Первая паровая железная дорога в России появилась в 1834 году. Дорогу и два паровоза для нее построили крепостные умельцы Ефим и Мирон Черепановы на уральском Нижнетагильском металлургическом заводе. Тридцатого октября 1837 года отправился первый поезд по железной дороге общего пользования Санкт-Петербург - Царское Село. А 1 февраля 1842 года император Николай I подписал высочайший Указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва.

Работы начались 1 августа того же года. Строители возвели 8 больших и 182 средних и малых мостов, построили 34 станции и два крупных вокзала - в Москве и Петербурге по проекту архитектора К.А. Тона. Первого ноября 1851 года самая большая по протяженности двухпутная железная дорога была открыта, и по ней из Петербурга в Москву отправился поезд. В пути он находился 21 час 45 минут. Так начала работать первая русская магистраль, в наши дни ставшая частью Октябрьской железной дороги. Уже в 1852 году железная дорога перевезла 719 тыс. пассажиров и 164 тыс. тонн груза.

Через несколько лет, 15 июня 1865 года, император Александр II издает Указ об учреждении Министерства путей сообщения России. Первым министром МПС был назначен Павел Петрович Мельников, выдающийся ученый, талантливый инженер и организатор. Вскоре Министерство путей сообщения стало одним из самых авторитетных ведомств России, а служба на железнодорожном транспорте считалась одной из самых престижных.

К 1892 году общая протяженность железных дорог России составляла уже 32 тыс. км, а 106 лет спустя, в 1998 году, - 86,2 тыс. км. Сегодня МПС - это протяженная система железнодорожных путей, грузовые и пассажирские составы, станции и ремонтно-строительные и производственные предприятия, учебные и медицинские учреждения, вычислительные центры. В подчинении МПС находится более 5000 предприятий, а общая численность персонала превышает 1,5 млн. человек. МПС обеспечивает сегодня перевозку 80% грузов и 50% пассажиров в стране. Как ожидается, к концу 2001 года протяженность магистральных коммуникаций МПС составит более 36 тыс. км, охватывая транспортные службы во всех регионах России.

Профиль клиента

Организация:
Министерство путей сообщения

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Александр Мишарин, первый заместитель министра путей сообщения РФ

Проблема:
Необходимость модернизации сети передачи данных

Профиль партнера

Компания:
“Микротест”

Местонахождение:
Москва, Екатеринбург

Руководитель:
Юрий Игошин, директор

Задача:
Модернизация сети передачи данных МПС

Задачи

Создание системы передачи данных МПС началось еще в 70-х годах ХХ века, поэтому в конце того же века перед МПС России возникла задача модернизации инфраструктуры и замены устаревшего оборудования.

До 1998 года в сети передачи данных МПС функционировало несколько независимых систем, использующих различные нестандартные сетевые протоколы. Это были, в частности, система продажи билетов "Экспресс" (протокол BSC3), система управления грузоперевозками - сеть АСОУП (протокол АП 70) и сеть межмашинного обмена между различными вычислительными центрами (протокол BSC1). Для оптимизации процессов эксплуатации и снижения расходов необходимо было унифицировать транспортный протокол сети, причем так, чтобы обеспечить потребности всех систем.

Часть железных дорог и подразделений МПС имела собственные локальные информационные системы, что исключало возможность оперативного централизованного управления - будь то финансовые потоки или учет материальных ресурсов. А другая часть объектов ведомства находилась вне корпоративного информационного пространства. Поэтому стратегической задачей министерства, по словам первого заместителя министра путей сообщения РФ Александра Сергеевича Мишарина, была организация "полностью компьютеризированного и централизованного управления всем комплексом перевозок и транспортных услуг" с охватом всех сфер железнодорожного транспорта.

Для глобальной модернизации сети передачи данных (СПД) нужен был генеральный подрядчик. Осенью 1998 года МПС провело тендер на разработку и реализацию проекта информационной сети. Тендер выиграли совместно две компании - "Микротест" и "ТехноСерв А/С" (http://www.technoserv.ru). Генеральным подрядчиком была выбрана компания “Микротест”.

"Микротест"
http://www.microtest.ru
Компания основана в 1990 году. В настоящее время имеет два офиса: в Москве и в Екатеринбурге. Общая численность сотрудников на сегодня составляет более 250 человек. Оборот компании в 2000 году превысил 75 млн. долл.

Основные направления деятельности "Микротест" - сети и системы связи, проектирование и построение информационных систем, Интернет-технологии, системы безопасности, спецпроверки и проведение сертификационных испытаний средств защиты информации на соответствие требованиям нормативных документов, утвержденных Гостехкомиссией РФ, и государственных стандартов. За 10 лет работы компания реализовала более 50 крупных проектов на территории России.

Проект

План модернизации включал полный цикл проектных и монтажных работ, а также сертификацию оборудования и обучение персонала. В реализации проекта участвовали более 60 компаний-субподрядчиков на местах. Со стороны МПС порядок работ координировало государственное унитарное предприятие "Трансинформ", созданное для управления проектами по информационным технологиям. Оперативное информирование участников проекта о ходе его реализации и доступ к проектной документации были организованы компанией "Микротест" через специально созданный для этой цели Интернет-портал. Крупнейшим поставщиком телекоммуникационного оборудования для проекта стала компания Cisco Systems (http://www.cisco.ru).

Первая очередь проекта была завершена к декабрю 1999 года. К тому моменту был создан магистральный сегмент сети передачи данных, включающий центральный и 17 региональных узлов, а также внутридорожные транспортные сегменты, что означает подключение более 500 периферийных узлов.

В 2000 году были созданы локальные сети на 3 тыс. предприятий, подключено 5 тыс. оконечных узлов. Для связи с каждым региональным узлом были выделены цифровые каналы мощностью от 128 до 2048 Кбит/с. К концу 2000 года было введено в эксплуатацию более 10 тыс. из 25 тыс. км построенных оптоволоконных линий связи.

В том же году было проведено развертывание опытных зон для испытания проектов внедрения IP-телефонии для организации оперативно-технологической связи, беспроводного доступа к СПД, дистанционного обучения.

Подробности

Понятно, что такой масштабный проект, как модернизация сети передачи данных МПС, потребовал монтажа огромного количества оборудования и самых разнообразных работ.

В качестве унифицированного транспортного протокола был выбран протокол TCP/IP, ставший де-факто стандартом обмена данных. Кроме того, были использованы самые современные технологии, такие как MPLS.

Основное оборудование, используемое при построении магистральной сети, - это маршрутизаторы Cisco. В узлах верхнего уровня - это Cisco 7500 и 7200, в узлах среднего и нижних уровней - Cisco 3600, 2600, 1700, 1600 и другие младшие модели. Удаленный доступ осуществляется по коммутируемым и цифровым линиям связи. При необходимости в сети используются беспроводные каналы. Для обеспечения гарантийного электропитания в узлах сети установлены системы бесперебойного питания фирм PowerWare (http://www.powerware.ru) и АРС (http://www.apc.ru). Для управления сетью и мониторинга служат станции управления сетевыми устройствами производства Sun Microsystems (http://www.sun.ru) и Compaq (http://www.compaq.ru) с ПО HP OpenView Network Node Manager от Hewlett-Packard (http://www.hp.ru) и CiscoWorks.

В настоящее время введены в эксплуатацию прикладные системы автоматического учета состояния грузовых вагонов и всего подвижного состава. Кроме того, ведется автоматизированный учет грузовых перевозок. На Московской железной дороге внедряется система управления пассажирскими перевозками “Экспресс-3”. В 2001 году она будет вводиться еще на семи железных дорогах ведомства. Новые системы централизованного управления финансами и ресурсами созданы на базе SAP R/3 (http://www.sap.com/cis). Это позволило улучшить экономический анализ, прогнозирование и маркетинг, а также взаимодействие с клиентами. “Если раньше процессы управления строились на основе эмпирических данных и жизненного опыта руководителя, то теперь принимать решение и планировать свою работу можно на основе точной информации,” - отметил Андрей Баранов, директор воронежской научно-производственной фирмы “Компьютерные сети” - субподрядчика в данном проекте.

Результат

Как подчеркивает директор департамента по информатизации “Трансинформ” Олег Латушкин, без наличия такой сети передачи данных, которая существует сейчас, невозможно было бы внедрение многих систем, в том числе финансовой. Сегодня SAP R/3 позволяет МПС нормально исполнять процесс ведения бюджета, четко отслеживать нормирование запасов на складах, стоимость которых исчисляется миллиардами рублей. Уже только эти две возможности эффективного управления хозяйственной деятельностью во многом окупают систему.

Качественная связь, которую МПС получает в результате модернизации СПД, позволяет улучшить управление технологическими процессами. Становится возможным технический контроль состояния дорог и подвижного состава в реальном масштабе времени, что важно для обеспечения безопасности и безаварийности работы железнодорожного транспорта. Сегодня сеть МПС - это, пожалуй, самая крупная отечественная корпоративная сеть.

Благодаря внедрению СПД стали возможными такие проекты, как телемедицина и дистанционное обучение (сейчас и тот и другой находятся в стадии развития). Центр телемедицинской консультации развернут на базе Центральной клинической больницы МПС; главным идеологом этого проекта стала главный врач ЦКБ Татьяна Григорьевна Мищерякова. Создаваемая система дистанционного обучения предназначается для повышения квалификации сотрудников МПС, ее использование позволило получить заметную экономию. Уже сегодня реально без отрыва от рабочего места в сжатые сроки обучить большое количество специалистов, что критически важно при внедрении информационных систем в крупных, территориально распределенных корпорациях.

Нельзя не отметить и эффект от использования в новой сети IP-телефонии, что позволяет отказаться от сторонних услуг междугородной телефонной связи. Кроме того, по словам технического директора компании "Микротест" Александра Давыдова, использование IP-телефонии в корпоративной сети МПС - это и возможность организации дополнительных услуг для пассажиров.

Благодаря модернизации сети передачи данных формируется единое информационное пространство МПС РФ, в котором будут функционировать распределенные информационные системы - финансовая, материально-технического обслуживания, система "Диспарк" (дислокация парка вагонов), "Дискон" (дислокация парка контейнеров), СФТО (система фирменного транспортного обслуживания). Для удобства обмена информацией внутри СПД внедрена электронная почтовая система. Разработанное компанией “Микротест” решение “Щит-почта Интернет” объединяет внутреннюю и внешнюю почтовые системы, а также обеспечивает специалистам МПС России безопасность при использовании других возможностей Интернета. Отметим, что каждая стадия проекта по мере своей реализации способна приносить определенный экономический эффект.

Немного о перспективах

"Сеть передачи данных - это живой организм, который будет находиться в постоянном развитии," - отметил начальник отдела программно-технических средств службы информатизации и связи Юго-Восточной железной дороги Вячеслав Шатских. Постепенно будут завершаться работы по созданию новых и модернизации уже существующих локальных сетей 280 предприятий МПС, расположенных в 11 областях России.

Кроме того, сегодня прорабатывается возможность создания единой системы управления технологическими процессами на железных дорогах. Это важно с точки зрения основного производства, перевозочной деятельности, энергоснабжения. Намечается создание единого телефонного пространства МПС (путем развития IP-телефонии). Постепенно внедряется такой сервис, как видеоконференции.

Планируется создание единой корпоративной информационной системы МПС, в которую войдет система управления всеми корпоративными ресурсами. В дальнейшем это поможет сократить эксплуатационные затраты и сделать более эффективным использование и финансовых, и материальных средств. В перспективе - внедрение автоматизированной системы отслеживания движения вагонов и грузов в реальном времени и связанная с этим оптимизация стыковки с другими видами транспорта.

Очень важными в этой связи становятся работы по созданию корпоративного информационного Web-портала, а вслед за этим переход к электронному ведению бизнеса. В частности, через Интернет в дальнейшем можно будет оформлять заказы на грузовые перевозки, продавать пассажирские билеты, получать всю необходимую информацию по пассажирским и грузовым перевозкам и т. д.

"Разработка и реализация проекта, масштабы которого настолько грандиозны, если учесть широту географического охвата и решаемые им задачи, стали для нашей компании своего рода испытанием, несмотря на определенный опыт, который мы приобрели за время своего существования, - говорит Юрий Игошин, директор компании "Микротест". - Этот опыт позволил нам создать сеть передачи данных, техническую поддержку которой мы будем осуществлять в течение всего жизненного цикла, с возможностями расширения и дальнейшего развития, что входит в наши ближайшие планы".

Министерство путей сообщения РФ
http://www.mps.ru
Сегодня МПС - это протяженная система железнодорожных путей (в 1998 году она составила 86,2 тыс. км), а также грузовые и пассажирские составы, станции и ремонтно-строительные и производственные предприятия, учебные и медицинские учреждения, вычислительные центры. Количество предприятий в системе МПС превышает 5000, а общая численность персонала - более 1,5 млн. человек. Сегодня МПС обеспечивает в России перевозку 80% грузов и 50% пассажиров.