Конкуренция на страховом рынке очень сильна, несмотря на то, что крупных игроков на нем не так много. Мелких же страховых компаний в России огромное количество (всего по стране их насчитывается более 1000). При этом рынок уже давно поделен, и существенный его передел вряд ли возможен. Поэтому за клиента каждая компания борется цивилизованными методами — разнообразя спектр услуг, улучшая сервис.

Страховая компания “Сибирь” начинала работать в 90-х в Нижневартовске, центре крупного нефтедобывающего района. С “нефтянкой” тогда и была связана основная деятельность компании — имущественное страхование нефтяных предприятий, использующих дорогостоящую аппаратуру (в числе клиентов “Сибири”, к примеру, нефтяная компания «Славнефть»). В 1997 году “Сибирь” открыла московский офис и начала активно завоевывать рынок страховых услуг Москвы. Одновременно “Сибирь” продолжала развивать и региональный бизнес, многие годы удерживая первое место среди региональных компаний. Сейчас приоритет отдается увеличению спектра услуг на московском рынке, а бизнес в регионах, связанный только с предприятиями «Славнефти», будет сворачиваться.

Профиль клиента

Компания:
Страховая компания “Сибирь”

Местонахождение:
Москва

Руководитель проекта:
Филипп Коньшин, директор департамента ИТ-обеспечения

Проблема:
Автоматизация страховой деятельности компании

Профиль партнера

Компания:
Группа ИНЭК

Местонахождение:
Москва

Руководитель проекта:
Михаил Крихели, руководитель направления “Автоматизация страховой деятельности”

Решение:
Внедрение продукта “ИНЭК-Страховщик”

Проблемы

Люди, даже далекие от страхового бизнеса, наверняка имеют представление, с каким количеством документов связана работа страховых компаний. Как бы то ни было, страховая компания — это определенного вида финансовая организация. Однако, — и это лишний раз подтверждает недостаточность развития рынка страховых услуг в России, — специализированного программного обеспечения для данной сферы бизнеса очень мало. Даже сегодня такие продукты можно сосчитать по пальцам одной руки, и что уж говорить про середину 90-х. Но проблема в том, что таким организациям автоматизация требовалась давно.

Компания “Сибирь”, как и многие другие страховые компании, организовала у себя отдел информационных технологий, который и сегодня играет весьма важную роль в ее развитии. Программисты этого отдела в 1996 году разработали ПО для автоматизированного учета договоров, которое используется в компании по сей день. Примерно в те же годы СК “Сибирь” приобрела программное обеспечение ИНЭК, которое внедрялось в ее региональных филиалах. Многолетний опыт совместной работы и выпуск на рынок в конце 2002 года продукта “ИНЭК-Страховщик” повлияли на принятое в СК “Сибирь” решение о внедрении именно этой системы с целью автоматизировать процесс комплексного ведения оперативного и управленческого учета. Соотношение цена/качество также вполне устраивало заказчика; подходило ему и и то, что в новом продукте сочеталась автоматизация бухгалтерии и страховой деятельности.

Группа ИНЭК
http://www.inec.ru
Компания образована в 1990 году. Предоставляет услуги по финансово-экономическому и управленческому консалтингу, аудиту и бизнес-обучению. ИНЭК — разработчик целого ряда информационно-аналитических программных продуктов и систем, предназначенных в том числе для анализа финансово-экономического состояния предприятия, планирования его деятельности, управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), управления персоналом и т. д. Кроме того, ИНЭК предлагает специализированные ИТ-решения для банков и страховых компаний.

Группа ИНЭК входит в число двадцати крупнейших аудиторско-консультационных фирм России.

Одной из главных задач, стоящих перед компанией “Сибирь”, была консолидация данных из филиалов, которых на начало 2002 года у нее было девять. Поясним немного суть этой задачи. Основная проблема любой страховой компании — подсчет страховых резервов, включающий подсчет договоров и поступивших сумм. Кроме того, очень важна оперативность, с которой эти данные поступают в центральный офис для анализа, статистической обработки, составления отчетности. Так как на тот момент перед СК “Сибирь” стояла задача переориентации бизнеса, было необходимо в достаточно короткий промежуток времени внедрить автоматизированную систему, решающую связанные с этим проблемы.

Кроме того, с 1 января 2003 года законодательством определен новый принцип расчета страховых резервов — если раньше они подсчитывались в филиалах, то теперь их требовалось подсчитывать только в головной компании. Это основное изменение, но много было и различных нюансов.

Проект

В самом конце 2002 года страховая компания “Сибирь” заключила контракт с фирмой ИНЭК на внедрение системы “ИНЭК-Страховщик”, и через 3 месяца, в начале апреля 2003 года, внедрение было завершено.

Решение внедрялось, во-первых, с соблюдением преемственности по отношению к используемому ПО фирмы ИНЭК, а во-вторых, интегрируя в себя оригинальное ПО, разработанное специалистами компании “Сибирь”. “Работая над этим проектом, мы еще раз доказали, что можно и нужно работать в сотрудничестве с ИТ-службами заказчика. Более того, специализированная автоматизированная система действительно может работать совместно с собственными программными разработками заказчика”, — подчеркнул Михаил Крихели, руководитель направления “Автоматизация страховой деятельности” Группы ИНЭК. Естественно, при этом необходимо было решить задачу конвертации данных. Конвертор был разработан за месяц одним из специалистов ИТ-службы СК “Сибирь”. Процесс прошел успешно, достоверность данных была подтверждена.

За три месяца внедрения система “ИНЭК-Страховщик” была установлена во всех филиалах компании “Сибирь” и головном офисе, где ведется центральная база данных. До этого специалисты ИНЭК помогли заказчику составить техническое задание, сформулировать необходимые требования к системе. На этапе постановки задачи была проведена консультация. Все это помогло в дальнейшем выполнить техническую работу без излишних проблем. Внедрение системы проводилось совместными усилиями заказчика и фирмы ИНЭК. Обучение сотрудникам СК “Сибирь” не потребовалось, так как они уже имели опыт работы с ПО ИНЭК.

Система позволила автоматизировать статистический учет договоров страхования, сострахования и перестрахования и поддержку всего жизненного цикла договоров, вести учет финансовых потоков по каждому договору. После внедрения в полном объеме была автоматизирована работа бухгалтерии, руководство компании и планово-экономическая служба получили инструмент для ведения отчетности и планирования. Внедрены были и модули системы для проведения необходимых настроек и администрирования.

Была проведена серьезная работа по созданию форм отчетности, которые сегодня присылаются из филиалов в центральный офис. В дополнение к этим формам был еще разработан специальный анализатор, помогающий обрабатывать в центре всю поступающую информацию. В настоящее время данные из филиалов поступают в центр в режиме offline. Это временная мера, и в дальнейшем, после реорганизации СК “Сибирь” и установки в филиалах необходимого компьютерного и сетевого оборудования, вся первичная информация в центральный офис будет поступать в режиме реального времени.

Что касается количества пользователей, работающих в системе “ИНЭК-Страховщик”, то компания “Сибирь” приобрела безлимитную лицензию, поэтому в системе могут работать все сотрудники компании. Для сопровождения продукта СК “Сибирь” заключила соответствующий договор с ИНЭК. “Мы считаем, что сопровождение своими силами нецелесообразно, так как для этого требуются дополнительные людские и финансовые ресурсы”, — отметил директор департамента ИТ-обеспечения СК “Сибирь” Филипп Коньшин.

Эффект явный и неявный

Обычно экономический эффект от внедрения проявляется спустя более или менее продолжительное время. В компании "Сибирь" уже закончился период опытной эксплуатации системы. За это время прошла проверка работоспособности нового продукта, того, как поступают данные, консолидируется отчетность. Проводились испытания, включающие сравнение результатов работы системы с данными, получаемыми прежним способом, как это делалось до ее внедрения. Отчет за II квартал уже будет сдан полностью с применением "ИНЭК-Страховщик".

Однако видимый эффект быстрее всего проявится в бухгалтерии. Если обычно у компании подведение итогов по отчетному периоду занимает месяц и подразумевает бессонные ночи бухгалтеров, то теперь положение изменится. "Думаю, что наши бухгалтеры в период подготовки отчетности будут больше времени проводить дома. Это первый и самый явный эффект, который я вижу", — подчеркнул Филипп Коньшин. Кроме того, внедренная система не может не повлиять на сферу управления компании, хотя развитие аналитических функций намечено на ближайшее будущее (и это означает, что сотрудничество с фирмой ИНЭК будет продолжаться).

Но есть и еще некий важный положительный момент. Дело в том, что в каждом филиале СК "Сибирь" с момента их создания создавался и утверждался свой план счетов. Перед внедрением автоматизированной системы был проведен анализ всех планов счетов по филиалам, и оказалось, что они отличаются друг от друга, что создавало благодатную почву для появления ошибок в данных, передаваемых в центральный офис. После проверки все планы счетов были приведены к единому знаменателю, причем в кратчайшие сроки (менее месяца). И это несмотря на то, что эта работа пришлась на период составления годовой отчетности компании и начала внедрения системы "ИНЭК-Страховщик". Плюс к тому специалисты ИНЭК совместно с заказчиком провели большую работу по аудиту, консалтингу и анализу финансовой структуры компании в целом. "На мой взгляд, любая компания с удовольствием внедрила бы у себя продукт ИНЭК только ради того, чтобы был повод проверить работу бухгалтеров на местах, посмотреть, как там соблюдается законодательство, провести аудит", — отметил Филипп Коньшин.

По словам Михаила Крихели, для внедряющей команды проект был интересен и в том плане, что он выполнялся в динамично развивающейся компании, где требовалось непременно решить задачи автоматизации бизнеса. Это была действительно живая, интересная работа, чувствовалась настоящая заинтересованность заказчика в ее результатах.

Страховая компания “Сибирь”
http://www.ckc.ru
Страховая компания “Сибирь” была создана в 1992 году в Нижневартовске в качестве специализированной страховой компании для обеспечения профессиональной страховой защиты от рисков, связанных с деятельностью предприятий нефтегазодобывающей отрасли, в ее создании приняли участие объединения «Нижневартовскнефтегаз», «Мегионнефтегаз», «Нижневартовскнефть» и другие организации Западной Сибири. Первоначально занималась имущественным страхованием нефтяных предприятий. В 1997 году “Сибирь” открыла московский офис, одновременно продолжая развивать региональный бизнес (имеет 9 филиалов).

Сегодня СК «Сибирь» занимается обслуживанием как юридических, так и физических лиц. Предлагаемый компанией пакет услуг включает более 30 видов страхования, как классических (страхование имущества, средств транспорта, гражданской ответственности, жизни), так и принципиально новых страховых продуктов (страхование на случай убытков от перерыва в производстве, страхование ответственности производителя за качество выполняемых работ и оказываемых услуг). Основной страховой пакет компании — автострахование; активно развиваются услуги добровольного медицинского страхования.

В 2001 году компания вошла в двадцатку крупнейших страховщиков России в добровольных видах страхования.