«Роснефть» — единственная на сегодня нефтяная компания, полностью остающаяся в собственности государства. В ее структуру входят предприятия, обеспечивающие всю технологическую цепочку — от поиска и разведки нефтегазовых месторождений до переработки и сбыта конечной продукции.

С конца 90-х годов стратегия развития НК «Роснефть» нацелена на создание вертикально интегрированной компании. Руководство поставило задачу повысить эффективность управления холдингом за счет централизации всех управленческих функций, совершенствования системы инвестиционного планирования, управления издержками, финансовыми рисками и т. п. Было очевидно, что реализация подобного рода задач без серьезных информационных технологий будет крайне затруднительной.

«Компания выбирала решение довольно долго — больше года, — вспоминает Сергей Филатов, начальник управления информационно-вычислительных технологий НК «Роснефть». — Не существует систем, которые полностью бы нас устраивали. Поэтому главными требованиями с нашей стороны были надежность и масштабируемость. Так, у отечественных решений, например, «Паруса» или «Галактики», наиболее заточенных под российский рынок, под наши реалии, все хорошо, но масштабируемость хромает». В итоге выбрана была система SAP R/3. «Архитектура построения самой системы SAP R/3, — поясняет Сергей Филатов, — уже предполагает масштабируемость. Собственно говоря, R/3 и разрабатывалась как большая, масштабируемая система, ориентированная на огромные потоки информации».

Представители НК «Роснефть» считают, что на сегодня у них в компании внедрен самый большой объем функционала SAP R/3 среди предприятий отрасли в России. Объясняют они это тем, что в компании реализуют бизнес-процессы, а не отдельные модули R/3. Например, в автоматизации МТР (материально-технических ресурсов), помимо непосредственно закупок и поставок, задействовано множество блоков и модулей ERP-системы. Поэтому в компании говорят об автоматизации необходимых бизнес-процессов средствами SAP R/3.

Однако внедрение мощной ERP-системы еще не означает перехода на полностью электронный документооборот. Бумажные документы остаются, и количество их огромно. В одном только коммерческом департаменте на одного сотрудника приходится до 150 документов в день. И здесь без периферийных устройств никак не обойтись.

«Я человек, который занимается в компании информационными технологиями. И я в основном стараюсь работать с документами в электронном виде, — признается Сергей Филатов. — У меня на рабочем месте есть и компьютер, и сканер, но тем не менее стоят и шкафы с папками. От этого никуда не деться, потому что там хранятся оригиналы документов. Таковы правила». Центральный же архив компании представляет собой довольно большое помещение, выполненное в соответствии с современными требованиями, — с раздвижными стеллажами, вентиляцией и системой пожаротушения. Каждое подразделение компании в этом архиве занимает свои немалые емкости.

Таковы реалии бумажных и безбумажных технологий, которые красноречиво подтверждаются статистикой не только российских, но мировых продаж периферийного оборудования. Принтеров и прочих копировально-множительных устройств продается в значительной степени больше, чем сканеров — средств перехода к безбумажным технологиям. Так что еще очень не скоро мир будет жить в обществе, свободном от бумажных документов.

Профиль клиента

Компания:
ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»

Местонахождение:
Москва

Число сотрудников:
50 тыс. человек

Руководитель:
Сергей Филатов, начальник управления информационно-вычислительных технологий

Проблема:
Закупка оргтехники для центрального офиса и филиалов компании и ее обслуживание

Профиль партнера

Компания:
ООО «МВ — Офисная техника»

Местонахождение:
Москва

Число сотрудников:
около 1500 человек

Руководитель проекта:
Ирина Зуева, начальник отдела продаж в ТЭК

Решение:
Консалтинг, поставка и обслуживание оргтехники в центральном офисе НК «Роснефть» и филиалах

«Периферийные» сложности

Поставки периферийного оборудования в НК «Роснефть» носили стихийный характер, техника закупалась от случая к случаю. Кроме того, это были не централизованные закупки. «После того, как таких устройств в масштабах центрального офиса стало больше десяти и они проработали какое-то время, встала проблема их обслуживания, профилактики, замены картриджей», — рассказывает Сергей Филатов.

Когда в компании один, два или даже пять аппаратов, еще можно найти человека, который будет заниматься их обслуживанием. Когда это десятки и тем более сотни устройств различной сложности, то практически на каждый вид техники нужен свой специалист, который если не может отремонтировать аппарат своими силами, то по крайней мере должен уметь поставить диагноз неисправности или провести профилактические работы.

Кроме того, когда используются устройства от разных производителей, то уже на продукцию практически каждого производителя нужен свой специалист. Или приходится отдавать услуги по обслуживанию аппаратуры в аутсорсинг, но при этом на предприятии все равно должны быть соответствующие специалисты для взаимодействия с аутсорсинговой компанией.

Так или иначе в масштабах крупной компании это весьма затратные мероприятия. «В данном случае самый первый и верный способ понизить затраты — это унификация и стандартизация, — пояснил Сергей Филатов. — Чем больше унифицировано оборудование, тем меньше затраты на его обслуживание. Поэтому мы решили отдать проблему оснащения компании офисной техникой в руки одной организации».

Выбор поставщика

Организация, на которую можно было бы возложить функции «придворного» поставщика оргтехники для НК «Роснефть», должна была если и не производить сама, то по крайней мере поставлять технику достаточно широкого спектра. Во-вторых, эта организация должна была быть в состоянии обслуживать поставленные устройства. В-третьих, требовалось, чтобы ее специалисты могли дать квалифицированную консультацию и помочь при выборе оптимального решения не только с технической точки зрения (например, каким должно быть разрешение того или иного сканера), но и с точки зрения организации процесса эксплуатации. «Иначе говоря, если у нас есть проблема, то мы обращаемся в эту организацию, они нам предлагают пути решения, подбирают необходимую технику, поставляют ее и потом берут на полное обслуживание», — подытожил Сергей Филатов.

На начало 2000 года в круг интересов НК «Роснефть» попали несколько компаний, в том числе Canon, Xerox и российская фирма МВ. В результате предпочтение было отдано последнему кандидату. В «Роснефти» объяснили свой выбор следующим образом. Не секрет, что с российскими производителями работать легче, чем с фирмами, у которых здесь есть только представительства. Это касается в основном обслуживания и поставки комплектующих и запчастей. А время реагирования в данном случае имело большое значение. «Например, компания Canon и другие производители не занимаются обслуживанием в России, — говорит Сергей Филатов. — Эти функции они возлагают на своих российских партнеров. Значит, у нас нет единого центра, куда мы можем обращаться в случае необходимости. Это уже получается не комплексный подход, а тот же аутсорсинг».

MB
http://www.mb.ru
Компания создана в 1990 году, первоначально занималась ремонтом копировальной техники и продажей расходных материалов. С 1993 года самостоятельно поставляет копировальную технику, в 1996 году зарегистрирована собственная торговая марка и начаты поставки техники под собственным брэндом. Сегодня группа МВ занимается производством, продажей и обслуживанием копировальной, принтерной, факсимильной техники, кондиционеров и телевизоров. Система менеджмента качества компании сертифицирована по стандарту ISO 9001. В 2002 году открыто собственное производство в России.

В компании MB, включая филиалы, работает более 1500 человек. Компания имеет 11 региональных отделений в крупнейших городах России и более 500 дилеров во всех регионах страны (кроме того, использует метод прямых продаж).

Поставки

Прежде чем приступить непосредственно к поставкам периферийной техники, специалисты компании МВ проанализировали объем потока документов НК «Роснефть» и оценили эффективность уже имевшегося парка оборудования. В результате были выявлены наиболее слабые места в системе работы с документами. На основании данных, полученных в ходе обследования, были даны рекомендации по усовершенствованию существующей системы документооборота, автоматизации тех или иных бизнес-процессов заказчика, выбору нового оборудования из линейки техники, предлагаемой МВ, и соответствующего ПО.

Сергей Филатов вспоминает: «Проведя обследование, специалисты МВ выдали свои рекомендации — какое количество копиров нужно, где они должны стоять, какой мощности, каким еще дополнительным функционалом они должны обладать, должен ли это быть одновременно принтер. Мы посмотрели, что-то подкорректировали, и в MB приступили к реализации своих же предложений».

Чтобы у заказчика не возникало сомнений в правильности предлагаемого решения, техника МВ предварительно доставлялась в центральный офис НК «Роснефть» для последующей демонстрации. Оборудование устанавливалось, настраивалось, и на нем демонстрировались все его возможности в работе. Потом персонал заказчика имел возможность протестировать построенную систему на реальных задачах.

Послепродажное обслуживание, которое по условиям контракта возложено на МВ, включает в себя обучение персонала заказчика, контроль запасов расходных материалов, профилактическое обслуживание с выездом в офис клиента, реагирование на сигнал о неисправности оборудования — выезд сервисной службы, а при невозможности устранения неисправности на месте доставка оборудования в стационарный сервис-центр и т. д.

Итоги и перспективы

На сегодня уже можно сказать, что наиболее популярными и востребованными из периферийных устройств в НК «Роснефть» стали аппараты типа «все в одном». «Это 9804 ТNG — принтер, копир, факс, сканер. Наш народ любит его за компактность, — пояснил Сергей Филатов. — Это нормальный лазерный принтер, протяжной сканер. В основном у нас используют протяжные сканеры и только в малом количестве точек — планшетные. И тут, конечно же, нужно учитывать специфику компании. Сотрудники очень любят носить бумажные документы. Они, безусловно, пользуются электронной почтой, но даже не столько для согласования, сколько для предварительного ознакомления с документом. А само согласование документа происходит на бумаге».

Сейчас идет поставка оргтехники в одну из самых дальних точек НК «Роснефть» — «Сахалинморнефтегаз». Для этого в центральный офис компании приглашали специалистов из филиалов, чтобы на конкретных примерах продемонстрировать им достоинства предлагаемых решений. В настоящий момент аналогичная техника уже поставлена в дочерние структуры «Роснефти», сосредоточенные на Юге России, — это Краснодар, Туапсе, Ставрополь. А два года назад еще одна дочерняя компания «Роснефти», «Пурнефтегаз» (Ямало-Ненецкий автономный округ) переехала в новое здание, предварительно оснастив его копировально-множительной техникой МВ.

Когда речь идет о внедрении новой техники, так или иначе ожидается, что это принесет какую-то отдачу, скажем, позволит косвенно увеличить прибыль компании либо снизить затраты. Конечно, внедрение офисной техники снижает затраты на обмен теми же факсовыми сообщениями, но оценить это в конкретном денежном эквиваленте крайне трудно. Кроме того, при этом экономятся не только средства, но и временные и людские ресурсы. «Одно дело, когда человек с документом бегает по цепочке. И совсем другое дело, когда в силу вступают современные информационные технологии, — считает Сергей Филатов. — Внедрение ИТ можно рассматривать как улучшение, а можно — как переход на другой уровень и совсем другой стиль работы. А это влечет за собой массу изменений, которые сразу не видны. Люди не просто работают по-другому, они становятся другими людьми, они и ведут себя иначе. Вопрос личного настроения и отношения самого человека к работе очень важен. От этого напрямую зависит эффективность работы сотрудников, а следовательно, и компании в целом».

ОАО «Нефтяная компания «Роснефть»
http://www.rosneft.ru
Нефтяная компания “Роснефть” образована в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1995 года No 971. Компания находится в собственности государства; ее основные задачи — поиск и разведка месторождений углеводородов, добыча нефти и газа, переработка сырья, реализация нефти, газа и продуктов нефтепереработки в России и за ее пределами. Планируется масштабная диверсификация производственной деятельности «Роснефти» в угольную отрасль и энергетику с целью комплексного использования в едином технологическом цикле всех видов энергоресурсов — нефти, газа, угля, электроэнергии.

Объем добычи нефти (с газовым конденсатом) в НК «Роснефть» в 2002 году достиг 16б1 млн т, добычи газа — 6,4 млрд м3. По итогам 2002 года выручка от реализации товаров и услуг составила по холдингу 61,3 млрд руб., что на 42% больше по сравнению с 2001 годом. Чистая прибыль компании за тот же период составила 8,9 млрд руб., что почти на 1 млрд руб. меньше, чем в предыдущем году, прибыль до налогообложения — 12,7 млрд. руб. (примерно на 300 млн. руб. меньше прошлогоднего показателя).

НК «Роснефть» имеет более 40 дочерних подразделений в 19 регионах страны (Западная Сибирь, Сахалин, Северный Кавказ и Север России). В структуру компании входят предприятия, обеспечивающие всю технологическую цепочку: от поиска и разведки месторождений нефти и газа до переработки и сбыта конечной продукции. Кроме того, в числе дочерних предприятий “Роснефти” — два научно-исследовательских и проектных института, “РосНИПИТермнефть” и “СахалинНИПИморнефть”. В компании создана корпоративная система спутниковой связи.