В 1990 году перед молодым советско-финляндским предприятием «Элкат», специализирующимся на выпуске полуфабрикатов для кабельных заводов (медная катанка и проволока), встала проблема создания единой автоматизированной системы по учету реализации готовой продукции. Была построена маленькая локальная сеть, объединяющая три рабочих места: место работника коммерческого отдела, отвечающего за выписку накладных и ведение договоров поставки; место кладовщика; место бухгалтера. В том же году компания заключила договор со сторонней организацией на разработку автоматизированной системы «Учет реализации готовой продукции», которая впоследствии и была названа Fine Business. В 1995 году группа разработчиков Fine Business выделилась в самостоятельную фирму АВТОР (http://www.axcor.ru), основной целью которой стало продвижение и развитие этой системы.

Со временем система совершенствовалась и включала все более широкий спектр функций финансово-хозяйственного учета. К началу 1995 года ее возможности полностью покрывали все потребности сотрудников завода «Элкат» по автоматизации финансово-хозяйственной деятельности. В числе прочего в Fine Business была реализована возможность определения любого количества валют, наряду с курсом доллара по отношению к локальной валюте учитываются также межвалютные курсы. Таким образом, предусмотрено выполнение операций в различных валютах, а при составлении проводок будет использоваться валюта счета, на который делаются проводки и производятся соответствующие преобразования.

В системе работают пользователи с различными должностными обязанностями и соответственно различными правами на проведение тех или иных операций. Поэтому каждый пользователь регистрируется под своим именем и паролем. Администратор системы определяет для каждого пользователя тот набор типов документов, с которыми тот может работать, причем для каждого типа определяется набор разрешенных действий.

Но для работы с конкретным документом недостаточно иметь доступ к типу документа. Необходимо также либо быть одним из соавторов документа, либо обладать разрешением на доступ к папке, содержащей документ. Таким образом, каждому пользователю доступны только те документы, которые связаны с его непосредственной деятельностью. Кроме того, для каждого пользователя задаются права доступа к справочникам, использующимся в системе.

Для корпоративной системы очень важна способность адаптироваться к изменяющимся условиям эксплуатации, связанным как с изменением в законодательстве, так и с изменением порядка ведения учета на самом предприятии, причем адаптация должна происходить без вмешательства программистов.

Эта задача решается в Fine Business следующим образом. Во-первых, система не содержит фиксированных типов документов для оформления хозяйственной деятельности предприятия. Необходимые типы документов определяются в интерактивном режиме, без применения языков программирования. Описания типа документа можно произвести в диалоге «Определение типа документа».

Во-вторых, для составления бухгалтерских проводок в автоматическом режиме система не требует предварительного описания корреспонденции счетов. Она просто «учится» у бухгалтера и уже на втором документе сама предлагает корреспонденцию счетов, а бухгалтер либо принимает этот вариант, либо задает другой, при этом система учитывает действия бухгалтера в дальнейшей работе.

В-третьих, все печатные формы документов, формы бухгалтерской отчетности и прочие отчеты по базе данных создаются с помощью популярного средства создания отчетов Seagate Crystal Report фирмы Seagate Software. Затем они регистрируются в базе данных и для них определяются пользовательские права доступа.

Ранние версии Fine Business, написанные для операционной системы MS-DOS, использовали в качестве системы управления базами данных (СУБД) пакет Raima Database Manager (RDM) фирмы Raima, один из самых высокопроизводительных программных продуктов в своем классе. Но RDM использует технологию файл-сервер, что ограничивает как количество одновременно работающих пользователей, так и надежность. Когда решения на базе более прогрессивной технологии клиент/сервер стали доступными по цене, разработчики из фирмы АВТОР сочли необходимым выбрать новую СУБД для проекта Fine Business. Важным критерием выбора была стабильность компании — производителя СУБД и хорошая репутация ее продуктов. Кроме того, требовалось, чтобы стоимость конечного решения, основанного на выбранной СУБД, была приемлемой как для фирм среднего класса, так и для небольших компаний. Учитывалась также такая характеристика, как многоплатформенность, тоесть способность сервера базы данных работать на всех популярных платформах — Windows NT, Linux и наиболее распространенных UNIX-системах. Этим условиям в полной мере на тот момент удовлетворяла только фирма Software AG с ее программным продуктом Adabas D.В частности, Adabas D была первой профессиональной СУБД для платформы Linux и к тому же использовала многопоточную многопроцессорную архитектуру, присущую лишь дорогим корпоративным версиям конкурирующих продуктов. Все это обусловило выбор в качестве СУБД для проекта Fine Business именно пакета Adabas D.

В начале 1998 года фирма АВТОР приступила к разработке новой версии системы Fine Business, использующей в качестве сервера базы данных продукт Software AG. Катализатором этого процесса послужил контракт, заключенный между фирмой АВТОР и заводом упаковочных изделий ТОКК. В начале 1999 года начались работы по внедрению новой версии системы Fine Business на этом предприятии; к концу 1999 года эти работы были полностью завершены.

В настоящий момент достигнуто соглашение о переводе СП «Элкат» на новую версию системы Fine Business. Ведутся также переговоры с НПО «Измерительная техника», в котором фирма АВТОР осуществляла работы по переносу автоматизированной системы управления обращением конструкторской документацией с платформы EC (мейнфреймы отечественного производства) на платформу Wintel. В настоящее время готовится сертификация Fine Business по стандарту ISO 9000.