Работы, связанные с внедрением комплексных систем резервного электроснабжения, часто не воспринимаются как проектные, а стало быть, заслуживающие специального рассмотрения. Считается просто, что каждому компьютеру должен быть придан источник бесперебойного питания (ИБП), который и будет защищать его от всех капризов внешнего напряжения, выдаваемого Единой энергетической системой России. При всей правильности этого тезиса необходимо заметить, что в наиболее ответственных случаях, когда ключевым фактором становится именно стабильное функционирование бизнес-процессов организации в течение недель, месяцев, а иногда и лет, на первый план выходит сама концепция автономизации системы энергоснабжения всех информационных служб предприятия. Иными словами акценты смещаются с технологических достоинств тех или иных моделей ИБП на общую концепцию бесперебойного электроснабжения. Говоря несколько упрощенно, в связи с этим можно выделить две параллельных тенденции, условно называемые распределенным и централизованным решениями. При этом в пользу надежности конечной системы, построенной в соответствии и с той, и с другой идеологией, приводятся свои, достаточно логичные доводы. Теоретического материала по данному вопросу вполне хватает.

Нельзя простаивать ни минуты

В Банке ЗЕНИТ, для которого значимость надежного функционирования всех информационных служб, прежде всего компьютерной и телефонной, вряд ли можно переоценить, подошли к решению этой проблемы со своих позиций. "Если сравнивать систему электропитания в банке и в каком-либо небольшом торговом предприятии, то, независимо от сложности используемого оборудования и ПО, степень надежности банковской системы должна быть несоизмеримо выше. 15-20 мин полного простоя информационной системы, а следовательно, фактического паралича всей деятельности банка, могут обернуться уже очень ощутимыми потерями. Учитывая косвенные убытки, которые в данном случае несут клиенты банка, суммарный ущерб иногда вообще трудно подсчитать", -- говорит генеральный директор фирмы "АПРО Бизнес" Александр Вишневский. Эта компания обслуживает банк в области информационных технологий, разрабатывая и реализуя стратегию его информационного развития. Иными словами, на "АПРО Бизнес" лежит ответственность за ту часть информационного обеспечения, которая прямо не связана с чисто профессиональными сторонами деятельности банка. "Мы отвечаем за всю аппаратную инфраструктуру, работающую в комплексе, а также за все системное ПО. Функционирование дилинговых и прочих систем, непосредственно относящихся к деятельности банка, обеспечивает его отдел автоматизации. Такая схема работы выгодна банку, в том числе и по организационным соображениям", -говорит Александр Вишневский.

Банк ЗЕНИТ

http://www.zenit.ru

Зарегистрирован в декабре 1994 года в форме открытого акционерного общества. Уставной капитал на 1 января 2000 года составляет 450 млн. руб. Банк имеет партнерские отношения с крупнейшими банками Европы, Азии и Америки. Работает как с юридическими, так и с физическими лицами. Имеет два филиала: в Санкт-Петербурге и Альметьевске.

Мы немного отвлеклись, остановившись здесь на оргвопросах решения информационных проблем, лишь потому, что банковские структуры вообще нередко применяют такую схему. Как известно, банки находятся на передовых рубежах в плане выстраивания наиболее эффективных и зачастую весьма нетрадиционных схем своей работы, в некотором смысле подавая пример другим. Это может касаться, допустим, схем выплаты зарплаты сотрудникам, и форм взаимодействия со своими клиентами, и, как мы видим, решения вопросов развития собственной информационной базы.

Возвращаясь к техническим вопросам: по словам г-на Вишневского, начиналось все с того, что были закуплены локальные ИБП для нескольких наиболее ответственных серверных платформ и местной АТС, однако после того как в банке несколько раз надолго отключалось электропитание, стало ясно, что это лишь полумера. Максимум, что можно было сделать с помощью ИБП, - это корректно выключить систему, в то время как производственные процессы в банке однозначно должны были функционировать непрерывно. Учитывая этот факт, можно твердо говорить о том, что локальные ИБП не позволяют информационной системе функционировать в непрерывном режиме".

Надо сказать, что решения, основанные на распределенной системе, также предлагают многочисленные варианты перераспределения электропитания в случае аварии: ресурсы, освободившиеся после выключения рабочих станций, можно направить на питание наиболее ответственных компонентов сети, дав последним возможность "протянуть" более длительное время. Однако практический опыт именно той организации, о которой мы говорим, привел ее сотрудников к тому, что этого явно недостаточно. Еще раз подчеркнем, что в данном конкретном случае основной проблемой считается полное отключение энергии в офисе, несмотря на то, что, по данным ведущих мировых поставщиков, 80% проблем с функционированием оборудования возникает из-за нестабильности параметров коммунальной сети, а не внезапного исчезновения напряжения в ней. "Действительно, плохое качество централизованного электропитания может в принципе негативно сказаться на работе оборудования, -- поясняет Александр Вишневский, -- однако это случается нечасто. Кроме того, такие проблемы носят локальный характер. Мы всегда можем оперативно заменить вышедший из строя компонент. Однако в случае отсутствия напряжения в сети любой сервис бессилен. А материальные потери от этого как раз наиболее ощутимы". Здесь уместно упомянуть еще об одной родственной проблеме. Известно, что системы бесперебойного электропитания, предлагаемые некоторыми компаниями, имеют такую дополнительную функциональность, как защита модемных линий от всплесков напряжения в медной паре. По этому поводу Александр Вишневский высказывается вполне определенно: "Здесь вся ответственность лежит на телекоммуникационных операторах, которые предоставляют нам соответствующие услуги. Это их проблема. Наши договора построены с учетом возможности срочной замены, когда время реакции составляет 2-3 часа. Кроме того основные данные у нас проходят по оптоволокну, где, естественно, возможны только механические повреждения".

"АПРО Бизнес"

http://apro.da.ru

Компания занимается проектированием и организацией готовых решений в области компьютерных сетей и телефонии. Поставляет оборудование фирм NEC, Panasonic, 3Com, Cabletron, Cisco, Compaq и Hewlett-Packard, в том числе и на условиях лизинга.

Попутно заметим, что речь в данном случае идет о московской организации. В регионах дела с электроснабжением обстоят несколько хуже, а в последнее время, как известно, к традиционным проблемам нестабильности параметров электросети прибавилось и отключение от нее волевым порядком целых регионов. Зная это, многие поставщики ИБП направляют основные усилия именно на региональные рынки.

Навсегда забыть о проблеме

В итоге в банке в настоящее время используется совершенно иное решение, рассчитанное на значительно большую автономию и по сути неограниченный ресурс. По словам Александра Вишневского, это фундаментальное решение - которое, кстати, уже было опробовано на примере реальной ситуации с длительной аварией в электросети, - пока еще в новинку, по крайней мере, для российских банков, да и вообще применяется нечасто. Речь идет о единственном ИБП большой мощности, который способен обслуживать все серверы банка, телефонную АТС плюс несколько сот рабочих мест сотрудников. Говоря конкретнее, два устройства -- ИБП производства компании Liebert и сопряженный с ним дизель-генератор фирмы Wilson (мощностями в 250 и 350 кВА соответственно) позволяют решить все вышеназванные проблемы. Сопряжение устройств означает, что при отключении электроэнергии источник питания автоматически запускает в работу генератор, который уже, в свою очередь, берет на себя всю ответственность за дальнейшее функционирование оборудования в течение по сути неограниченного периода времени. ИБП включается в месте централизованной разводки питания всего здания, а энергия, соответственно, подается по имеющемуся в помещениях кабелю через стандартные розетки, так что для пользователей такое решение вообще абсолютно прозрачно. Это решение было предложено компанией Stins Coman (http://www.stinscoman/com), а в дальнейшем она осуществила и все работы по монтажу.

Надо сказать, что как мощностные характеристики оборудования, так и некоторые другие параметры были выбраны в строгом соответствии с техническими потребностями организации. "Когда заказываются батареи, надо исходить из возможностей запуска дизель-генератора и выхода его на рабочий режим. Если время запуска составляет, к примеру, полминуты, то нужно еще учесть необходимость восстановления разрядившихся к этому моменту батарей, -- говорит Александр Вишневский, -- Мы считаем, что для нашей организации временной интервал в 7 мин, в течение которого питание должно поддерживаться за счет ИБП, является необходимым и достаточным". Надо отметить, что параметры описываемого решения могут меняться; например, . требуемое время работы батарей в других условиях может быть иным. Кроме того, при необходимости обеспечения особой надежности могут применяться и дублирующие системы, использующие соответственно два ИБП и два генератора. Такие решения, по словам генерального директора "АПРО Бизнес", реально применяются на рынке. Однако идеология при этом остается неизменной.