Свет, который мы потребляем

Человек не может жить без воздуха, без воды, без денег и без любви. В прошлом веке к списку жизненно необходимых сущностей добавилась еще и электроэнергия. Немногие хозяйственные отрасли могут сегодня сравниться по важности с электроэнергетикой: все мы — ее потребители, все мы в числе прочего платим "за свет". Финансовый аспект данной отрасли очень и очень сложен, особенно в нашей стране. СМИ постоянно пишут о конфликтах и проблемах, возникающих во взаимоотношениях поставщиков и потребителей энергии. В последнее время много говорится также о начавшейся в российской энергетике реформе. Одним из элементов этой реформы стало создание в феврале 2002 года Центра обслуживания продаж энергии (ЗАО "ЦОП Энерго") в Москве и Московской области.

Перед "ЦОП Энерго" был поставлен комплекс задач, связанных с взаимодействием между энергосбытовыми структурами и потребителями. Сюда входят организация учета потребляемой энергии; обеспечение своевременной оплаты потребленной электроэнергии; заключение договоров энергоснабжения с абонентами; доставка пакетов извещений для оплаты; проведение работ по проверке и замене электросчетчиков в случае их неисправности. Кроме того, Центр проводит мероприятия по борьбе с несанкционированными подключениями, нарушением схем учета потребления электроэнергии, недобросовестными плательщиками и т. п.

В ведении "ЦОП Энерго" сегодня находится более 4,3 млн абонентов, или порядка 10% от общего числа бытовых потребителей в России. В Москве компания работает со всеми потребителями бытового сектора, а в Подмосковье — не только с физическими лицами, но и с рядом коммерческих и промышленных потребителей (мелкие и средние предприятия). Структура компании включает около 90 местных отделений и участков, общая численность сотрудников в них составляет порядка 1500 человек.

Как отмечает генеральный директор "ЦОП Энерго" Игорь Кривенцов, по сравнению с прежним подходом к потребителям, который практиковался организациями «Энергосбыта», в работе Центра есть ряд существенных отличий. В частности, новая структура ориентирована на обеспечение более регулярного учета и отчетности, а также на широкое использование аналитики. "Мы выходим на сальдо абонента к концу каждого месяца", — говорит Игорь Кривенцов. Естественно, что в нынешних условиях подобные задачи не могут экономично и эффективно решаться без поддержки информационных технологий.

Профиль клиента

Компания:
"ЦОП Энерго"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Игорь Кривенцов, генеральный директор

Проблема:
Автоматизация деятельности региональной энергосбытовой организации

Профиль партнера

Компания:
"ТрансинвестИНТЕГРАТОР"

Местонахождение:
Москва

Руководитель:
Иван Лапушкин, генеральный директор

Решение:
Внедрение АСУ ЭД "Интегратор" на предприятиях заказчика в Москве и Московской области

Автоматизация в отрасли и в компании

На заре автоматизации российской энергосбытовой отрасли основное внимание уделялось созданию сравнительно простых расчетных программ, как правило, связанных с выставлением счетов за энергопотребление. Дальнейшее развитие шло в основном эволюционным путем — отдельные процессы энергосбытовой деятельности автоматизировались с помощью разнородных программных комплексов и технологий, зачастую плохо стыковавшихся между собой. К тому же частое изменение бизнес-процессов и приоритетных направлений автоматизации в организациях приводило к постоянным переделкам программных комплексов, "латанию дыр" и другим полумерам. На первых порах подобное состояние дел не вызывало особых проблем, поскольку задача интеграции потоков данных от различных подсистем остро не стояла, а системы, имевшиеся у энергосбытовых предприятий, в целом удовлетворяли потребности в автоматизации основных бизнес-процессов.

Однако с течением времени отдельные системы и даже целые комплексы перестали справляться со своими задачами. Кардинально выросли требования к степени агрегации, достоверности и оперативности бизнес-информации, поставляемой различными автоматизированными системами, а также к аналитическим возможностям систем — они использовались для принятия управленческих решений. Широкое распространение автоматизированных систем коммерческого учета энергоресурсов (АСКУЭ) также потребовало внедрения множества абсолютно новых технологических и программных решений.

Помимо прочего автоматизация деятельности компаний "Энергосбыт" (пока еще остающихся специализированными сбытовыми филиалами региональных АО "Энерго") в настоящее время должна учитывать реформу российской энергетики. Из-за этого существенно возрастают требования к гибкости, простоте и быстроте перенастройки программного комплекса, связанной с динамичным изменением бизнес-правил.

Автоматизация компаний "Энергосбыта" на основе корпоративных информационных систем (КИС), таких, как SAP/R3 или Oracle Applications, сопряжена с множеством проблем. С одной стороны, внедрение подобной системы в качестве АСУ энергосбытовой деятельности (АСУ ЭД) теоретически обеспечивает масштабируемость, комплексность и универсальность, предоставляет развитые средства отчетности и анализа. С другой стороны, эти мощные КИС весьма дороги, их сложно внедрять, да и рассчитаны они изначально на западные бизнес-правила. Адаптация таких крупных систем на местах предполагает очень высокие требования к квалификации персонала в подразделениях "Энергосбыта", особенно в службе АСУ. Кроме того, годовые затраты на сопровождение этих систем зачастую весьма велики. Вместе с тем само внедрение почти неизбежно потребует одновременного технического перевооружения — создания современной коммуникационной инфраструктуры и оснащения подразделений современной вычислительной техникой.

К сожалению, условия для развертывания систем автоматизации бизнес-процессов во многих энергосбытовых организациях весьма далеки от оптимальных. Зачастую эти организации обладают разветвленной сетью филиалов, сильно удаленных от центра и оснащенных по большей части устаревшей техникой и разнородным ПО. Можно упомянуть и плохие каналы связи (а иногда и полное их отсутствие), и дефицит квалифицированного ИТ-персонала, и нехватку финансов. Все эти факторы делают крайне проблематичным внедрение в региональных энергосбытовых предприятиях не только какой-либо мощной ERP-системы из числа продуктов лидеров рынка, но даже просто единой программной платформы.

В то же время опыт внедрения АСУ ЭД в энергосистемах показывает, что и чисто "коробочное" решение, как правило, оказывается неприемлемым. Слишком многое в деятельности "Энергосбыта" зависит от специфики региона, организационной структуры и т. п. К тому же в условиях реформирования энергетики весьма велика неопределенность — идет серьезная реструктуризация АО "Энерго", появляются независимые энергоснабжающие организации, действует и множество других "возмущающих" факторов.

Все эти проблемы были актуальны и для "ЦОП Энерго". Унаследованная АСУ "Энергосбыта" не обеспечивала их полноценного решения, несмотря на попытки ее усовершенствовать. "Система не обладала достаточно развитыми функциями, время отклика на запрос было слишком велико, да и интерфейс порождал много сложностей, — вспоминает Игорь Кривенцов. — Между тем в числе функций, которые мы хотели бы видеть в своей АСУ, можно назвать удобные средства консолидации информации, учета и отчетности, а также довольно своеобразные функции биллинга — необходимо включить в рассмотрение всевозможные тарифы, льготы и субсидии. И требуемое решение было довольно быстро найдено — его нам предложила компания “ТрансинвестИНТЕГРАТОР” (ТИИ).

ООО "ТрансинвестИНТЕГРАТОР"
http://www.tii.ru
Компания, созданная в 2001 году, специализируется на разработке и внедрении типовых, проектных и специальных информационных систем. В числе направлений ее деятельности — комплексная автоматизация предприятий энергетической отрасли, сопровождение систем в процессе эксплуатации, поддержка региональных пользователей систем (обучение и консалтинг в области автоматизирования энергосбытовой деятельности), а также поставка вычислительных средств (серверы, рабочие станции, периферия) и оргтехники. Численность сотрудников — 120 человек.

Структура и возможности решения ТИИ

По словам представителей "ЦОП Энерго", разработанная в ТИИ комплексная информационная система, АСУ ЭД "Интегратор", соответствует текущим нуждам энергосбытового предприятия и может без проблем достраиваться при изменениях требований в будущем. Во многом достоинства этой системы объясняются тем, что ведущие специалисты ТИИ долгое время работали в системе "Энергосбыта" и успели досконально изнутри изучить специфику данной предметной области. АСУ ЭД "Интегратор", как уверяют ее создатели, пригодна для автоматизации как подразделений АО "Энерго" (гарантирующих поставщиков), так и независимых поставщиков энергии, роль которых, вероятно, будет расти в ходе либерализации рынка.

Функциональность "Интегратора" охватывает работу как с юридическими, так и с физическими лицами. Генеральный директор ”ТрансинвестИНТЕГРАТОР” Иван Лапушкин отмечает, что при разработке системы основное внимание уделялось соблюдению таких базовых принципов, как полная прозрачность системы для руководства и минимизация затрат на внедрение, эксплуатацию и реконфигурацию ПО.

Применение в качестве стандарта универсального языка моделирования (UML) позволило специалистам ТИИ применить системный подход к проектированию ПО и значительно увеличить его гибкость.

В архитектуре АСУ ЭД "Интегратор" учтены как особенности современных энергоснабжающих организаций (ЭСО), обычно имеющих разветвленную филиальную сеть (МРО, участки), так и возможные изменения на конкурентном рынке. Этому способствует модульность системы, позволяющая для каждого подразделения ЭСО создать необходимую конфигурацию, а также наличие репликационной подсистемы, предназначенной для передачи информации между подразделениями. Для любого подразделения ЭСО при необходимости можно изменить конфигурацию АСУ ЭД, например, передать часть функций из центра в подразделения.

АСУ ЭД "Интегратор" позволяет работать с различными серверами баз данных. В настоящее время реализованы варианты для Oracle и Interbase (в частности, для бесплатного сервера БД Firebird). Планируется включить в этот список и Microsoft SQL Server.

Полный вариант АСУ ЭД "Интегратор" представляет собой многоуровневую систему, каждый уровень которой оптимизирован для автоматизации предприятия определенной мощности (например, «Энергосбыт» — отделение — участок). Заказчик может строить структуру системы в зависимости от своих условий. Выбор платформы (Oracle, InterBase) самостоятелен для каждого уровня и даже для различных подразделений одного уровня.

В распределенной системе “Интегратор” осуществляется жесткий контроль за состоянием информации сверху донизу. Для передачи информации между ее уровнями системы возможно использование существующих каналов связи. Репликации между распределенными БД могут осуществляться с помощью съемных носителей (при полном отсутствии канала связи), по модемной связи и электронной почте, а также через удаленное подключение к центральной БД (рекомендуется при очень хороших каналах связи).

На базе "Интегратора” создан набор типовых решений, который, по словам разработчиков, охватывает широкий спектр энегосбытовой деятельности АО "Энерго" и позволяет ускорить процесс автоматизации и уменьшения расходов. Предусмотрена также доработка типового решения в соответствии с нуждами заказчика.

Сложный проект — быстрое внедрение

Итак, напомним, что компания "ЦОП Энерго" была создана в феврале 2002 года, а в апреле того же года в ней стартовал проект по внедрению АСУ ЭД "Интегратор".

Традиционный для таких внедрений начальный этап предпроектного обследования и изучения бизнес-модели заказчика в данном случае оказался относительно простым: как уже упоминалось, ядро группы разработчиков системы составляют специалисты, хорошо знающие предметную область и ее проблемы. Положительно сказался и большой опыт их сотрудничества с предприятиями "Мосэнерго" и "Вологдаэнерго", позволивший существенно улучшить возможности системы к адаптации и снизить расходы на внедрение и сопровождение. Уже в июне четвертое городское отделение "ЦОП Энерго" было переведено на работу с новой системой.

Естественно, программное перевооружение потребовало провести обучение сотрудников. В данном случае позитивным фактором оказался достаточно высокий уровень подготовки работников городских отделений и их оснащенность техникой.

С октября 2002 года новая система была запущена в промышленную эксплуатацию. Понимая специфику проблем заказчика, специалисты ТИИ при необходимости выполняли доработки своего ПО, а особое внимание было уделено технической поддержке. Партнеры ЦОП организовали для этой цели сервис-центр, заказчику была предоставлена "горячая линия" поддержки и консультаций.

От центра — к регионам

Эксплуатация "Интегратора" в московских отделениях "ЦОП Энерго" оказалась удачной, и в начале нынешнего года стартовал новый этап проекта — специалисты ТИИ начали внедрение системы в областных подразделениях.

Основные работы в рамках этой фазы проекта пришлись на май и июнь 2003 года. Технические особенности внедрения в областных подразделениях были обусловлены относительно низким уровнем оснащенности отделений вычислительной техникой и средствами связи. В результате в операциях по сбору и репликации данных большую роль пришлось отвести сменным носителям — начиная с обычных дискет и кончая современными модулями флэш-памяти. Примечательно, что в ряде случаев отдельные категории мобильных сотрудников (обходчики участков) оснащаются карманными компьютерами, данные с которых регулярно переносятся на офисные компьютеры.

На данный момент практически вся Московская область автоматизирована с помощью технологий ТИИ. Общее число АРМ, функционирующих в рамках новой системы, составляет, по словам Игоря Кривенцова, порядка 540.

К опыту московских коллег присматриваются и АО "Энерго" других регионов. В частности, система "Интегратор" уже внедряется в энергоснабжающих организациях АО "ВологдаЭнерго". Кроме того, ТИИ заключил соглашение о сотрудничестве с "ГВЦ энергетики" РАО ЕЭС. В рамках этого партнерства накопленный ТИИ положительный опыт автоматизации отрасли будет распространяться и на другие регионы страны.

ЗАО "ЦОП Энерго"
Центр обслуживания продаж энергии ("ЦОП Энерго") был создан в 2002 году в рамках ОАО “Мосэнерго”. Основное направление деятельности компании — обслуживание расчетов за тепло- и электроэнергию; заключение договоров энергоснабжения с абонентами; доставка пакетов извещений для оплаты; проведение работ по проверке и замене в случае неисправности электросчетчиков и т. п.

Структура компании включает около 90 отделений и участков на территории Москвы и Московской области с численностью сотрудников порядка 1500 человек.