Авиакомпания «Сибирь» после присоединения «Внуковских авиалиний» стала второй по величине авиакомпанией в стране после «Аэрофлота». За январь-май 2001 года «Сибирь» перевезла почти 390 тыс. пассажиров (на 60% больше, чем за аналогичный период прошлого года). Объем перевезенных грузов вырос на 26% и составил 4080 тонн. Авиакомпания выполнила 3572 рейса, что на 29% больше, чем за те же пять месяцев 2000 года. А с учетом коммерческой деятельности авиакомпании «Внуковские авиалинии» основные производственные показатели компании за первые пять месяцев 2001 года выглядят так: количество выполненных рейсов - 4433; перевезено около 465 тыс. пассажиров и 4508 тонн грузов.

Авиакомпания была создана в мае 1992 года на базе Толмачевского объединенного авиаотряда в городе Обь - спутнике Новосибирска. Аэропорт "Толмачево", где базируется «Сибирь», - это крупный транспортный узел на пути из Европы в Азию и пятый по объемам перевозок аэропорт в России. Крупная база авиакомпании расположена также в аэропорту «Внуково» (Москва). Третий узловой центр «Сибири» создан в Иркутске.

Авиакомпания выполняет регулярные полеты более чем в 20 городов России, страны СНГ (Азербайджан, Армению, Узбекистан), в Германию, Израиль, Китай, ОАЭ и Южную Корею. Летнее расписание 2001 года насчитывает около 200 рейсов в неделю, в том числе 40 международных, в 38 пунктов назначения. Организованы трансферные стыковки рейсов как на внутрироссийских, так и на зарубежных направлениях.

Парк воздушных судов «Сибири» включает несколько десятков магистральных лайнеров Ил-86, Ту-154Б/М и Ту-204. В состав авиакомпании входит также крупный авиационно-технический комплекс с ангаром площадью более 10 тыс. кв. м, один из крупнейших в гражданской авиации России. АТК сертифицирован для проведения всех видов оперативного и периодического обслуживания самолетов Ту-154Б, Ту-154М, Ил-86 и для большинства видов ТО самолета Ту-204.

Компания активно развивает и расширяет сеть филиалов и представительств как в России, так и за рубежом. Ее филиалы действуют в Москве, Иркутске, Кемерове, Барнауле и Томске, собственные представительства открыты в Санкт-Петербурге, Пекине, Франкфурте-на-Майне и других городах, куда «Сибирь» выполняет рейсы. Компания имеет собственное туристическое агентство, открытое в 1994 году, также с филиалами в ряде городов России.

С начала 2001 года идет процесс интеграции авиакомпаний «Сибирь» и «Внуковские авиалинии». В апреле и мае 2001 года в обоих акционерных обществах прошли внеочередные собрания акционеров, на которых было принято решение о присоединении ОАО «Внуковские авиалинии» к ОАО "Авиакомпания «Сибирь». Согласно требованиям Федерального Закона «Об акционерных обществах» весь процесс слияния авиакомпаний может занять около года. Сейчас между двумя авиаперевозчиками подписан ряд коммерческих соглашений, согласно которым «Сибирь» полностью занимается организацией и коммерческим обеспечением рейсов «Внуковских авиалиний». Кроме того, в мае 2001 года авиакомпании «Сибирь» и «Внуковские авиалинии» получили разрешение Министерства транспорта РФ на совместное использование самолетного парка обоих перевозчиков.

Учитывая сложность структуры компании и разнообразие стоящих перед ней задач, одним из интереснейших вопросов становится организация ее корпоративной вычислительной сети, а также работа и задачи подразделения, обслуживающего эту сеть.

Первейшая задача компьютерной сети компании - обеспечить эффективную работу программного комплекса ASIA (автоматизированная система «Центр расчетов авиакомпании», разработан фирмой «Гиперсофт», http://www.hypersoft.ru), при помощи которого осуществляется производственный учет (учет доходов от авиаперевозок, расходов по обслуживанию воздушных судов, предоставление различной аналитической информации).

Следующая задача - обеспечить представительствам, филиалам и агентам достоверную информацию о наличии свободных мест, существующих скидках, ценах, возможности бронирования и покупки билетов. Очень важны скорость и надежность передачи и обработки такой информации - ведь в конце концов от количества проданных авиабилетов зависит доход авиакомпании.

Кроме того, корпоративную сеть активно используют практически все подразделения и структуры (складской учет, бухгалтерия, отделы рекламы, маркетинга и т.д.).

Вместе с тем, как и в любой крупной компании, остро стоит вопрос безопасности информации и сети в целом.

Профиль клиента

Компания:
Авиакомпания «Сибирь»

Местонахождение:
Новосибирск (центральный офис); филиалы и представительства в городах России и зарубежья

Число сотрудников:
более 3000

Руководители:
Алексей Зайцев, руководитель директората информационных технологий

Проблема:
Развитие корпоративной сети

Экскурс в историю

На начало 1999 года сеть компании состояла из локальной сети в главном офисе в городе Обь, расположенном рядом с Новосибирском, и локальной сети в центре Новосибирска, соединенных между собой низкоскоростной линией связи.

Общее количество компьютеров в головном офисе достигало 180, информационные системы поддерживались семью серверами. В то же время имели место частые перебои в работе информационных систем, низка была эффективность работы каналов локальной вычислительной сети.

К маю 1999 года удалось добиться практически бесперебойной работы системы. Была проведена ревизия используемого оборудования, замена вышедшего из строя, модернизация систем хранения информации и настройка коммуникационного оборудования. Дополнительно были приобретены два надежных сервера и реализованы отказоустойчивые технические решения в конфигурации дисковых массивов имеющихся серверов.

Другой необходимой задачей было и остается увеличение числа пультов автоматизированных систем бронирования (АСБ) авиабилетов. Пульты подключаются к системам АСБ Gabriel и «Сирена» (внутренние рейсы в основном обслуживаются отечественной АСБ «Сирена», а внешние - международной АСБ Gabriel). Каждое независимое подключение оборачивалось немалыми затратами на аренду линии связи и трафик. Чтобы уменьшить число подключений к АСБ, было принято решение о развитии собственной универсальной вычислительной сети, обеспечивающей доступ всех подразделений компании к информационным ресурсам, включая АСБ.

Первым результатом такого подхода стало объединение в единую локальную сеть головного офиса с офисами и агентствами по продаже авиабилетов в Новосибирске и подключение офиса в Томске.

При помощи собственной оригинальной разработки было организовано подключение пультов системы бронирования Gabriel к единой точке подключения к SITA в г. Обь через локальную сеть компании и Интернет. SITA (Societe Internationale de Telecommunications Aeronautiques, Международное общество авиационной электросвязи, http://www.sita.int) - это международная организация, предоставляющая телекоммуникационные услуги авиаперевозчикам, их агентам и туристическим агентствам. В число предлагаемых ею систем входит и АСБ Gabriel.

Дальнейшим шагом в развитии компании стало объединение офисов в регионах с вычислительной сетью компании в Новосибирске средствами российских публичных сетей передачи данных. В качестве основной технологии связи сетей офисов была выбрана технология Frame Relay, отличающаяся повышенной надежностью и защищенностью. Таким образом, обеспечивается доступ региональных подразделений к системам бронирования, электронного документооборота, электронной почты и другим информационным ресурсам компании. В свою очередь, подключение пультов АСБ к региональным подразделениям существенно уменьшает их стоимость.

По итогам тендера было закуплено необходимое телекоммуникационное оборудование (в основном компании Cisco) и каналы связи. Результатом реализации проекта стало объединение в единую сеть офисов компании в Новосибирске, Кемерове, Томске, Москве и Внукове, открытие офисов по продаже билетов в Кемерове, Барнауле, Внукове.

Накопленный к сегодняшнему дню опыт эксплуатации созданной сети позволяет говорить о высокой эффективности и надежности выбранного технического решения.

Следующим этапом стал поиск путей снижения затрат на услуги SITA, которые составляли 0,5 млн. долл. и более в год. Затраты на функционирование одного пульта Gabriel доходили до 800 долл. в месяц.

Для решения данной проблемы были определены два пути. В Германии и других странах зарубежья основную долю затрат составляла плата за аренду выделенных линий связи и оборудования. В целях снижения затрат наиболее выгодно было перейти на использование существующих публичных каналов передачи данных, таких как ISDN.

В России же основную долю затрат составляла плата за трафик и подключения к SITA. Поэтому здесь было решено уменьшить число подключений к SITA за счет развития собственной телекоммуникационной сети. В результате проведенных совещаний со специалистами SITA в Женеве был предложен, а затем и успешно реализован проект подключения, учитывающий требования авиакомпании, суть которого заключалась в организации единой точки подключения к SITA. На территории центра контроля SITA во Франкфурте (Германия) был установлен персональный сервер доступа авиакомпании «Сибирь», соединенный с вычислительной сетью компании в московском офисе, а через него с агентами компании. При этом не только обеспечивается подключение всех агентов компании к сервисам SITA, но и образуется единая континентальная сеть авиакомпании, охватывающая все ее офисы продаж и позволяющая задействовать в любой точке все информационные ресурсы компании.

Реализация этих решений позволила снизить затраты на функционирование пультов в среднем приблизительно с 600 до 100 долл. в месяц в Германии и России.

Сегодняшний день

Авиакомпания «Сибирь» сегодня - это достаточно большая, территориально распределенная организация с общим числом сотрудников более 3000 человек, имеющая пять филиалов и десятки представительств в городах России и за рубежом.

Информационная система компании включает более 1000 компьютеров, из них в центральном офисе находится примерно половина. Обслуживанием всей вычислительной техники и средств связи занимается директорат информационных технологий во главе с Алексеем Алексеевичем Зайцевым. Всего в подразделении занято более 70 сотрудников.

Центральный офис

Главный офис компании расположен в центре города Новосибирска. При создании в нем локальной сети был применен вполне обычный, но тем не менее недостаточно широко используемый метод. Во многих больших организациях по сей день можно видеть свисающие по стенам грозди витой пары, натыканные по всему зданию концентраторы и коммутаторы. Поиск неисправностей при такой организации сети зачастую занимает массу времени; ситуация может еще усугубляться тем, что из-за повышенных требований к безопасности в помещении есть охрана и запираемые комнаты либо этажи, где как раз и может размещаться отказавшее сетевое оборудование.

В случае центрального офиса «Сибири» все гораздо цивилизованнее. На основании тендера проектированием и монтажом сети занималась известная новосибирская фирма. На результаты приятно посмотреть: у каждого рабочего места установлена розетка с двумя гнездами, одно - для подключения компьютера к сети, другое - для телефона. Все провода от розеток сходятся в серверной комнате, где осуществляется их коммутация с офисной АТС и коммутаторами локальной вычислительной сети. Практически все провода внутри здания аккуратно упакованы в короба.

Такой подход имеет сразу несколько преимуществ.

  • Благодаря жесткой фиксации проводов от розетки до серверной комнаты минимизированы проблемы, связанные с перетиранием, случайным обрывом и другими неприятностями, которые могут случиться с проводами, находящимися рядом с рабочим местом. При возникновении проблем просто заменяется соединительный кабель между розеткой и компьютером либо меняется короткий телефонный провод.
  • Использование в розетках двух универсальных гнезд, которые могут выступать и как телефонные, и как сетевые, а также одинаковых соединительных проводов от гнезд розетки до серверной комнаты, позволяет даже в случае повреждения «сетевого» провода оперативно возобновить работу, переключив «телефонный» провод от АТС к коммутатору и подключив компьютерный кабель к гнезду, к которому раньше был подключен телефон. Телефоном в этом случае, понятно, придется пожертвовать.
  • Фактически вся сеть сосредоточена в одной комнате, и ее переконфигурация либо поиск неисправностей требует очень незначительных ресурсов.
  • Кроме того, в той же «серверной» комнате находятся собственно серверы. Перечислим некоторые из них:

  • сервер системы ASIA (обеспечивает учет доходов от авиаперевозок и учет расходов на обслуживание воздушных судов);
  • сервер управления базами данных программного комплекса «Экономика рейса» (в его задачу входит планирование и оперативная оценка экономической эффективности основной производственной деятельности);
  • сервер системы Gabriel (обеспечивает агентам авиакомпании доступ к системе бронирования Gabriel);
  • сервер бухгалтерской системы «Галактика»;
  • сервер доступа к юридическим справочным системам;
  • сервер управления корпоративной сетью авиакомпании;
  • сервер документооборота;
  • Terminal-сервер (обеспечивает доступ к информационным системам по низкоскоростным каналам связи);
  • сервер безопасности (обеспечивает защиту корпоративной сети от попыток несанкционированного доступа).

Конфигурации серверов самые различные, от стареньких brandname Dell и Compaq на базе Pentium 120-133 МГц до достаточно современных систем на основе Pentium III 600 МГц и Pentium II 450 МГц (с 256 Мбайт памяти и жесткими дисками порядка 30 Гбайт).

Филиалы и представительства

Еще один достаточно большой офис авиакомпании, бывший головной, находится в г. Обь на территории аэропорта «Толмачево». В нем используется более 150 компьютеров. Остальные компьютеры работают в филиалах и представительствах по России и другим странам мира.

Все филиалы и представительства объединены в единую информационную сеть, использующую как собственные (арендованные), так и публичные линии связи, продублированные в целях повышения надежности. Практически везде при построении сети используется оборудование производства Cisco Systems.

Системы бронирования

Важная задача - подключение независимых и агентских пультов бронирования и продаж авиабилетов к существующим «площадкам», т.е. представительствам в разных городах. Благодаря собственной развитой корпоративной сети подключать пульты бронирования и продаж авиабилетов становится очень выгодно: так, абонентская плата за использование пульта авиакомпании «Сибирь» составляет минимум 10 долл. в месяц за экран «Сирены» и минимум 60 долл. за набор экранов «Сирена» и Gabriel.

Подключение может осуществляться как посредством Интернета, так и с помощью выделенных каналов связи с представительствами авиакомпании или через цифровые каналы передачи данных (ISDN). Конкретный вариант и условия подключения прорабатываются специалистами компании на месте.

Специалистами авиакомпании разработан пульт Uniterm 1.0. По сравнению с другими пультами он работает быстрее и требует меньше ресурсов компьютера, а также позволяет работать с несколькими экранами «Сирены» разных ЦБА и с несколькими экранами Gabriel разных авиакомпаний одновременно, видеть справочную информацию, делать запрос и в то же время создавать бронь. Автоматически (через Интернет) обновляются версии программы.

Новейшее направление деятельности - продажа авиабилетов через Интернет (сайт http://www.biletplus.ru). Поддерживается оплата заказа через Интернет с помощью пластиковых карт Visa и MasterCard. На сайте можно ознакомиться с расписанием и наличием свободных мест на данный рейс на текущий момент.

Учебный центр

В условиях конкуренции и развития рыночных отношений постоянно повышаются требования к кассирам, осуществляющим продажи и бронирование авиаперевозок. Возникла необходимость в подготовке кадров, чтобы работать в соответствии с мировыми требованиями.

Летом 2000 года авиакомпания «Сибирь» создала фонд «Сибирский учебный центр развития авиационного бизнеса». Это первый учебный центр за Уралом, проводящий обучение кассиров работе с системами «Сирена» и Gabriel и выдающий сертификаты российского образца. Центр находится в отдельном здании, оборудован компьютерным классом, мультимедиа-проектором. Помимо собственных агентов «Сибири» в центре могут пройти обучение и все желающие.

День завтрашний

Авиакомпания «Сибирь» быстро развивается, поэтому постоянно возникают всевозможные задачи, которые приходится решать директорату информационных технологий.

Прежде всего эти задачи связаны с увеличением числа представительств компании в различных городах. Такие представительства служат «площадками» для подключения пультов бронирования авиабилетов.

С начала 2001 года идет процесс интеграции авиакомпаний «Сибирь» и «Внуковские авиалинии». Сейчас по соглашению между двумя авиаперевозчиками «Сибирь» полностью взяла на себя организацию и коммерческое обеспечение рейсов «Внуковских авиалиний» (продажу билетов, управление ресурсом мест и расписанием, оплату прямых расходов и т.д.). Таким образом, перед директоратом ИТ встала задача реорганизации сети «Внуковских авиалиний», где активно использовались компьютеры на базе процессоров Intel 386 и коаксиальные сети.

Еще одно направление, которым предстоит вплотную заниматься, - это снижение затрат на междугородную телефонную связь путем использования имеющихся у компании собственных каналов связи.

Авиакомпания «Сибирь»
http://www.s7.ru
ОАО «Авиакомпания Сибирь» было образовано в мае 1992 года на базе Толмачевского объединенного авиаотряда в городе Обь вблизи Новосибирска. Основной вид деятельности авиакомпании - регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки. "Сибирь" выполняет регулярные полеты более чем в 20 городов России, страны СНГ (Азербайджан, Армению и Узбекистан), на международных линиях - в Германию, Израиль, Китай, ОАЭ и Южную Корею, а также чартерные рейсы.

За 2000 год «Сибирь» перевезла более 830 тыс. пассажиров (на 12% больше, чем в предыдущем году) и 9 тыс. тонн груза и почты. По объемам пассажирских перевозок в 2000 году «Сибирь» вошла в тройку крупнейших российских авиаперевозчиков.

Парк воздушных судов «Сибири» включает несколько десятков магистральных лайнеров Ил-86, Ту-154Б/М и Ту-204. В состав авиакомпании входит также крупный авиационно-технический комплекс с ангаром площадью более 10 тыс. кв. м.

На сегодня у компании насчитывается 5 филиалов и около 20 представительств. Филиалы авиакомпании действуют в Москве, Иркутске, Кемерове, Барнауле и Томске, собственные представительства открыты в Санкт-Петербурге, Пекине, Франкфурте-на-Майне и других городах, куда «Сибирь» выполняет рейсы. Компания имеет собственное туристическое агентство, открытое в 1994 году, также с филиалами в ряде городов России.

В апреле и мае 2001 года на внеочередных собраниях акционеров было принято решение о присоединении ОАО «Внуковские авиалинии» к ОАО "Авиакомпания «Сибирь». В мае 2001 года авиакомпании «Сибирь» и «Внуковские авиалинии» получили разрешение Министерства транспорта РФ на совместное использование самолетного парка обоих перевозчиков.