Enterprise Partner уже затрагивал эту тему в публикации "Создание электронного рынка металлов в России", Enterprise Partner №3'2001. - Прим. ред.

Учитывая, как богата Россия полезными ископаемыми и, в частности, металлическими рудами, производство и торговля металлопродукцией всегда было и остается одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Создававшиеся в России начиная с XIX века крупные промышленные предприятия до сих пор, несмотря на кризисы, потребляют значительную долю производимой металлопродукции. Поэтому Россия не только остается одним из лидеров по экспорту различного рода металлов, но и имеет достаточно большой внутренний рынок. Платежеспособный спрос на нем растет, а налаженные связи между металлопроизводителями и металлоторговцами внутри России отсутствуют. Как следствие, у потенциальных потребителей нет информации о поставщиках той или иной металлопродукции.

Сейчас только 20% предприятий оценивают эффективность деятельности своих служб продаж на отечественном рынке как удовлетворительную. Для сохранения конкурентоспособности участники рынка металлоторговли пытаются найти новые способы активизации товарооборота или модернизировать старые. Учитывая бурное развитие Интернет-технологий, одним из механизмов повышения конкурентоспособности может стать ИТИС - информационно-торговая Интернет-система.

Электронные торговые системы уже стали привычными в разных областях (товарные, валютные и фондовые биржи, банковские системы, потребительский рынок и т.п.). Однако в металлургии электронная торговля развивается не столь быстрыми темпами, как в других областях. Отставание связано с тем, что этот рынок весьма постоянен, список производителей металлопродукции практически не меняется, а состав основных трейдеров меняется мало. На сегодня через Интернет продается менее 2% мирового объема продукции черной металлургии. Тем не менее, по оценкам западных аналитиков, к 2005 году более 40% общего объема продаж в металлургической отрасли, включая цветные металлы, будет реализовываться через Сеть. Это значит, что электронных сделок на металлургическом рынке будет заключаться более чем на 100 млрд. долл. в год.

Мировые лидеры в области производства и потребления металлопродукции ( страны Азиатско-Тихоокеанского региона - уже поняли преимущества электронных бирж. В этом регионе активнее всего развивается Интернет-торговля металлопродукцией.

В российской металлургической отрасли на сегодня основная тенденция в сфере Интернета - это создание производителями и крупными трейдерами собственных Интернет-страничек с краткой информацией о себе, прайс-листом и указанием контактных телефонов и электронных почтовых ящиков. Эти странички сами по себе не способствуют Интернет-торговле, будучи лишь дополнительным рекламным каналом для компании. Но такая тенденция формирует положительное отношение сначала к информации из Интернета, а затем и к Интернет-бизнесу.

За дело берется РАМТ

Недостаточная активность внутрироссийского рынка металлоторговли в конце 1999 года озаботила Российскую ассоциацию металлоторговцев (РАМТ), объединяющую крупнейших трейдеров и производителей металлопродукции. Понимая, что без использования инструментов так называемой "новой экономики" невозможно развивать рынок, Ассоциация приняла решение рассмотреть вариант создания полноценной информационно-торговой Интернет-системы. Целью ее создания должно было стать объединение множества производителей, поставщиков и потребителей металлопродукции и упорядочение взаимоотношений между ними.

Профиль клиента

Компания:
ЗАО "Металком.Ру"

Местонахождение:
Москва

Руководители:
Олег Нагаев, генеральный директор

Проблема:
Создание электронной торговой площадки для торговли металлопродукцией

Профиль партнера

Компания:
"АНД Проджект"

Местонахождение:
Санкт-Петербург

Руководитель:
Алексей Колин, начальник отдела Интернет-технологий

Решение:
Разработка портала Metalcom.ru с учетом специфики отрасли

К моменту принятия решения уже было известно о подобных планах других групп участников рынка металлоторговли. Но даже сегодня, когда не только РАМТ, но и другие организации и объединения создали свои торговые системы, ясно, что их возможностей не хватает для удовлетворения потребностей многочисленных участников российского рынка металлов, и появление новой системы должно только улучшить ситуацию.

В начале 2000 года рабочая группа из представителей крупнейших трейдеров начала активные поиски подрядчика для создания Web-решений. Был организован тендер, который в апреле 2000 года выиграла петербургская компания "АНД Проджект". Помимо того, что она обладала необходимым инструментарием, оборудованием и специалистами, только эта компания предложила рассматривать работу как инвестиционный проект, перед вложением денег в который необходимо провести предпроектную подготовку, включая разработку бизнес-плана (его тоже предлагалось подготовить силами компании "АНД Проджект").

По словам генерального директора ЗАО "Металком.Ру" Олега Нагаева, "компания "АНД Проджект" была выбрана потому, что только она смогла предложить комплексное решение, включая консалтинговые услуги, разработку системы электронной коммерции под наши потребности и долговременную поддержку всего комплекса".

"АНД Проджект"
http://www.andproject.spb.ru
Компания создана в 1997 году на базе сетевого подразделения компьютерного холдинга "Аякс". Вначале "АНД Проджект" занималась поставкой сетевых решений и созданием вычислительных сетей масштаба предприятия, имея партнерские статусы компаний 3Com, Cisco Systems, Compaq, Hewlett Packard, Microsoft, Novell. В 1999 году начала работу с системами управления датской фирмы Damgaard (теперь Navision). Тогда же начата разработка собственного продукта SiTex - средства создания и управления Web-ориентированными бизнес-приложениями. К 2001 году "АНД Проджект" полностью переориентировалась на рынок разработки интеллектуальных решений для предприятий; сегодня основные направления ее деятельности - внедрение информационной системы Navision Axapta; разработка, продвижение и внедрение системы SiTex; консультирование российских предприятий в области ИТ; разработка программных продуктов под заказ. Компания имеет сертификат Navision Axapta Business Partner 2001 и PIP-соглашение с Microsoft, позволяющее включать продукты корпорации в состав собственных продуктов.

Как устроен портал

"Металком.Ру - это B2B-портал российского рынка металлов, - рассказывает начальник отдела Интернет-технологий компании "АНД Проджект" Алексей Колин. - Его задача состоит в объединении множества поставщиков, дистрибьюторов и потребителей металлопродукции и в формировании взаимоотношений между ними. Портал состоит из двух частей: торговой системы и информационно-аналитического раздела. Информационно-аналитический раздел обеспечивает информационную поддержку участников рынка металлов, причем ключевая оперативная информация доступна всем посетителям сайта. Торговая система поддерживает несколько видов организации торгов: "многие ко многим" (по структурированному Каталогу товаров), "многие к одному" (Аукцион) и "один ко многим" (Тендер), что позволяет мере учесть различные интересы участников рынка металлов".

Торги по принципу "многие ко многим" организуются через размещенный в системе и постоянно обновляемый Каталог товаров. Он представляет собой упорядоченную информацию о предлагаемой металлопродукции. В каталоге указываются следующие параметры: наименование товара и его физико-технические характеристики; отрасль применения; минимальный и максимальный (либо конкретный) размер поставки; цена; условия доставки; регион нахождения продукции или возможные регионы поставки и т.п. По этим параметрам потребитель выбирает необходимую ему продукцию. Доступ к Каталогу имеют все категории покупателей, зарегистрировавшиеся в системе.

Торговля типа "многие к одному" (Аукцион) - это растянутые во времени торги, на которых поставщик выбирает лучшего покупателя. Поставщик передает оператору системы необходимую информацию об аукционе и требования к участникам. Между системой и поставщиком заключается договор комиссии по продаже продукции. Оператор размещает на сайте информацию и форму, которую необходимо заполнить для участия в аукционе, и принимает заявки. Известно, что у российских металлопроизводителей поставки на внутренний рынок идут по остаточному принципу (т.е. то, что осталось от экспорта). Так что эта форма организации торгов представляет ценность именно для производителей, поскольку система сможет предложить им на внутреннем рынке лучшего покупателя (или несколько покупателей).

Торги по принципу "один ко многим" (тендер) представляют собой "аукцион наоборот" - покупатель металлопродукции выбирает лучшего поставщика в течение определенного отрезка времени. Для этого покупатель передает оператору системы необходимую информацию о тендере и требования к участникам. Между покупателем и системой заключается договор комиссии, затем оператор системы размещает информацию и форму для участия в тендере на сайте и принимает заявки. Такая форма организации торгов представляет интерес для крупных покупателей, которым система сможет предложить лучшего поставщика.

В состав информационно-аналитического раздела Metalcom.ru входят следующие подразделы:

  • новости системы;
  • новости отечественного и мирового рынка металлоторговли;
  • биржевые курсы валюты и цен на металлы на Лондонской бирже;
  • краткие справки о производителях металлопродукции и металлоторговцах;
  • подробная информация о производителях металлопродукции и металлоторговцах;
  • независимый рейтинг отечественных металлоторговцев;
  • профильные выставки и семинары в России и за рубежом;
  • ГОСТы и международные стандарты в области металлургии;
  • способы и виды российской и международной сертификации, перечень соответствующих стандартов ISO, методики TQM (всеобщее управление качеством);
  • статистика металлургической отрасли и потребляющих металлопродукцию отраслей;
  • анализ состояния и развития отечественного рынка металлов с прогнозами (ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный);
  • анализ состояния и развития мирового рынка металлов с прогнозами (ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный);
  • макроэкономические отчеты и анализ развития экономики России и мира;
  • специальные заказные исследования;
  • "черный список", включающий информацию о недобросовестных участниках системы.

Система "Металком" построена на разработанной компанией "АНД Проджект" B2B платформе электронной коммерции. Она может работать в различных программных средах, в том числе под управлением Microsoft Windows и Linux. Система позволяет создавать до 128 зеркальных серверов. Встроенные средства управления контентом дают возможность создавать и редактировать содержание информационной части портала, не прибегая к специальных языкам программирования. Встроенная подсистема безопасности позволяет гибко определять группы пользователей и назначать им права доступа. Для защиты передачи данных используется шифрованный канал и механизмы электронно-цифровой подписи.

Портал Metalcom.ru изначально проектировался как рабочий инструмент для большого числа участников российского рынка металлов, поэтому архитектура системы выбиралась исходя из следующих критериев:

  • Производительность. Портал должен обеспечить возможность получать всю необходимую информацию и совершать бизнес-транзакции большому числу участников.
  • Надежность. Программное и аппаратное обеспечение системы должно обеспечивать такой уровень надежности системы, при котором время ее восстановления после отказа не превышает 60 мин, а совокупный простой не превышает 8 часов в год, включая время необходимого технического обслуживания.
  • Экономичность. Стоимость системы должна быть минимальной в классе систем, обеспечивающих выполнение требований к производительности и надежности.
  • Масштабируемость. Архитектура системы должна допускать ее расширение путем добавления новых процессоров, увеличения объема оперативной памяти и дискового пространства.

Исходя из этих требований, для поддержки работы портала было выбрано оборудование Compaq Computer, хорошо подходящее для центров обработки данных. Два сервера Compaq ProLiant DL380 на базе процессоров Intel Pentium III 733 МГц работают под управлением ОС Microsoft Windows 2000 Server. На одном из серверов работают в активном режиме Web-сервер Microsoft Internet Information Server 5.0 и сервер приложений Allaire ColdFusion 4.5. На этом же сервере в пассивном режиме работает Microsoft SQL Server 7.0. Второй сервер - дублирующий, на нем в активном режиме функционирует только SQL-сервер. Запросы клиентов обрабатывает первый (активный) сервер. В случае выхода из строя одного из серверов работающие на нем сервисы активизируются на другом. Таким образом реализована схема повышения защиты от сбоев.

Ход проекта

В июне 2000 года компания "АНД Проджект" представила РАМТ бизнес-план проекта. В это же время была зарегистрирована управляющая проектом компания ЗАО "Металком.Ру". С июня по август 2000 года, на основании бизнес-плана, "АНД Проджект" разработала и согласовала с РАМТ техническое задание на проект, а к середине октября 2000 года был полностью закончен этап разработки системы, включая разработку бизнес-логики и дизайна системы, поставку оборудования и установку системы для предварительного тестирования.

В рамках тестового режима информационно-торговой Интернет-системы Metalcom.ru (http://www.metalcom.ru) 17 октября 2000 года прошла первая сделка купли-продажи металлопроката между компаниями "Ландиа-М" (http://www.landia.ru) и "Петрометалл" (http://www.petrometall.sp.ru).

На съезде Российской ассоциации металлоторговцев в Петербурге 22 октября 2000 года система была сдана в промышленную эксплуатацию, и одновременно были согласованы планы развития проекта между "АНД Проджект", ЗАО "Металком.Ру" и РАМТ.

Результаты

Генеральный директор ЗАО "Металком.Ру" Олег Нагаев подвел предварительные итоги нескольких месяцев работы портала следующим образом: "Торговля в рамках системы позволяет существенно сократить сроки сделки в сравнении с традиционными методами торговли; обеспечить своевременность поставки и оплаты, возможность максимального выбора среди альтернативных вариантов; упростить процедуру оформления заказа на продукцию. В частности, только за неделю, с 22 по 26 января текущего года, через информационно-иорговую Интернет-систему Metalcom.ru было cовершено 10 сделок между ЗАО "Ландиа-М" и ООО "Петрометалл" на покупку 395 тонн горячекатаного листа. Участники системы намерены и в дальнейшем использовать портал для проведения сделок по купле-продаже металлопроката. Объем сделки был самым крупным за все время с начала использования систем В2В в России".

По мнению специалистов "АНД Проджект" и РАМТ, несмотря на то, что в России существует несколько сайтов, посвященных металлоторговле, до сих пор не было информационного ресурса, который учитывал бы интересы всех участников рынка металлов - от металлургических предприятий до организаций - потребителей металлопродукции.

Организаторы рассчитывают, что Metalcom.ru станет электронной энциклопедией современной металлургии, каталогом всей металлопродукции и средством проведения оптимальных сделок, которое поможет усилить конкурентоспособность на рынке металлургической продукции.

ЗАО "Металком.Ру"
http://www.metalcom.ru
Инициаторами создания информационно-торговой Интернет-системы Metalcom.ru. выступили крупнейшие компании, входящие в Российскую Ассоциацию Металлоторговцев (РАМТ), основываясь на результатах проведенных маркетинговых исследований и анализе сложившейся ситуации на рынке металлоторговли.