Оперативность получения и обработки информации и быстрая реакция на результаты этой обработки всегда была одним из важнейших факторов успешности бизнеса. Чтобы обеспечить себе этот «фактор успеха», производственные предприятия прибегают к различным современным технологиям. На колбасном заводе «Коломенский» ускорить процессы документооборота и платежей, а также процедуры отгрузки продукции позволило внедрение популярного решения «последней мили» — беспроводного доступа.

Коломенский колбасный завод — не гигант индустрии, по объемам продукции ему далеко до Останкинского или Микояновского комбинатов— всего-то 27 тонн изделий в сутки. А вот в популярности его продукции не откажешь. И дело тут совсем не в рекламе, а в качестве колбасы и копченостей, да еще в активности его работников, которые стараются быстро и в срок поставлять все производимые заводом «вкусности» в торговые предприятия столицы.

Изначально колбасный завод «Коломенский» (КЗК) строился как так называемый пятитонник, т. е. предприятие, производящее 5 тонн колбасных изделий в сутки. Однако впоследствии за счет дооснащения производства, введения трехсменного графика работы и круглосуточной отгрузки объем продукции удалось довести до 27 тонн в сутки.

Расширить и качественно изменить предприятие позволили не только новейшее оборудование и современная организация труда, но и использование информационных технологий. Именно поэтому одну из ведущих ролей играет на заводе отдел ИТ.

Профиль клиента

Компания:
ЗАО колбасный завод «Коломенский»

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Дмитрий Кунакаев, начальник отдела ИТ

Проблема:
Необходимость оперативной связи с внешними клиентами и доступа в Интернет

Профиль партнера

Компания:
ArtCommunications

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Виктор Максимов, коммерческий директор

Решение:
Организация канала беспроводного доступа («последней мили») в беспроводную сеть передачи данных и доступа в Интернет компании ArtCommunications

Требуется общение с внешним миром

Рассказывает Дмитрий Кунакаев, начальник отдела информационных технологий колбасного завода «Коломенский».

«Организация документооборота по безбумажной технологии внутри предприятия была решена нашим отделом достаточно давно: заводская локальная сеть включает 45 ПК. Сеть работает под управлением ОС Microsoft Windows NT и защищена от внешних угроз собственным брандмауэром.

Каждое подразделение использует собственный набор необходимого ему ПО, а обмен документами происходит по внутренней системе электронной почты. Для обеспечения работы удаленных участков нашей локальной сети — весовых терминалов отгрузки — необходимы дублирующие каналы связи, т. е. резервная сеть, которая организована полностью автономно и замыкается на собственном, не связанном с основной сетью сервере. Все это продиктовано технологическим процессом: документы об отгрузке оперативно заносятся диспетчером в базу данных, откуда считываются оператором на «весовых»; он же помечает в базе их исполнение — простой на терминале недопустим.

Однако общение с внешним миром долгое время продолжалось по традиционной «бумажно-телефонной» схеме: документы передавались по факсу, а заявки на поставку продукции поступали диспетчеру по телефону. Сначала проблему пытались решить с помощью модемов. Но пропускной способности телефонных линий для решения производственных задач явно не хватало, особенно учитывая качество работы районной АТС и каналов связи: «прозвониться» через модем удавалось не более двух раз за рабочий день. К тому же, кроме использования обычной электронной почты, сотрудникам бухгалтерии было необходимо осуществлять платежи с помощью системы «Клиент-банк», которая по сути использует механизмы обмена трафиком через Интернет. А для этого требовалось «закрытие трафика» и скоростной режим связи. К сожалению, оперативно использовать эту систему при работе через модемы было невозможно.

Помимо текущих проблем были и нерешенные стратегические задачи. Сегодня для развития предприятия очень важен свободный доступ в Интернет и в первую очередь собственный сайт, представляющий спектр продукции, цены, услуги по доставке и т. п. Такое «окно в мир» становится необходимым маркетинговым механизмом в условиях жесткой конкуренции, тем более на таком «тесном» рынке, как производство колбасных изделий. О том, чтобы решить эту задачу, имея только обычную модемную связь, не могло быть и речи».

«Телефонные» проблемы понятны многим, поэтому откровенный ответ Дмитрия Кунакаева на вопрос, что же стало определяющим при принятии решения о внедрении новой технологии связи, не вызвал удивления: «Низкое качество телефонных каналов в Москве».

При выборе способа «расширения» внешних каналов доступа технические специалисты КЗК решили воспользоваться опытом коллег. Сначала они попросили технический персонал отделения банка, размещенного по соседству, оценить качество выделенной линии, используемой этим банком. Результат оказался неутешительным: работать, конечно, можно, это все-таки не обычная модемная связь, но АТС-то осталась та же самая, да и провода те же.

Затем сотрудники отдела ИТ обратились к коллегам с мясоперерабатывающего комбината «ТАМП»: их рекомендации и успешная эксплуатация установленного на «ТАМП» около двух лет назад канала беспроводного доступа в сеть ArtCommunications стали определяющими. Конечно, можно было бы использовать волоконно-оптическую связь, но такое решение намного дороже, и, по мнению Дмитрия Кунакаева, затраты на него явно не соответствовали поставленной задаче: обеспечить простую и надежную внешнюю связь для подразделений предприятия. Кроме того, кабель, проложенный на территории завода (которая относится к так называемым технически-напряженным), может легко пострадать в результате любых ремонтных работ, а значит, вероятность высокой надежности такой связи существенно снижается за счет «фактора ремонтной неопределенности».

ArtCommunications
http://www.artcoms.ru
Компания образована в 1995 году. Виды деятельности: оператор радиосети доступа в Интернет, построение беспроводных корпоративных сетей передачи данных и каналов радиодоступа, в том числе и к собственной сети передачи данных и доступа в Интернет. Число сотрудников — более 30.

Радиосеть ArtCommunications имеет сотовую структуру, базирующуюся более чем на 30 базовых станциях. Зона охвата позволяет подключать к ней абонентов на территории Москвы и ближнего Подмосковья (60 км от Московской кольцевой автодороги). Сеть построена на оборудовании типа RadioEthernet стандарта 802.11b и имеет шлюзы с несколькими Интернет-провайдерами и поставщиками услуг IP-телефонии, среди которых «Демос», «Релком», «Зенон Н.С.П.», «Элвис-Телеком» и т. д. Скорость передачи в канале — от 64 кбит/с до 11 Мбит/с. Кроме предоставления услуг доступа в Интернет, сеть обеспечивает передачу данных и возможность IP-телефонии между территориально удаленными подразделениями предприятия. С декабря 2002 года радиосеть постепенно переводится на диапазон частот 5,2 ГГц с использованием оборудования Revolution 5000, функциональные характеристики которого по радиоканалу соответствуют стандарту 802.11а и обеспечивают скорость передачи данных до 54 Мбит/с.

Беспроводное решение

Итак, выбор был сделан, и дело не стали откладывать в долгий ящик: оформили заявку и пригласили специалиста ArtCommunications для рекогносцировки на местности. Подобное техническое обследование выполняется для того, чтобы определить потребности клиента в канальной емкости, условия распространения радиоволн от ближайшей базовой станции сети и необходимый в конкретном случае комплект оборудования.

Оказалось, что антенну для подключения КЗК к сети можно смонтировать так, что она будет находиться в прямой видимости от антенного комплекса одной из базовых станций сети, а значит, передача информации будет осуществляться в «прямом» канале без привлечения дополнительного оборудования ретрансляции. Реализация решения заняла около трех недель, из которых две с половиной ушли на подготовку контрактной документации и оформление платежей, и не более трех дней — на собственно установку клиентского комплекта оборудования. Задействованные людские ресурсы: от компании ArtCommunications — три человека (один выполняет обследование, двое — инсталляцию), от КЗК — один человек.

При инсталляции на стене административного здания КЗК была смонтирована направленная антенна с коэффициентом усиления 23 dBi, и к ней подключен автономный радиомаршрутизатор Revolution производства российской компании ComtekAqua со встроенным брандмауэром, который обеспечивает защиту локальной сети от внешних атак.

Рассказывает Виктор Максимов, коммерческий директор ArtCommunications, руководитель проекта.

«Наше решение «последней мили» с помощью канала беспроводной связи отличается от, например, прокладки волоконно-оптического кабеля с той же пропускной способностью в первую очередь сроками реализации. Не говоря худого слова о конкурентах, занимающихся проводной связью, хотелось бы сразу заметить, что для организации радиоканала нам обычно требуется не более двух-трех дней. А если говорить о цене, то наше решение в любом случае обойдется клиенту дешевле в несколько раз, чем прокладка оптоволокна.

Специфика российского рынка заключается в том, что главным и определяющим фактором при соответствии потребностям всегда оказывается стоимость решения. Только потом заказчик начинает оценивать технические характеристики, надежность и функциональные возможности. По нашему опыту, клиент выбирает техническое решение, исходя из соотношения цена/скорость в канале. Руководство колбасного завода «Коломенский» руководствовалось, как мне кажется, именно этим критерием. Тем более что сервисы нашей сети ничем не отличаются от услуг проводных сетей.

Радиомаршрутизатор, установленный на КЗК, позволяет выделить клиенту необходимую пропускную способность канала, а схема организации «последней мили» традиционна при использовании на сотообразующей базовой станции всенаправленной антенны и направленной антенны у абонента. Зона покрытия соты в условиях городской застройки — до 6 км.

Сегодня КЗК использует радиоканал с пропускной способностью 128 кбит/c для передачи данных и доступа в Интернет».

Как заметил Дмитрий Кунакаев, все рабочие места в локальной сети, находящиеся на производственных площадках, в административном здании, в цехах и на складах завода, размещены на одной территории, на расстоянии не более 400 м друг от друга. Поэтому архитектура сети не требует более одного внешнего канала радиодоступа для удовлетворения потребностей всех 45 пользователей сети. Правда, в ближайшее время для организации информационного обмена в рамках технологического процесса планируется установить еще 10 рабочих станций, но в пределах той же проводной сети, так что архитектура каналов беспроводного доступа для сети КЗК пока не изменится.

Доступ в Интернет через сеть ArtCommunications предоставила компания «Зенон Н.С.П.» (http://www.zenon.net). И хотя, добавил г-н Кунакаев, на установку прокси-сервера, оформление «взаимоотношений» с провайдером и получение паролей ушло еще дней семь, но в итоге через месяц КЗК был полностью обеспечен внешней связью и доступом в Интернет.

Так простое решение «последней мили» — канал RadioEthernet с пропускной способностью 128 Мбит/c — стало тем фактором, который позволил повысить оперативность работы служб предприятия. Ведь задержка отгрузки даже на час (например, по причине не дошедшего вовремя подтверждения об оплате) чревата для завода потерей нескольких тысяч рублей.

Стоимость решения тоже оказалась для завода вполне приемлемой. Как сообщил Дмитрий Кунакаев, установка оборудования и подключение обошлись примерно в 1500 долл., и около 1000 долл. в год КЗК платит за практически безлимитный (при существующих сейчас на заводе потребностях в связи) трафик.

Что же касается сайта завода, то отдел ИТ планирует открыть его в начале следующего года. По словам г-на Кунакаева, фактически сайт, хостинг для которого обеспечивает Интернет-провайдер «Зенон Н.С.П.», уже готов, «осталось лишь завершить его оформление как официально принадлежащего заводу информационного ресурса». Он надеется, что вскоре заказы на продукцию будут приниматься через этот сайт, что намного сократит объем работы диспетчеров.

К сожалению, сейчас, когда после инсталляции канала беспроводного доступа прошло немногим более двух месяцев, непосредственно определить экономическую эффективность данного внедрения сложно. Вероятно, впоследствии количественные показатели можно будет получить по суммарным оценкам снижения уровня непроизводительного труда и повышения производительности труда работников завода — благодаря использованию полностью безбумажного делопроизводства, «онлайнового» оформления заказов и отгрузочных операций. Но уже сейчас очевидно, что выигрыш во времени очень велик.

ЗАО колбасный завод «Коломенский»
Создан в декабре 1987 года. Производит колбасную продукцию и мясные варено- и сырокопченые изделия. Объем производства — 27 тонн продукции в день; количество сотрудников — 360. Имеет собственный фирменный магазин, расположенный недалеко от завода, на проспекте Андропова. Продукция поставляется более чем в 500 торговых точек Москвы как на основе постоянных договоров, так и по временным контрактам и заявкам. В день обрабатывается более 170 заявок на поставку товара; отгрузка производится круглосуточно.