, когда пользователи сталкиваются с реальными проблемами. Поэтому кроме выездных консультаций была организована онлайновая поддержка пользователей, в том числе в режиме дистанционного управления.

В области ремонтов сейчас задействована базовая функциональность модуля PM (ТОРО), в рамках которой обеспечивается отражение плановых, срочных, аварийных и сверхсрочных ремонтов. Задача в том, чтобы организовать нормальный режим сбора данных и планирования ремонтов, говорит Андрей Захватов. «Типовое решение SAP в части ТОРО мы практически не меняли, — подчеркивает он. — Так как не было унаследованных систем, к которым привыкли пользователи, не пришлось и перестраиваться. В таких условиях любая грамотная автоматизация подойдет (а в SAP она грамотная), это ведь в первую очередь упорядочивание бизнес­процессов. В нашем случае принципиальным пожеланием руководства была перестройка наших процессов в соответствии с моделями, заложенными в SAP. Единственный нюанс, который касается ремонтов, — эксплутационный приказ, формирование соответствующей части бюджета в компании на основании ремонтных данных. Это будет привнесено, будут сделаны соответствующие доработки, но тут уж наша региональная специфика».

Одна из самых сложных задач «нулевого цикла» внедрения комплекса — создание справочников, считает Андрей Захватов. «Мы справились с этой задачей благодаря тому, что к формированию справочников в АСУ ФХД были привлечены те люди, которые на этом, что называется, собаку съели, — замечает он. — Следует выделить два крупных централизованных справочника: МТР (номенклатуры материалов) и контрагентов. У нас уже есть опыт ведения подобных справочников (в рамках локальных АРМов), поэтому не удивительно, что работа с МТР была поручена УлиЗ, а с контрагентами — казначейству. Подобные управленческие решения обеспечили успех мини­проектам формирования справочников. За основу взяты уже имеющиеся справочники, которые были загружены в АСУ ФХД, после чего все изменения в них вносились только централизованно. Все филиалы компании, в том числе и те, что ещё используют локальные АРМы, перешли на номенклатуру новых справочников». Сложнее обстояли дела с загрузкой данных, которые невозможно централизовать, — это учётная информация об основных средствах предприятий, а также структуры, описывающие ремонтируемое оборудование. Каждое предприятие — это отдельный набор данных, со своими нюансами, со своей сложившейся методикой ведения учёта и пониманием собственной структуры, и подход здесь не мог быть единообразным, поясняет Андрей Захватов. «Сыграла роль и новизна системы, её терминов. Хотя с задачей загрузки начальных данных мы справились, это было сложно», — констатирует он.

Паспортизация оборудования была проведена во всех филиалах — в каждом примерно 8—15 тыс. единиц. На эту работу было выделено по 20—30 инженеров по ремонту в каждом филиале, которые посвятили ей по два­три месяца. «Процесс начался в декабре, а теперь данные уже собраны и загружены и на их основе можно вести планирование», — говорит Андрей Захватов.